Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество24 ноября 2005 22:00

Почему китайцы строят СССР

Корреспондент «КП» Дарья Асламова попыталась выяснить, как и почему наш «младший брат» неумолимо превращается в «брата старшего»
Даша попробовала Китай на вкус.

Даша попробовала Китай на вкус.

Окончание. Начало в номере за 23 ноября с. г.

Русским всегда казалось, что создать новый мир невозможно, если не разделаться со старым. В нас все без меры, всюду пересол. Китайцы нашу перестройку сочли сложным и хлопотливым способом русского самоубийства. «Нас поразило, как вы торопились, - говорит местный журналист Ван Чун Дзе. - Провести приватизацию ударными темпами по всей России! Да зачем? Как можно распродать всю страну в один день? В Китае реформы совершаются медленно, после долгих дискуссий - сначала в одном уезде, потом в области и только потом в стране. «Чем дольше мясо тушится, тем нежнее становится». Вы же хотели сразу прыгнуть из социализма в капитализм».

«Китай стоит перед Россией огромным историческим упреком, - говорит писатель и журналист Александр Проханов. - Мы могли бы быть такими же, но не стали. Что мы сейчас? Огромная труха между трех океанов».

«Китай сумел доказать, что можно создать рыночную экономику без политического плюрализма, - замечает политолог Вячеслав Никонов. - А у нас Горбачев впервые в мире предпринял попытку создать политический плюрализм БЕЗ рыночной экономики. Как только люди пришли в пустые магазины и спросили: «А что нам есть?» - государство рухнуло».

Если русское экономическое «авось» китайцев напугало, то западные попытки навязать свой образ жизни они сочли просто бестактными. Еще десять лет назад Ричард Никсон заметил: «Сегодняшняя экономическая мощь Китая делает лекции США о правах человека безрассудными. Через десять лет она сделает их неуместными. Через двадцать лет над ними будут смеяться».

В союзники в борьбе с Западом Китай, как и полвека назад, выбирает Россию. «Если не с нами, то с кем вы останетесь?!» Однако эту новую дружбу западные дипломаты сочли чистой воды блефом. «Все эти ваши совместные военные учения - пыль в глаза, - говорит английский эксперт по Китаю Джаспер Бекер. - Россия сейчас слишком слаба и цепляется за Китай, чтобы продемонстрировать Западу возможную мощь нового военного союза. Но этот союз - игра. Китай и Россия друг другу ни на грош не доверяют».

«То, что делает Россия во внешней политике, - это и впрямь блеф, - заверяет политолог Александр Дугин. - Но то, что делает Китай, - это не блеф, это серьезно. И если они проводят военные учения, значит, они планируют захватить Тайвань рано или поздно. У нас есть общий враг и общая угроза - Америка, которая создала однополярный мир. Китай пытается создать противовес Штатам, и тут мы с ним союзники. Но наше сближение с Китаем чревато не потому, что Китай плох, а потому, что он сильнее. Как в притче у Ницше. Уголь спрашивает алмаз: «Вот мы с тобой родственники, сделаны из одного и того же вещества, но почему ты такой твердый?» «Потому что ты такой мягкий», - отвечает алмаз».

Кто они нам - друзья или враги?

Поезжайте в Приморье, куда китайцы лезут, как клопы из ошпаренного тюфяка, и вам ответят: «Китайцы? Благодетели! Кормильцы! Куда мы без них?» «Что за чушь у вас в Москве несут о «желтой» экспансии? - удивляется, к примеру, депутат Законодательного собрания Приморского края Юрий Серебряков. - Да мы без них с голоду подохнем. Только за счет них и живем. Они нас и обули, и одели. У нас говорят: Москва далеко, а Китай близко. Да и кого мы в Москве интересуем? Мне один московский политолог заявил: «Нам Дальний Восток не нужен, это была ошибка царизма». Представляете? Земли у нас, конечно, много, но лишней-то нет. У нас только людей не хватает. В России население 140 миллионов человек, из которых работают всего 60 миллионов. А китайцы - вот они. Законопослушные, работящие».

Китаец Сюэ Хуэй Линь, бизнесмен, лидер владивостокской общины. Женат на русской, двое детей, выпускает газету на китайском. «Надо ли вам нас бояться? - вздыхает Сюэ. - Есть у нас в Китае река Хуанхэ, которая все время грозит вырваться из берегов. Город внизу, а река вверху, и люди со страхом за ней наблюдают. То же самое у вас на Дальнем Востоке. Огромная пустая территория, а в двух шагах 200 миллионов, население нескольких провинций. Страшно, что дамбу в один прекрасный день прорвет».

Пока «дамбу не прорвало», «желтое» население в глаза не бросается. Даже в Уссурийске, который считается «китайским городом» (по слухам, здесь постоянно тусуются до 20 тысяч граждан КНР), китайцев можно встретить в основном на известном ночном рынке. Торгуют второсортным ширпотребом - обувью да шмотками. Часто тяп-ляпицу китайцы «шлепают» прямо здесь, в Уссурийске, на подпольных фабриках. На лейблах, учитывая ностальгическую «слабинку» покупателей, пишут трогательное «сделано в Москве».

У жителей Уссурийска претензий к китайцам нет: «Живут они скученно, спят в своих «крысиных норах» - картонных коробках, едят чашку риса в день, проблемы свои решают тихо, в «кругу семьи». Пашут днем и ночью, делают всю грязную работу, а как выбиваются в «люди», нанимают наших ребят в «помогайки». («Помогайка» - российский гражданин, везущий на себе из Китая беспошлинный товар весом не более 50 килограммов.)

Два города по сторонам границы - русский Уссурийск и китайский Суйфыньхэ. За несколько лет бурной приграничной торговли Уссурийск умылся, причесался, но так и остался бедным провинциальным городком. За те же годы Суйфэньхэ из загаженной китайской деревни превратился в богатый, избалованный успехом городок, где сверкают дорогие отели и престижные развлекательные центры. «Как поднялись-то на наших деньгах!» - вздыхают уссурийцы.

«Китайцы высасывают ваши деньги, - говорит китайский бизнесмен Сюэ Хуэй Линь. - А почему? Потому что вам не нужны ИХ деньги. Когда во Владивосток приезжают мои знакомые бизнесмены, они первым делом спрашивают меня: «Если я вложу средства в новое предприятие, какие льготы и привилегии я получу?» «Да никаких», - отвечаю я».

В Китае же инвестор - « важная персона». Вокруг него пляшут чиновники, готовые помочь со всей бумажной волокитой. Любому предприятию, создающему рабочие места, - зеленый свет, а всем приграничным территориям - особый статус. Первые три года - никаких налогов, до пяти лет - льготное налогообложение, а дальше специальная комиссия решает, встала ли на ноги молодая компания и сколько она может платить государству.

«Вообще как бизнес-партнеры мы китайцев не интересуем, - говорит директор Института финансового анализа Герман Зверев. - Они могут купить нас за копейки, что и делают. У китайцев сейчас весь мир в кармане. Только в Бразилию они вложили три миллиарда долларов. У них в руках второй по величине в мире порт в Роттердаме, Панамский канал, сделка с казахской нефтью. А что Дальний Восток? Мы с Китаем соседи, но ни о каких крупных проектах пока не слышно».

С такой оценкой ситуации коренным образом не согласен Генеральный консул Китая на Дальнем Востоке господин Фань Сяньжун. Этот молодой блестящий дипломат - образец китайской жизнерадостности и неизменного партийного оптимизма. «Я вам дам отличный заголовок для вашей статьи, - бодро предлагает консул, лучась и плавясь, как красное солнышко. - Например: «Развитие русско-китайского экономического сотрудничества - необратимый процесс». Как, по-вашему, хорошо?» «Хорошо», - с энтузиазмом откликаюсь я. «А вот еще, - воодушевляется консул. - Россия и Китай навсегда перевернули черную страницу нашего прошлого!» «Навсегда?» - с сомнением спрашиваю я. «Навсегда!» - заверяет господин Сяньжун.

Об отношениях к китайцам на русском Дальнем Востоке консул говорит туманно, мол, плохие и хорошие люди есть везде: «Как бы кому-то ни нравилось то, что китайцы приезжают сюда, но вы должны признать, что наши люди отлично работают. Водку не пьют, работают до поздней ночи».

«Мы, русские, живем по Марксу: «Самое главное богатство человека - свободное время», а для китайцев работа - сама по себе ценность, - говорит председатель Хабаровского объединения предпринимателей Евгений Шулепов. - У нас по деревням пьяницы с огородов будут помидоры воровать, но на работу не пойдут. Лень. Все дело в том, что мы еще до конца не испили чашу нищеты, а китайцы на своей шкуре узнали, что такое голод. И вообще нация, способная в шесть утра дружно выйти на зарядку, - это великая нация».

Ненужная земля

Если Владивосток лоялен к своим китайским соседям, то Хабаровск до сих пор зализывает раны после частичной потери двух островов, отданных Китаю, - Большого Уссурийского и Тарабарова. Еще пять лет назад губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев заявлял: «Это наша земля!» Теперь в городе об этом говорят сквозь зубы: «Эх, прижала Москва нашего мужика! Пришлось отдать!»

«По-человечески я китайцев понимаю, - говорит депутат Хабаровской краевой Думы Алексей Громов. - Какое государство не хочет расширяться? А наши острова для Москвы - это пыль: «Нехай забирают!» Помните, в знаменитой кинокамедии и. о. царя заявляет шведам: «Кемскую волость? Да берите на здоровье!» А вор-патриот ему в ответ: «Ты почто, царская морда, государственные земли разбазариваешь?!»

К 2030 году китайцы планируют мирную ассимиляцию Дальнего Востока, им и воевать не надо. Сами все отдадим. Только странно все это. Мы войну выиграли, а территории отдаем и уходим с Дальнего Востока».

«А может, это и хорошо, - говорит писатель Александр Проханов. - Придут китайцы, русские женщины получат здоровых, полноценных, сочных мужчин». - «Это китайцы-то сочные?» - «А вы посмотрите на наших солдатиков в армии - маленькие, худенькие. Китайцы женятся на русских - возникнет новая раса». - «Вы всерьез так думаете?» - «Да что вы! Я-то патриот, я за чистоту расы».

«У вас земля бесхозная, - говорит китайский бизнесмен Сюэ Хуэй Линь. - Я когда по деревням вашим еду, мне плакать хочется. Поля бурьяном зарастают, работать некому. Здоровая нация всегда имеет цель - работа во имя выживания. Больная нация живет бесцельно. У китайцев цель есть...»

«У нас и впрямь работать некому, - соглашается начальник Управления миграции Приморского края Виктор Плотников. - Вы взгляните на карту Дальнего Востока - 6 миллионов 280 тысяч квадратных километров территории и население 6 миллионов 200 тысяч человек. 1 человек на 1 квадратный километр. И люди отсюда бегут! За девять лет население только Приморского края сократилось на 128 тысяч человек. Мне один знакомый китаец как-то сказал: «Мы идем к вам не потому, что НАМ нужны ваши территории, а потому, что они ВАМ не нужны».

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

«С таким соседом надо быть осторожнее»

Координатор «Движения против нелегальной иммиграции» Александр БЕЛОВ:

- По последней переписи населения, китайцы - уже четвертый по численности народ России. Руководству страны стоит задуматься: почему евреев, немцев, мордвы, русских в России становится меньше, а китайцев - больше?

Если понимать Российскую Федерацию как коммерческое предприятие, тогда привлечение дешевой, дисциплинированной китайской рабсилы разумно. Но если смотреть на Россию как на дом, где живет твой народ, многое становится на свои места: китайцы вытесняют нашу легкую промышленность, давят сельхозпроизводителя и выживают его с коренных земель. Лояльность китайцев к соседям - миф. Жесткая экспансия Китая стерла с карты мира только в ХХ веке маньчжуров, тибетцев, джунгар и другие народы. Само слово «иностранец» в переводе с китайского означает «существо, отдаленно напоминающее человека» (то есть китайца).

Так что с Китаем России нужно быть в 100 раз осторожнее, чем даже с воинствующим исламом или хитрой Европой.

КАТАСТРОФА

Поднебесная отравила русский Амур

Хабаровск на грани «водяной» паники

В четверг в столице Дальневосточного федерального округа творилось что-то невообразимое - в магазинах народ упаковками скупал воду. Обыкновенную, негазированную. Сначала кончились пятилитровые бутыли, затем смели с прилавков и тару поменьше. Цена пятилитровых бутылей в Хабаровске подскочила с 20 до 30 рублей.

И все из-за китайского «подарка». 13 ноября на берегу притока Амура прогремели взрывы на китайском химическом заводе. В воду попали сильные ядохимикаты. Тогда представители Поднебесной заявили, что ничего страшного не произошло и россиянам беспокоиться нечего. Но шила в мешке не утаишь. Течение реки таково, что ядовитое пятно начало двигаться в сторону российской границы. Уже 22 ноября началась паника в китайском городе Харбине. Его жители уезжают из отравленного города - на железнодорожном вокзале и в аэропорту кончились билеты на все ближайшие рейсы. По расчетам специалистов 30 ноября пятно должно оказаться уже около Хабаровска.

- В пятницу в Хабаровск прибывает зам. руководителя Росприроднадзора Олег Митволь, - рассказал главный инспектор РФ по контролю и надзору в сфере природопользования Виктор Блинников. - Тогда и будет принято окончательное решение об отключении воды. Дело в том, что мы до сих пор не обладаем сведениями о химическом составе загрязняющих веществ. Китайская сторона молчит. И мы даже не знаем, на предмет чего делать пробы.

Лариса СВЕТЛОВА, Ксения ИСАЕВА, Юлия ЛЕСОГОР («КП» - Хабаровск»).

А вы боитесь китайской угрозы? Звоните сегодня, 25 ноября, с 12 до 13 часов (время московское) по телефону (095) 257-51-55. Или пишите по электронной почте: steshin@kp.ru