Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды1 декабря 2005 22:00

Роман ВИКТЮК: Раскурочивать тайну смерти Есенина - преступление!

Режиссер репетирует спектакль «Сергей и Айседора. Недокументальная история любви и смерти», в котором спорит с создателями сериала о поэте
Виктюк на репетиции: - Надо передать моменты экстаза, тот свет, который взлетал из Есенина в заоблачную высь!

Виктюк на репетиции: - Надо передать моменты экстаза, тот свет, который взлетал из Есенина в заоблачную высь!

Фото: Леонид ВАЛЕЕВ

«Я пытаюсь передать экстаз помешанного»

- Роман Григорьевич, из названия вашего спектакля выходит, что оба героя у вас на сцене равноправные?

- Абсолютно. Никто никого не поглощает, они находятся в одинаковом положении гениев, которых отправили сюда, на землю, с особым предназначением. Я пытаюсь найти метафизическую структуру гибели Есенина, показать, что ни один организм не может вынести такого жара, такого поэтического экстаза помешанного человека, потому что поэт не может быть человеком, которому присуще здравое начало. А Айседора - балерина, чувствующая изнутри и передающая телом безумие существования на земле. Они сошлись в этом выбросе изнутри туда, в какую-то высь. Для того их и отправили в наш мир, чтобы наш практицизм, наш разум, наша фальшь почувствовали, что пронеслись две кометы. Две огневицы, которые нам напоминают о том, что есть такая тайна в человеке, к которой нужно только прикасаться, но никогда раскрывать нельзя.

- Сцена гибели у вас в спектакле будет?

- Ни в коем случае! Категорически! В финале он уезжает в Петербург, и должно быть ясно, что, когда он говорит «Простите, до свидания», он сам все понимает. И она тоже понимает. Что невероятной высотой полета они приблизили свою кончину. Гимн их любви важнее, чем правдоподобие ухода из жизни. Айседора не проклинала жизнь, когда шарф заставлял ее покинуть эту землю, у нее была только вера, что она встретится там с ним. Поэты в это верят. И поэтому там их души, конечно, счастливы... Я в этом не сомневаюсь.

Безруков разбрасывается своим талантом

- Сериал вы смотрели?

- Конечно, как я мог не смотреть. Я думаю, что журналисты сейчас соперничают друг с другом, кто больше ляпов в сериале найдет. И все правильно пишут, все эти ляпы есть, но говорить нужно не об этом, не это главное! Главное - что все это сделано без святости, без веры. Я сегодня читаю, что Сережу Безрукова сняли в роли Иешуа за пять съемочных дней посреди работы над «Есениным». Ну невозможно параллельно заниматься и тем, и другим! Это такая пустая трата того, что тебе талантом назначено на земле совершить. Не имеешь права вот так пригоршнями разбрасывать то, что тебе дано!

- А с трактовкой самой истории Есенина Виталием Безруковым вы согласны?

- Нет! Не имеет значения, принимал ли в его гибели участие КГБ, все было подстроено или его довели... Имеют значение та вспышка, та энергия, взрыв, и поэтический, и любовный, и трагизм, и одиночество, которое было в этом человеке.

Мы все время хотим взять тайну, как часы, раскрутить и исследовать механизм. Но собрать потом - невозможно. Раскрутить - да. Догадаться - да. Перетолковать - да. Ложью запачкать - да. А познать - нет. Вот со сцены портрет его смотрит, глаза его - вот таким он и должен быть. Будешь расшифровывать, раскурочивать эту тайну - она тебя поглотит и уничтожит.

Поэт был поцелован Богом

- А до этого юбилейного года вы собирались когда-нибудь ставить что-то о Есенине?

- Да. Я хорошо помню тот период жизни страны, когда это был запрещенный поэт. Когда мне было 16 лет, я во Львове спросил учителя по русской литературе Евгения Яковлевича Козинца: «Вы нам расскажете о поэте Есенине?» А он перешел с русского на украинский и сказал: «Це я тоби расповим у себе вдома». То есть он мне расскажет у себя дома. Я к нему пришел, и этот урок о Есенине запомнил на всю жизнь. Учитель дал мне тетрадку, где он сам когда-то записывал его стихи. И вот этот его честный поступок заронил во мне тогда какую-то совершенно нежную любовь к Есенину. Я уже тогда почувствовал, что этот поэт был поцелован Богом.

ПРЕМЬЕРА

ЧТО? «Сергей и Айседора. Недокументальная история любви и смерти».

Режиссер-постановщик - Роман Виктюк.

Сергей Есенин - Дмитрий Малашенко.

Айседора Дункан - Вера Сотникова.

О ЧЕМ? История Есенина и Дункан от момента знакомства до последней встречи.

ГДЕ? На сцене Театра им. Гоголя.

КОГДА? 17 и 18 декабря, 19.00.

Есенин - Малашенко моложе Есенина - Безрукова на 11 лет