Люк Бессон считает, что ангелы - это реальность.
Они забавно смотрятся вдвоем - Люк Бессон и его актриса Ри Расмуссен. Высокая датчанка с матовой кожей, супермодель. Она - Ангел из фильма «Ангел-А», первой картины, снятой Бессоном после «Жанны д'Арк». Шесть лет прошло, и вот наконец у режиссера снова возникло желание делать кино.
Интересная деталь: Бессон отказывается записывать интервью для DVD своих фильмов. Он говорит, что так нарушится зрительское восприятие. У меня возникает иное впечатление: просто Бессон на один вопрос может дать разные ответы каждому журналисту, и мастер не в состоянии выбрать одно объяснение своего замысла. На пресс-конференции, к примеру, месье рассказывает, как Ри ему соврала:
- Она сказала, что может быстро говорить по-французски. Я ей поверил, и вот изо дня в день я с ней общаюсь, а она на все вопросы отвечает то «да», то «нет».
Во время интервью Бессон предлагает другую версию:
- Я сидел с актерами - Джамелем Диббузом и Ри Расмуссен - и думал, на каком языке снимать фильм. «Джамель, - спросил я, - ты можешь выучить датский?» - «Нет». - «Ри, а как ты насчет французского?» Она ответила: «О'кей»...
Человек - это дерево
- Месье Бессон, - спрашиваю я, - вы в корне меняете жизни женщин, с которыми работаете. Анн Парийо получила «Сезар», Милла Йовович доказала, что она не только модель, но и актриса, а Натали Портман обязана вам дебютом. Теперь у вас играет Ри. Какую судьбу вы ей предскажете?
- С Ри очень важно, что ее актерство - это фасад. Она творческий человек. Она готовит книгу, она рисует. У нее гораздо больший потенциал, чем у просто актрисы.
- Это приятно - открывать таланты?
- Да, это льстит самолюбию. Но я не изобретаю таланты. Я только пользуюсь привилегией их разглядеть раньше, чем остальные. Вот и все.
- В финале вашего фильма мужчина освобожден от своих комплексов, а женщина теряет крылья. По-вашему, именно это модель отношений между мужчинами и женщинами?
Тут Ри Расмуссен хохочет: похоже, крылья ангела она потеряла только в фильме, не в реальности.
- Я думаю, - уклончиво отвечает Бессон, - что она предложила герою то, что он искал уже долгие годы, - принятие себя. И это огромный дар. А он дал ей возможность быть любимой, даже не зная ничего о ее прошлом.
- Для вас так важно знать прошлое?
- Представьте, вот вы встречаете вашего мужа. Вы влюбляетесь. И спрашиваете: а какой ты был маленьким? И он говорит: нет, жизнь началась лишь тогда, когда я тебя встретил.
- Это же прекрасно!
- Нет, потом всю жизнь вы будете думать: что же он прячет? Человек - это дерево. Настоящее - ствол, будущее - ветки, листья. И прошлое - это корни. И именно они держат дерево.
Несчастный случай
- Тогда вспомним и ваше прошлое. В 17 лет во время погружения вы чуть не потеряли зрение. Так вы отказались от мечты нырять...
- Несколько месяцев я подозревал, что ослепну. Давление под водой пережало зрительный нерв, и я ничего не видел. Но на самом деле глаза не были затронуты. И потом, когда я снимал «Голубую бездну», если я заставлял Жана Рено погружаться на тридцать или даже шестьдесят метров, я перед этим нырял сам. Это было важно не для съемок, а для того, чтобы показать актерам, что я с ними.
- А правда ли, что ваш отец был «Мистером Вселенная»?
- Он был чемпионом Франции, потом - чемпионом Европы. И да, он участвовал в конкурсе «Мистер Вселенная», но не выиграл.
- Каково быть сыном отца, легко играющего мускулами?
- Я его таким и не знал. Он закончил с культуризмом где-то в 62-м, а я родился в 59-м. Он никогда об этой части своей жизни не рассказывал. Потом, когда я вырос, наткнулся на обложки журналов, где отец показывает бицепсы. Это было забавно.
Мир с собой
- У меня есть ощущение, что Ангела в фильме - не ангел, а психотерапевт...
- Ну не стоит забывать, что Ангел - лишь отражение моего героя. А психоаналитик - это кто-то там еще, он помогает извне, не изнутри.
- На пресс-конференции вы сказали, что все женщины - ангелы...
- Это реальность, - улыбается Бессон. - Но не сюжет фильма. Мой фильм - о болезни века, где нам пытаются продать мир. И умалчивается главный вопрос: как найти мир с самим собой?
Ветер и птица
- А актеры-мужчины? Как-то вы говорили, что выбрали Джамеля Диббуза потому, что в нем была скрытая боль. Вам это нужно в идеальном актере?
- Что восхитительно для режиссера, так это встретить актера или актрису с потенциалом, который до сих пор не проявлен. У профессионального актера очень быстро появляется «тик» - он делает одно и то же. И для режиссера это неинтересно. А вот когда актер - как тесто, из которого можно что-то слепить, это прекрасно.
- То бишь вы играете в Бога?
- Нет! - протестует Бессон, а Ри опять смеется.
- Ну как бы то ни было, вы же создали Ангела?
- Нет! - возражает Бессон, но все тонет в хохоте Ри:
- Да! - восклицает она. - Один-ноль в вашу пользу!
- Магия фильма, - скромно уточняет Бессон, - возникает тогда, когда есть сумма многих элементов. Режиссер в одиночестве не может сделать ничего. Актриса - тоже. И вот однажды птица встречает ветер. И тут начинается волшебство. Все же птица на земле по-дурацки выглядит. Да и ветер сам по себе мало чем интересен. Самое невероятное - это поэзия, которую птица находит в объятиях ветра.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Люк БЕССОН родился в 1959 году в семье инструкторов по дайвингу. Мечтал изучать дельфинов, но после несчастного случая был вынужден изменить планы и стал режиссером. После съемок «Жанны д'Арк» сделал паузу и занимался продюсированием чужих фильмов. Самым успешным проектом компании стала трилогия про «Такси». Был трижды женат - на Анн Парийо, Милле Йовович и Виржини Силла. Отец четырех дочерей. Двух младших наверняка порадует новый проект папы - мультфильм «Артур и минипуты», где поет такая звезда, как Мадонна.
О чем фильм «Ангел-А»?
Запутавшийся маленький человек (Джамель Диббуз), погрязший в долгах, хочет покончить с собой. И тут на мосту оказывается сногсшибательная блондинка (Ри Расмуссен), которая первой прыгает в Сену. Парень ее спасает, и она обязуется в благодарность помочь страдальцу решить все его проблемы.
6 лучших фильмов Люка Бессона
«Подземка» «Голубая бездна» «Ее звали Никита» «Леон» «Пятый элемент» «Жанна д'Арк»