Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Boom metrics
Звезды2 июля 2006 22:00

«Мастер и Маргарита» двенадцатилетней выдержки

На Московском кинофестивале состоялся первый показ знаменитого фильма Юрия Кары
Источник:kp.ru
Анастасия Вертинская на показе фильма выглядела лучше, чем 12 лет назад на съемках (см. кадр слева).

Анастасия Вертинская на показе фильма выглядела лучше, чем 12 лет назад на съемках (см. кадр слева).

Прошедшей зимой все с пеной у рта обсуждали сериал Владимира Бортко «Мастер и Маргарита». А летом наконец вспомнили, что есть еще один фильм по той же книге. Снял его Юрий Кара лет двенадцать назад, и пленка не то затерялась в продюсерских сейфах, не то вовсе погибла. А ведь какое тогда обещали зрелище! Прекрасные актеры, неслыханный бюджет, спецэффекты - словом, чудесная победа над Голливудом!..

И вот фильм объявляется на Московском кинофестивале. И становится чуть ли не главным его событием.

В пятницу в кинотеатре «Октябрь» прошел закрытый показ «Мастера». Билеты не продавались, достать приглашения можно было с огромным трудом. На входе всех пропускали через металлоискатель и отбирали мобильные телефоны с камерами - чтобы не было потом пиратских копий (это не помешало какому-то молодому «охраннику» видеокамерой в темноте потихоньку переснимать фильм).

Официально объявлялось, что покажут «рабочие материалы к картине». Но то, что увидели зрители, выглядело как законченный фильм, смонтированный и озвученный. Снабженный начальными и финальными титрами. И, блин, ужасный.

Абрикосовая, только теплая

Начинается фильм со сгоревшей бумажки в камине. Она вдруг восстанавливается, превращается в желтенький листик, на котором написано «Мастер и Маргарита» (если кто вдруг не сообразил, это жирный намек на фразу «Рукописи не горят»).

Следуют панорама Москвы (начала 90-х годов) и длинноволосый Валентин Гафт, заливающийся на ее фоне сатанинским хохотом. А затем Патриаршие пруды, закат, «абрикосовая, только теплая», разговор с незнакомым иностранцем...

Дискуссия у Берлиоза, Бездомного и Воланда выходит весьма энергичная. В этом фильме персонажи вообще говорят быстро, почти перебивая друг друга, и действие скачет галопом. Еще бы: картина идет 118 минут, и ни у кого просто нет времени на паузы. Это напоминает ускоренную перемотку. Разумеется, ткань булгаковского романа рвется на каждой монтажной склейке.

Но, сокращая и торопя Булгакова, Кара зачем-то вставляет в фильм сцены из ранних редакций романа. К примеру, на Патриарших прудах, рассказав про Ершалаим, Воланд рисует на песке лик Христа (который тут же начинает светиться) и предлагает Бездомному его растоптать. Бездомный мнется и, лишь когда Воланд называет его «интеллигентом», оскорбляется и переходит к действию. Этот дурной эпизод был выброшен самим Булгаковым. Глядя сейчас на экран, писатель бы сильно пожалел, что рукописи (особенно черновики) иногда действительно не горят.

Впрочем, Кара добавил в фильм немало деталей лично от себя. На балу у сатаны после представления Тофаны, Малюты Скуратова и прочих душегубов вдруг подряд объявляют таких гостей: «Первосвященник Каифа!», «Предатель Иуда!», «Владимир Ульянов-Ленин!», «Иосиф Сталин!», «Адольф Гитлер!» И проходят они по лестнице, и выражают Марго свое почтение, а та даже не знает, что ответить.

Сам бал разворачивается на свежем воздухе (фейерверки, голые бабы, кусты, общее ощущение нищеты и обшарпанности). И в центре облупленности находится главный ужас фильма - Маргарита, фарфоровая кукла с пышными щечками и кудряшками. Весь фильм она закатывает глаза, строит гримасы, ахает, дергается, пляшет, фальшивит и повизгивает... Как красивую и талантливую Анастасию Вертинскую можно было превратить в этакое пухлое порнографическое чудовище? Ведь в ней единственной все 12 лет никто не сомневался. Вертинская должна была быть великолепна в этой роли. Может, и была бы - в других обстоятельствах.

Иешуа с прожектором

Можно еще отметить работу реквизиторов (из открытой баночки с кремом Азазелло исходит белый дымок: в ней, несомненно, лежит облитый водой сухой лед). А еще можно описать смерть Маргариты и Мастера: души выходят из них в виде мультяшных синих звездочек. А еще там есть сцена, в которой Иешуа излечивает Пилата от мигрени. В романе она тихая, очень спокойная, а в фильме за спиной у целителя зажигается какой-то белый свет, как из прожектора, и глаза его начинают яростно сверкать...

Эти пошлости в какой-то момент даже начинают умилять. Но хватит составлять их каталог.

В утешение Юрию Каре можно сказать, что он изначально сильно подставился, взявшись за «Мастера и Маргариту». В России этот роман имеет статус священного текста. Режиссер, который его переносит на экран, должен быть всегда готов к линчеванию. Особенно если под рукой у него довольно скромный бюджет и 486-й компьютер, а пересказать всю книгу он собирается за два часа.

Тем более этот фильм снимался в начале 90-х, когда «Мосфильм» лежал в руинах, а российское кино находилось в глубочайшей коме, изредка пуская слюни в виде комедий с Панкратовым-Черным. Тогда взяться за «Мастера и Маргариту» было поступком безумным и отважным. Даже сейчас, когда киноиндустрия потихонечку приходит в себя, адекватно экранизировать Булгакова здесь никто не в состоянии (кто не верит - пересмотрите сериал Бортко). Лучше подождать еще лет двенадцать.

А еще лучше - не экранизировать эту книгу вообще. Не мучить ее. Она сама себе фильм. Попробуйте просто ее перечитать, включив свой внутренний кинопроектор.

P. S. Юрий Кара еще собирается работать над картиной. Когда «Мастер и Маргарита» выйдет в прокат - неведомо. Лента официально все еще лежит на полке. Впрочем, говорят, за последние годы появились пиратские версии на видео - просто их сложно найти.

ПАРАЛЛЕЛИ

Чем отличается фильм Кары от сериала Бортко?

Фильм

«Мастер и Маргарита» Владимира Бортко (2005 г., общая продолжительность - около 550 минут).

«Мастер и Маргарита» Юрия Кары (1994 г., продолжительность - 118 минут).

Атмосфера

На дворе - страшная сталинская эпоха. В кадре появляется некто вроде Берия. Строгие черно-белые кадры иногда сменяются цветными.

Постперестроечный карнавал: голые тетки везде, где только можно, быстрые плевки в адрес советской власти.

Полет Маргариты

Полупрозрачная (чтобы не было видно наготы) Анна Ковальчук летит на метле по компьютерной Москве.

Анастасия Вертинская в длиннющей белой накидке несется над потрясенными прохожими, задирающими головы.

Бегемот

Лилипут в шубе из чебурашки. Временами перевоплощается в Александра Баширова.

В первых сценах - обычный мелкий кот. Сразу и навсегда перевоплощается в Александра Калягина, загримированного до неузнаваемости, с бакенбардами какими-то страшными. Не похож ни на кота, ни на человека; так, нечто среднее.

Воланд

Седовласый строгий старичок в костюме партийного работника (Олег Басилашвили).

Ироничный демон с довольно длинными волосами (Валентин Гафт был бы очень хорош, кабы его не вынуждали так часто хохотать и скалиться).