Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество17 декабря 2006 22:00

Ректор Финансовой академии при правительстве РФ Михаил Эскиндаров: Большинство руководителей крупнейших банков - наши выпускники

Источник:kp.ru
Ректор Финакадемии М. А. Эскиндаров.

Ректор Финакадемии М. А. Эскиндаров.

Фото: Рамиль ГАЛИ. Перейти в Фотобанк КП

Недавно в Финансовой академии, одном из ведущих экономических вузов страны, сменился ректор. Ученый совет избрал на эту должность Михаила Абдурахмановича Эскиндарова. Бывший ректор Алла Георгиевна Грязнова стала президентом Финакадемии. О том, зачем понадобилась такая реорганизация и как дальше будет развиваться академия, «Комсомолке» рассказал ее новый ректор.

- Михаил Абдурахманович, Финакадемия одной из первых перешла на систему управления президент - ректор. Что дает такая система?

- Эта система позволяет обеспечить преемственность управления. Мудрость президента, приобретенная им за время пребывания на посту ректора, должна оставаться востребованной.

С другой стороны, в условиях модернизации высшей школы, объем работы ректора таков, что сочетать решение текущих и долговременных задач становится все сложнее. И это делает целесообразным разделение сферы обязанностей ректора и президента. Непосредственное управление академией осуществляет ректор.

- Сейчас много говорят о некачественном экономическом образовании. Вы тоже считаете, что нужно сокращать число вузов, где готовят экономистов и финансистов?

- Качественное экономическое образование предполагает прежде всего наличие достаточного количества педагогических кадров высокой и высшей квалификации - специалистов в сфере экономики, взятой в целом, и в более узких областях экономического образования (например, финансах или бухгалтерском учете и аудите). Во-вторых, оно предполагает наличие мощного научно-исследовательского сегмента, поскольку без научных исследований, создания собственных научных школ невозможно выполнять требования качественной подготовки и в образовательной составляющей деятельности вуза. В-третьих, серьезное экономическое образование предполагает тесную связь вуза с практикой, с выпускниками вуза, наличие определенных традиций, что способствует качественному совершенствованию образовательного процесса. В-четвертых, студентам в ведущих вузах предоставляется возможность непосредственного участия в научных исследованиях в рамках тех или иных сложившихся или складывающихся научных школ.

Всех этих компонентов в вузах-однодневках не имеется, хотя с чисто внешней стороны в них могут реализовываться образовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.

- Не секрет, что порой молодому специалисту достаточно трудно устроиться на интересную работу по специальности. Поэтому многие вузы сейчас помогают своим выпускникам.

- Да, вуз действительно должен помогать своим студентам и выпускникам найти себя в полученной профессии. С этой целью мы проводим мониторинг рынка труда, а с 2000 года в структуре Академии создали Отдел содействия занятости выпускников, главная задача деятельности которого помочь выпускникам и студентам старших курсов правильно определить свои возможности в выборе цели и той сферы деятельности, которая им наиболее интересна, найти работу и стать квалифицированным молодым специалистом.

Студенты и выпускники академии, а также работодатели получили доступ к услугам внутривузовской информационной системы занятости студентов и трудоустройства выпускников, функционирующей в сети Интернет как самостоятельный сайт Отдела содействия занятости выпускников. Создан собственный, постоянно пополняемый банк вакансий, а для работодателей - электронный банк данных на студентов и выпускников, в том числе с опытом работы. Большое значение мы придаем установлению, укреплению и расширению связей с потенциальными работодателями.

С особым вниманием студенты-старшекурсники, магистранты и выпускники относятся к проводящимся академией так называемым «Дням карьеры» с участием российских и зарубежных банков, аудиторских и консалтинговых компаний, организаций, фирм, позволяющих не только ознакомиться с их вакансиями, но и узнать о современных условиях и требованиях к молодым специалистам, процессе отбора кандидатов-соискателей, пройти предварительные тестирования, а у некоторых компаний - и собеседования.

Академия отслеживает карьерный рост выпускников. Приятно, что многие из них имеют достаточно уверенный карьерный рост, становятся руководителями крупных организаций, учреждений и предприятий.

Следует отметить, что выпускники оказывают большую помощь академии. Так, за счет средств М. Д. Прохорова произведен капитальный ремонт учебного корпуса по ул. Кибальчича, д. 1. Значительный вклад в развитие материально-технической базы академии и поддержку профессорско-преподавательского состава вносят выпускники разных лет: Бородин А. Ф., Бокарев А. Р., Дмитриев В. А., Казьмин А. И., Мотылев А. Л., Орлов Д. Л. и многие другие.

- Финакадемия - базовый экономический вуз для тех, кто хочет получить второе высшее образование. Какие тут программы больше востребованы?

- Наиболее востребованной является программа финансового менеджмента. Большим спросом пользуются бухгалтерский учет, анализ и аудит, банковское дело, рынок ценных бумаг.

- Расскажите о перспективах вуза. Какие новшества планируют тут ввести в ближайшее время?

- Перспективы вуза определяются миссией Финансовой академии, которая обеспечивает подготовку специалистов мирового уровня для финансово-банковской сферы, хозяйственных и управленческих структур в государственном и деловом секторах России и стран мира, способных эффективно действовать на благо своих отечеств в условиях глобализации мирового хозяйства и становления «экономики знаний», проведение фундаментальных и прикладных исследований на макро- и микроуровне для превращения Финансовой академии в инновационный исследовательский центр, по уровню и качеству своих научных исследований и образовательных программ сопоставимый с ведущими университетами мира.

В условиях перехода к многоуровневой системе подготовки национальных кадров, в рамках формирующегося европейского образовательного пространства, при сохранении и развитии в структуре академии программ подготовки бакалавров академия намерена уделять возрастающее внимание программам подготовки магистров.

С этой целью в среднесрочной перспективе усилия профессорско-преподавательского состава академии будут сосредоточены на подготовке новых учебников и учебных пособий, ориентированных на программы подготовки бакалавров и магистров.

Необходимо развивать системы дополнительного профессионального образования, предлагая новые высококачественные программы по финансово-экономическим проблемам для государственного и корпоративного секторов.

В 2007 - 2008 гг. необходимо обеспечить увязку учебных программ финансово-экономических колледжей (а их одиннадцать по всей территории страны), переданных академии в 2005 г., с учебным планом академии, подготовить новые и обновить имеющиеся учебные пособия для колледжей совместно с преподавателями колледжей.

В среднесрочной перспективе коллектив академии в качестве главной ставит задачу ее превращения в инновационно-исследовательский центр. С этой целью будут осуществляться интенсификация и повышение эффективности научных исследований на важнейших направлениях экономической и финансовой науки и практики, активное участие в разработке научных проблем по заданию федеральных органов власти и проработке законодательных инициатив в сфере внутренней и внешней экономической политики.

Инновационная составляющая в научно-исследовательской деятельности будет дополняться развитием прямых связей с российскими предприятиями, в первую очередь со стратегическими партнерами из числа крупнейших российских компаний и банков.

С 2008 - 2009 учебного года Финакадемия полностью перейдет на многоуровневую систему подготовки кадров (бакалавр-магистр, среднее специальное образование в колледжах). Уже сейчас имеются магистратура и подготовка бакалавров.

В 2007 г. начнем выдавать Европейское приложение к диплому. Будем готовить методическое обеспечение многоуровневой системы подготовки (переход на систему зачетных единиц, возрастание мобильности студентов и преподавателей, международная сертификация программ учебных дисциплин и т. п.). Намерены расширять программы «двойного диплома» (сейчас имеются с рядом вузов США, Великобритании, Франции, Нидерландов).

Одновременно планируем резко увеличить число приглашенных профессоров (visiting professors) из ведущих вузов мира для ведения учебных занятий, проведения мастер-классов для преподавателей академии.

Мы также намерены привлекать к более широкому участию в учебном процессе ведущих специалистов-практиков из российских и зарубежных учреждений финансово-экономической сферы. Хотелось бы отметить, что эта идея с пониманием и одобрением встречена выпускниками академии, которые выразили готовность поделиться с преподавателями и студентами академии своим богатым практическим опытом.