Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика8 апреля 2007 22:00

Американец попался на советских агитках

Посол ОБСЕ пытался вывезти из Москвы раритетные плакаты 1917 - 1920 годов
Источник:kp.ru
Предприимчивый иностранец удачно совмещал антикварный бизнес и дипломатическую работу в ОБСЕ.

Предприимчивый иностранец удачно совмещал антикварный бизнес и дипломатическую работу в ОБСЕ.

С виду неприметный иностранец, коих из аэропорта «Домодедово» ежедневно вылетает по нескольку сотен, прошел регистрацию, сдал свой чемодан в багаж и направился на паспортный контроль. Внешне невозмутим и спокоен. Он еще не знает, что каждый его шаг уже снимается на камеру оперативного наблюдения.

- У нас есть вопросы по поводу вашего багажа, - остановили главу миссии ОБСЕ в Молдавии Льюиса О’Нила таможенники.

Тот не на шутку растерялся:

- Я посол ОБСЕ, у меня дипломатический паспорт, так что давайте не будем меня досматривать. Я хочу сесть в самолет, яблочко поесть.

И даже достал из своей сумки большое зеленое яблоко, но таможенников интересовали явно не гастрономические пристрастия американца.

- Вы можете описать содержимое вашего багажа, в нем есть что-то, запрещенное к вывозу?

- Думаю, что нет, - запнулся Льюис О’Нил.

- Нам придется досмотреть ваш чемодан, - таможенник был непреклонен.

- У меня есть выбор? - жалобно спросил дипломат. Выбора у него не было.

Льюис О’Нил широко известен в дипломатических кругах. Он не раз довольно резко высказывался в адрес политики России, обвиняя ее в отсутствии демократии, цивилизации и политкорректности. А руководство Приднестровья даже ходатайствовало о запрете въезда этого «миссионера» на территорию республики в связи с высказываниями О’Нила, искажающими оценки процесса мирного урегулирования в регионе. А еще американец был «широко известен в узких кругах» российских коллекционеров, собирающих раритетные плакаты таких авторов, как Виктор Дени и Дмитрий Моор.

- На контакте с этими коллекционерами он и попал в наше поле зрения, - поделился с «КП» один из оперативников. - Он активно скупал редкие плакаты дореволюционного и революционного времени, составляющие историческую ценность. Это очень ценные вещи, некоторые из них были утрачены за годы гражданской и Отечественной войн. К примеру, известный плакат Моора «Ты записался добровольцем?» реально существует сейчас в Государственном историческом музее в одном экземпляре.

На рынке антикваров агитки 17 - 20-х годов прошлого столетия оцениваются в сумму от одной до шести тысяч долларов.

- Если бы я знал, что это запрещено, я бы не стал покупать такие вещи, - «включил Ваню» дипломат, когда таможенники вытащили из его чемодана пять тубусов. Внутри, аккуратно свернутые, покоились произведения первых лет советской власти.

Перед объективом камеры и глазами горе-коллекционера зашуршали пожелтевшие от времени листы: «Добьем Колчака!», «Все люди - братья, люблю с них брать я», «Береги одежду и обувь!» - всего 75 плакатов стоимостью, по самым скромным прикидкам, около $100 тысяч. Впрочем, оперативники уверены, что глава миссии ОБСЕ в Молдавии приобретал их не для домашней коллекции, а на перепродажу. На западных аукционах стоимость плакатов вырастает в несколько раз.

- И врет он, что не знал об исторической ценности агиток, - продолжает оперативник. - Есть распечатки его телефонных переговоров с продавцами, кроме того, и ранее фиксировались единичные случаи вывоза раритетов. При этом, судя по наружному наблюдению, в Москву он прилетал только ради плакатов, а прикрывался служебными командировками, которые оплачивала миссия ОБСЕ.

К слову, в какой-то мере Россия, как член этой организации, тоже оплачивала эти поездки.

В «Домодедово» плакаты у дипломата изъяли и отпустили в Кишинев, где по прилете американец сразу назвал произошедшее в Москве провокацией. Дескать, попал под раздачу как ярый критик политического режима. Как бы то ни было, уголовное преступление налицо. Об этом говорит хотя бы тот факт, что О’Нил в соответствии с Женевской конвенцией не стал вызывать консула посольства США. Понимал, что за контрабанду по головке не погладят.

Российская сторона уже направила запрос с требованием снять дипломатическую неприкосновенность с американца, дабы привлечь к уголовной ответственности. Впрочем, как показывает практика, госдеп своих не бросает и вряд ли выдаст коллекционера. А свои плакаты он теперь сможет увидеть в российских музеях, куда раритеты передадут после всех формальностей.