Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество24 апреля 2008 22:00

На Северном полюсе - через сто лет после открытия

Ровно сто лет назад первые люди пришли на Северный полюс планеты. [фото+видео]

Ровно сто лет назад первые люди пришли на Северный полюс планеты. Американец Фредерик Кук на упряжке собак, сопровождаемый двумя эскимосами, брел больше месяца от ближайшей земли по дрейфующим льдам и выбрался назад, на землю, только в июне. Ему долго не верили. Так и писали в газетах: обманщик и шарлатан...

Через сто лет после Кука добраться на полюс из Москвы можно всего за сутки. Ну, если экспедицией руководит начальник авиации ФСБ Герой России Гаврилов Николай Федорович, как в нашем случае. Перед последним броском к полюсу военно-транспортный Ан-72 заправляется на Земле Франца-Иосифа - на самой северной российской погранзаставе. Заставу отстроили год назад. Внешне, да и внутренне она похожа на модный «дизайнерский» отель: холл с навороченным плазменным экраном, зимний сад, где-то внизу сауна и двадцать шесть пограничников во главе с бравым капитаном - Максимом Носовым. Чего они здесь охраняют? Ледяные пустыни до горизонта... Напрягаю фантазию: где им здесь раздобыть нарушителя? Спрыгнет на парашюте на радость белым медведям, которых вокруг заставы десятки? Вылезет в ластах с подводной лодки и зашлепает по сугробам, озираясь - чего бы нашпионить? Так от заставы до материка - с тысячу километров... Но похоже, чем ближе ты к Северному полюсу, тем меньше годится банальная логика. Каждое человеческое действо здесь поволакивается мистическим морозным туманом, становится знаком и символом.

- Застава, - доходчиво объяснял мне полярный исследователь, начальник первой российской дрейфующей полярной станции Владимир Кошелев, - символ присутствия России в Арктике. Зайдет летом в бухту западное судно или научная экспедиция мимо будет двигаться, а наши пограничники у них документы проверят и штамп поставят. Сразу поймут, чья тут земля».

Ну что же, наверное, тоже полезно напомнить. Особенно в свете большого оживления разговоров о том, кому все-таки какая часть Арктики принадлежит. В отличие от Антарктиды границы в Арктике, между прочим, до сих пор не определены - есть несколько вариантов, в каждом из которых свои - несовпадающие - интересы у США, Канады, России, Евросоюза... По мере поступления информации о новых открытиях нефти и газа на арктическом шельфе градус дискуссии повышается. Пока - в очень закрытых от общества «консультациях». И, получается, вовремя Россия возвращается в Арктику. Возвращаемся причем со всеми атрибутами нынешней нашей противоречивой мешанины.

Кроме отстроенной в стиле «Холидэй Инн» единственной в мире заставы среди абсолютно безлюдных льдов, мы, россияне, вот уже пять лет разбиваем около полюса палаточный лагерь с теплым названием «Барнео». Управляют этим «диснейлендом» наши российские полярники, а инвестором у них - это огромная тайна - самый авторитетный солнцевский предприниматель, которому в смутные девяностые приписывали криминальные подвиги и грозную кличку Михась. Дело в том, что российские полярники традиционно близки к аэропорту «Внуково», а Солнцево там как раз рядом. И очень уважаемый у полярников патриотически настроенный солнцевский предприниматель Михайлов помог создать единственный в мире «поселок» в непосредственной близости к полюсу. Чем не символ эпохи...

Туристы сюда тоже летят «неоднозначные». Была большая и очень дисциплинированная группа китайцев, снимавшая без перерыва все, что попадало в кадр, - прямо скажем, сложно поверить в столь неукротимую любовь к экзотике у представителей народного Китая, как и в готовность государства, оплатившего их поездку, к такой форме поддержки международного туризма. Соперничающая по любознательности группа скандинавов занималась уже совсем новаторским видом полярного туризма: долбили лунки и опускали на глубину до трех километров тросы, увешанные датчиками, - и так каждый день неделями... С нами на полюс прилетали парни из ФСБ, участвовавшие в известных событиях в Буденновске, «Норд-Осте», Беслане. Учитывая, что с границами в Арктике полная неопределенность, - тоже полезные для полюса туристы. Всяко может сложиться.

Собственно, Федеральная служба безопасности поддержала и сделала возможной уникальную - слово затертое, но в данном случае единственно точное - уникальную экспедицию. Семь российских подростков пошли на лыжах от «Барнео» до полюса.

(Не стоит думать, что благодаря «Барнео» экспедиции на полюс превратились в легкое и непринужденное времяпрепровождение. Толщина льда здесь меньше двух метров. Самолет должен садиться очень-очень осторожно, притираясь к полосе, а не плюхаясь на нее. За три дня до нашего прилета прямо по полосе прошла трещина, от чего вся длина для возможной посадки-взлета стала минимальной... Подо льдом - глубина в четыре с половиной километра... «Барнео» пока везет, но вот дрейфующую станцию «СП-32» одной из недавних весен вал торосов уничтожил за тридцать минут. Трещина прошла прямо по центру лагеря. Начальник той станции, Владимир Кошелев, рассказывал мне, что люди успели выскочить и отбежать от трещины, но льдины размолотили все оборудование и палатки, оставив невредимыми собственно три вещи: баян, икону и большой бак с горючим. Так и грелись...)

Четверо юношей и три девушки - всем по 16 - 17 лет. Был конкурс на всю страну среди крепких, дружащих со спортом школьников. Победили Илья Матросов из Карелии, Валерия Жидкова из Северодвинска, Венер Самарбаев из Башкирии, Анастасия Мухгалеева из Красноярска, Степан Шеверталов из Чувашии, Михаил Булаев из Рязани и Марина Фидлер из Новосибирска. Авиация ФСБ добросила их до «Барнео». Потом - десять дней во льдах. Лыжи, тоненькие палатки, нарты с грузом у каждого за спиной. Их вели двое взрослых - знаменитые уже полярные путешественники Матвей Шпаро и Борис Смолин. На полюсе сейчас морозы за двадцать и тугой неутихающий ветер. Несколько раз на маленькую группу обрушивались метели. Если бы метели затянулись, маршрут мог сложиться иначе, но они были готовы - тащили на нартах груз на много дней. Льды дрейфуют, и каждые несколько часов они обнаруживали, что нужно делать новую поправку к маршруту через торосы, трещины, полыньи. Несколько раз приходилось переплывать эти черные, набитые острыми осколками льда бездонные промоины в специальных костюмах. Однажды их руководитель Матвей Шпаро, который шел первым, провалился на глазах у ребят в такую промоину внезапно - спецкостюма на нем не было, и не будь это Матвей Шпаро, он просто замерз бы на их глазах насмерть... Они дошли до полюса по традиции - к столетию открытия. Ну не можем мы без символов.

Все эти подростки - герои. Кто бы и как иронически ни относился к этому понятию, но жизнь, к сожалению или к счастью, так устроена, что Герои нужны будут стране всегда. (Часть поколения, воспитанная на «Доме-2», по-моему, просто социально опасна для общества и цивилизации.) Как бы ни сложилась дальше судьба этих семи подростков, знаю точно, что у России подрастают еще как минимум семь очень мужественных граждан, способных на настоящие поступки.

Фотогалерея: "КП" покоряет Северный полюс