Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+2°
Звезды1 июля 2008 22:00

По ушам реклама бьет, кто нас от нее спасет?

«Комсомолка» выяснила, соблюдают ли телеканалы правила показа рекламных роликов

- Реклама! Сделайте потише телевизор!

Знакомая фраза, правда? Обычно, дождавшись рекламного ролика, мы убавляем звук или переключаем канал. Телереклама раздражает не только своей частотой и повторяемостью. Она еще и кричит! Особенно заметно это вечером. Уснувшие было младенцы устраивают ночной плач, а особо чувствительные граждане падают с диванов, заслышав какое-нибудь «Не тормози, сникерсни!» «КП», кстати, уже била в набат по этому поводу (например, в номере за 11 декабря 2006 года)

А ведь по Закону о рекламе громкость звука в передаче и рекламном блоке не должна отличаться! Как же так? Неужели телебароны банально пренебрегают буквой закона?

Сколько это в децибелах

Мы решили «поймать врага за руку» и пригласили в редакцию профессионала - руководителя технического отдела компании «Экостандарт» Михаила Серова. Пусть даст свое экспертное заключение, насколько телеканалы грешат со звуком. Михаил пришел вечером, в прайм-тайм. Прихватил с собой специальный прибор - анализатор шума и вибрации. Включаем телевизор на среднюю громкость.

- Будем измерять так называемый широкополосный шум - тот, который дает разговорная речь. А значит, и телевизор,- поясняет Михаил.

Итак, садимся в полутора метрах от экрана, громкость звука не меняем.

На экране - канал ТНТ, программа «Такси». Громкость - 51 - 52 децибела. Рекламный блок. Громкость... не увеличивается. Неужели? Но прибор - не ухо. У него галлюцинаций не бывает.

Переключаем на Первый канал. Сериал «След». Сначала уровень шума - 51 - 52 децибела. Потом начинается неспешный диалог двух героев и шум падает до 43 - 46 децибелов. И тут вдруг - бабах! - самореклама! Громкость уже 50 - 52 децибела!

- Плюс 7 - 9 децибелов - это чувствительно, - объясняет Михаил. - Если сравнивать «среднюю» громкость фильма и громкость саморекламы, то скачка никакого. А если тихий «кусок» сериала и рекламную паузу, то разница ощутима!

Канал «Культура», «Ночной полет». Уровень шума - 48 - 50 децибелов. Стартовая заставка программы звучит, как кажется, чуть-чуть громче, но прибор не реагирует. Уровень шума не вырос.

Переключаем на НТВ. Цифры на дисплее начинают прыгать. Прогноз погоды - 50 децибелов. За ним сериал - 46 - 51 децибел. Самореклама, как ни странно, звучит тихо - 47 - 49 децибелов. И тут рекламный блок - ба-бах! - 52 - 54 децибела. Ощутимо.

Красная тряпка для потребителя

В общем, случается, что телеканалы завышают уровень звука рекламы. Но чаще играют на разнице, запуская рекламу после более тихого эпизода программы. Но все же скачки звука не настолько критичны, чтобы вызывать наше раздражение. Почему же мы так досадуем на рекламные блоки?! Однозначного ответа, кажется, нет. Есть две версии, объясняющие этот феномен лишь частично:

1) психологическая версия. Нас раздражает сама идея, что нам что-то навязывают. Реклама действует на нас как красная тряпка на быка. Мы ведь ее, мягко говоря, не любим. Отсюда - и звук кажется череcчур громким, и юбки у моделей слишком короткими;

2) технологическая версия. Типичный ответ телевизионщика на вопрос, почему реклама кричит:

- Да не кричит она! Просто в ролике звук чище, вот и кажется, что громче!

Мол, рекламные ролики записываются в студиях с точнейшим сведением звука. Ролик ведь специально направлен на то, чтобы слоган был слышен отчетливо и просто-напросто врезался нам в память. А обычные программы всегда имеют какой-то звуковой фон, который «гасит» звучание реплик.

Кто виноват?

За громкостью звучания рекламных пауз должна следить Федеральная антимонопольная служба - ей законом отведена функция контролера за рекламой. Но, дав полномочия, законодатели не прописали механизмы контроля.

- Федеральный закон «О рекламе» (статья 14, часть 12) говорит о том, что уровень звука рекламы не должен превышать уровень звука прерываемой ею передачи, - объяснила нам Татьяна НИКИТИНА, зам. начальника Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы. - Но нигде не прописаны нюансы. Например, непонятно, на какой уровень звука ориентироваться. На средний по передаче? На самые громкие моменты? На уровень звука во время стыка программы и рекламы? А ведь от этого очень многое зависит!

В законе существует дополнение: параметры соотношения уровней звуков рекламы и передачи определяются требованиями технического регламента. Так вот этого документа пока не существует...

Заниматься разработкой регламента должно Министерство промышленности. Но у него до рекламы никак не доходят руки...

СПРАВКА «КП»

Что и как шумит? (в децибелах)

Шорох листьев - 10Мурлыканье кошки - 15 - 20Уровень шума в комнате с закрытым окном - 40 - 45Разговор - 50 - 60 Работающий пылесос - 70 - 80Проходящий поезд - 90 - 100Реактивный самолет на взлете - 120 - 130

КСТАТИ

Ненавидим, но смотрим

Социологи установили: даже имея возможность переключать рекламу с помощью специального устройства, потребители продолжают ее смотреть!

Компания Information Resources в течение 22 месяцев исследовала отношение потребителей к телерекламе в США. Участникам эксперимента дали возможность «перематывать» рекламу с помощью специального устройства. А исследователи тем временем отмечали их реакцию.

И что же? Оказалось, что, даже имея возможность пропустить рекламу, люди продолжают ее смотреть! Только 30 процентов респондентов перематывали рекламные блоки.

Даже анонсы телепрограмм переключали в два раза больше человек. Значит, ненавидим рекламу, плюемся, но продолжаем смотреть?

Оксана Кальнина и Никита Миронов ждут ваших откликов - пишите!