Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+30°
Boom metrics
Звезды27 февраля 2009 11:52

Сергей Соловьев оживил мальчика Бананана

В Ханты-Мансийске премьерой фильма «2-Асса-2» завершился седьмой международный фестиваль «Дух огня»
Источник:kp.ru

Три главных приза достались словацкой ленте «Слепая любовь», аргентинскому «Дождю» и турецкой картине «Мой Марлон и Брандо». Что-то подсказывает, что до широкого отечественного зрителя эти неплохие ленты не доберутся. Что еще обиднее, проблемы почти наверняка возникнут и у лучшего фильма фестиваля – «России 88», снятой режиссером Павлом Бардиным (он стал обладателем спецприза).

Это очень жесткая, предельно реалистичная, стилизованная под съемку бытовой видеокамерой (как в «Монстро» или в фильме Брайана Де Пальмы «Без цензуры») картина о российских скинхедах. Количество матерных выражений в этой ленте превосходит суммарное количество матерных выражений во всех российских картинах за последнюю пятилетку, но обойтись без этого интеллигентный Бардин, разумеется, не смог: трудно представить, чтобы скинхеды, громящие Черкизовский рынок, орущие про «Жидовское объединенное правительство» и мечтающие, как они будут «мочить хачей», в беседах между собой изъяснялись бы как Анна и Алексей Каренины (а именно такие интонации мэйнстримовский российский кинематограф традиционно приписывает маргинальным персонажам).

«Россия 88» обходится без прямых лобовых обличений фашизма – только в финале, вместо традиционных титров с указанием актеров и оператора, идет огромный список людей, погибших за один только год от рук скинхедов. И по ходу один из героев, мечтающий стать киношником, пристает к своим друзьям с вопросом «Расскажи, как ты стал фашистом?» - вопрос, который, увы, адресован и к определенной части аудитории, к людям, считающих себя благопристойными гражданами, только в разговорах нет-нет да и жалующихся на "понаехавших чужаков с юга".

Мат и отсутствие отчетливых, светящихся, так, чтоб даже слепому стало ясно, транспарантов со словами "Мы против фашизма" могут создать для ленты определенные трудности с кинопрокатом. На фестивале некоторые критики, благожелательно относящиеся к картине, тем не менее задумались - как ее интерпретируют скинхеды, которые стали ее героями и против которых она направлена? Поймут из нее что-то или наоборот, только порадуются, что про них сняли кино?.. В любом случае, даже если возникнут неприятности с прокатным удостоверением, режиссеру ничто не мешает выложить ленту в Интернет.

Кстати, очень сложно поверить, что эту умную и вызывающую картину снял один из авторов худшего в мире сериала «Клуб» (MTV), а главную роль великолепно сыграл Петр Федоров, так долго демонстрировавший в том же «Клубе» актерскую малосостоятельность. Страшно даже представить теперь, какой бездонный потенциал теоретически может скрываться в создателях сериалов «Обреченная стать звездой» или «Кармелита», и что будет, если они рискнут в кои-то веки поработать не за деньги, а для души.

* * *

На закрытии была показана лента Сергея Соловьева “2-Асса-2”. Режиссер в своей очаровательной манере долго объяснял, зачем снял эту ленту, объявив ее “музыкальным триллером” и частью “трилогии”, в которую входят также “Асса-1” и “Анна Каренина”.

К сожалению, это оказалось крайне неудачное кино – неперевариваемый поток сознания, нескончаемая смесь из песен Сергея Шнурова и Екатерины Волковой и попыток развить сюжет первой “Ассы”. Героиня Татьяны Друбич оказывается сначала заключенной (после убийства Крымова ее осуждают на пять лет) и читает в тюрьме растрепанный том “Анны Карениной”, а потом оказывается киноактрисой и играет в той же “Карениной” главную роль; действие по большей части разворачивается на съемочной площадки “Анны”, причем в роли экзальтированного ее режиссера снимается не сам Соловьев, а Сергей Маковецкий.

На экране мелькает пестрый хоровод из героев первой “Ассы” – в какой-то момент объявляется даже Сергей “Африка” Бугаев в роли Бананана, которому после смерти отрезали голову и пришили к новому телу. Встретив его на базаре, где он нынче торугет семечками, Друбич спрашивает: “Какой твой номер? Шесть?”

Это, понятное дело, цитата из первой “Ассы”. Вообще этими цитатами и кадрами из старой картины новая наполнена под завязку. И увы, все они кажутся нездешней красоты мелодиями, неожиданно раздавшимися посреди какофонии.

Что любопытно, корреспондент “КП” со своей оценкой оказался в меньшинстве. Большинство критиков пришло от новой “Ассы” в восторг и дружно противопоставило ее показанной на открытии “Анне Карениной”, которая, дескать, совсем неудача (на мой-то взгляд, как раз в “Карениной”, при всех изъянах и очевидной пересокращенности можно обнаружить очень много симпатичного).

* * *

Деньги на этот фестиваль нашли с довольно большим трудом. Тем не менее, он оказался хорошо организован, там подобралась весьма приличная программа и вообще все было очень мило. Смущала жирная точка после цифры “7” на постере фестиваля: многие расшифровали ее как намек на то, что фестиваль будет последним. Хочется, однако, верить, что это всего лишь дизайнерский прием.

Смотрите фотогалерею: Закрытие кинофестиваля "Дух огня" в Ханты-Мансийске