Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Происшествия18 мая 2009 22:00

Авиакатастрофа едва не произошла из-за усталости пилотов?

Напомним, авиапроисшествие, которое едва не привело к страшной трагедии, произошло 24 апреля

В небе над поселком Черусти, в 155 километрах от столицы, чуть не столкнулись два пассажирских лайнера - Ту-154 компании «Ютэйр», летевший в Самару, и «Боинг-767», принадлежащий «Трансаэро», выполнявший рейс во Владивосток. Мы выяснили подробности этого ЧП.

По данным наших источников, «тушка» шла первой. Следом, на расстоянии семи километров, двигался «Боинг». Оба борта набирали высоту. Диспетчер Илья Куракулов, который вел самолеты, по мере набора высоты первым лайнером давал команду подниматься и второму. Все шло хорошо, пока на высоте 7800 метров Ту-154 не начал медленно снижаться, теряя при этом скорость. «Боинг» в это время уже подходил к высоте 7000 метров. При этом из-за потери скорости «тушкой» стремительно начало сокращаться и горизонтальное расстояние между бортами. Увидев это, диспетчер отдал команду экипажу «Боинга» прекратить набор высоты и отвернуть вправо по курсу. Затем с третьего раза связался и с Ту-154. Его командир получил указание повернуть влево. Самолеты разошлись на примерно одинаковой высоте, когда между ними оставалось около четырех километров.

Что же произошло на борту Ту-154? Пилоты забыли при взлете убрать шасси. И сообразили, что напортачили, лишь забравшись почти на 8000 метров.

- Видимо, когда они это поняли, решили самостоятельно исправить ситуацию, - говорит пилот одной из российских авиакомпаний. - Для этого пришлось прервать взлет, выровнять самолет по горизонтали и снизить скорость. Ведь на большой скорости шасси убирать запрещено. Наверное, и диспетчеру поэтому ответили не сразу - не до этого было.

- Но почему ситуацию пришлось спасать диспетчеру? Ведь на самолетах установлен локатор, который предупреждает об опасном сближении...

- Да, такие приборы есть, называются TCAS. Но они сообщают о сближении только по высоте. Если летчик видит, что сверху или снизу к нему «подкрадывается» другой лайнер, он может принять решение подняться повыше или опуститься. Но держать по этим приборам горизонтальный интервал прямо запрещено. Это функция диспетчера. Так что пилоты «Боинга» не знали, что впереди другой самолет.

Но почему же экипаж Ту-154 совершил такую грубую ошибку?

Как удалось выяснить «КП», управляли самолетом опытные летчики. Командир корабля, 53-летний Сергей Ронин, двадцать лет проработал вторым пилотом. В середине 2008 года стал командиром. Нареканий по работе не было. Бортинженер и штурман также проработали в авиации больше двух десятков лет. Правда, пока ничего не известно о втором пилоте, его стаже и опыте. Вполне возможно, из-за него все и произошло. Дело в том, что на Ту-154 именно второй пилот ответствен за уборку шасси. А тут проморгал. По невнимательности? Есть и другая версия.

- Такая ошибка со стороны людей, проработавших десятилетия в авиации, наводит на мысль о недостатках организации летной работы, - говорит штурман-инструктор, ранее работавший с Рониным. - Возможно, в компании не выдерживался рабочий график, пилотам не хватало предполетного отдыха.

Так это или нет - покажет разбор полетов. Мы будем следить за этой темой.