2018-02-21T20:16:00+03:00

Эльдар Рязанов: «Огурцов в «Карнавальной ночи» - это символ сталинизма»

Перед премьерой своего нового фильма «Музыка жизни» классик советского кино дал эксклюзивное интервью «Комсомольской правде» [аудио и видео]
Поделиться:
Комментарии: comments23
Изменить размер текста:

Во вторник, 1 декабря, в киноклубе «Эльдар» состоится презентация документального фильма «Музыка жизни», в котором знаменитый режиссер Эльдар Рязанов читает собственные стихи. Титра «режиссер» в картине нет, в качестве автора идеи фигурирует главный редактор студии «Крупный план» Александр Айзенберг. Но никто не делает большого секрета из того, что срежиссировал фильм фактически Рязанов. Перед первым показом Эльдар Александрович пообщался с корреспондентом «КП».

«ХОТЕЛ СТАТЬ МОРЯКОМ»

- Можно поздравить вас с выходом 27-го фильма?

- Ну как сказать... Конечно, вышло так, что во время съемок главным на площадке был я, так как режиссура - моя основная профессия. А Александр Айзенберг стал редактором этого фильма.

- Стихи вы пишете гораздо дольше, чем снимаете фильмы.

- Да, начал еще с юношеских лет! Конечно, это были подражания - под Пушкина, Лермонтова, Маяковского. А потом буквально заболел Симоновым. Во время войны он был советским поэтом № 1, вся страна читала «Жди меня». И, конечно, я захотел показать свои вирши ему. Уже не помню как, но нашел его номер телефона, позвонил. Он неожиданно согласился встретиться и посмотреть, что же я такого насочинял. Конечно, мои рифмованные строчки не произвели на него никакого впечатления - он учтиво посоветовал быть самостоятельнее в творчестве. А потом, когда я уже стал режиссером и издал первую книгу «Грустное лицо комедии», мы с Симоновым жили в одном подмосковном поселке. Но друг с другом не общались. Я и не думал, что он меня знает в лицо. И вот однажды ко мне приходит от Симонова письмо. Он поблагодарил меня за фильмы и за «Грустное лицо комедии», которые ему очень нравились. Однако лично во второй раз нам встретиться так и не удалось...

- Как же получилось, что вашей основной деятельностью стала не поэзия, а режиссура?

- Я с детства хотел стать писателем! Но быстро понял, что жизненного опыта для написания книжек у меня маловато. И тогда решил выбрать профессию, которая позволила бы мне пережить множество приключений. А что может быть лучше, чем стать моряком? Тем более что тогда моей любимой книжкой была «Мартин Иден» Джека Лондона. Одним словом, после десятилетки я надумал поступать в Одесское мореходное училище. В 1944 году послал туда запрос, стал ждать ответа. Но никаких писем из Одессы мне не приходило. Только потом я узнал, что училище не успело вернуться из эвакуации. Но время шло, и поступать куда-то надо было. И тут я встречаю знакомого и спрашиваю: «Ты куда поступаешь?» - «Во ВГИК». - «А что это такое?» Он объяснил. И я решил поступать с ним во ВГИК заодно. Приезжаю в институт, начинаю выбирать факультет. Чтобы поступить на художественный, нужно принести рисунки и графику, а я никогда ничего не рисовал! Для сценарного факультета нужны сценарные заявки - их у меня тоже не было. И только для режиссерского факультета не нужно ничего, кроме собственных литературных опытов. А они у меня как раз были! С той самой тетрадочкой стихов, которую показывал Симонову, я и отправился в приемную комиссию. Странность в том, что до поступления во ВГИК я кино вообще не очень любил.

«СДЕЛКИ С СОВЕСТЬЮ ЦЕНЯТСЯ ВЫСОКО»

- Во ВГИКе художественным руководителем вашего курса был легендарный Григорий Козинцев, снявший «Юного Фрица», «Новый Вавилон»... Как складывались ваши отношения?

- Непросто. Более того, я был его нелюбимым учеником. Я был самым младшим студентом, и на втором курсе у Козинцева по поводу меня вдруг возникли сомнения. Он вызвал меня к себе и сказал: «По-моему, вы слишком молоды для того, чтобы здесь учиться!» Я не растерялся и ответил: «Григорий Михайлович, но когда вы меня два года назад брали на курс, я был еще моложе!» Козинцев махнул рукой - ладно, мол, учись. Именно во ВГИКе я получил очень ценный и горький урок. В конце первого курса всем студентам надо было написать на бумаге экранизацию любого советского произведения. Я и мой однокурсник Лятиф Сафаров выбрали «Волоколамское шоссе» Александра Бека о героях-панфиловцах. Тогда мне казалось, что это очень неожиданный взгляд на войну, очень правдивый. В повести есть эпизод расстрела дезертира. Командует расстрелом казах Баурджан Момыш-Улы, и у Бека есть намеки, что он был другом детства дезертира. Мы с Лятифом усилили эти намеки, дописали несколько сцен из детства - видения, появляющиеся у Момыш-Улы перед расстрелом друга, которые прерывает команда «Огонь!». Мы были очень довольны результатом! И вот наступил день оглашения оценок. Всех студентов собрали в аудитории, каждый получил свою отметку. Не назвали только две фамилии - мою и Лятифа. Преподаватель Лев Кулешов объяснил всем, что Сафаров с Рязановым написали идеологически неверную работу, в которой общечеловеческий гуманизм берет верх над советским. А должно быть наоборот. Нам пообещали: если не перепишем сцену расстрела, нас исключат. Делать нечего - переписали. Получилось плоско. Каково же было наше удивление, когда после переделки мы получили по пятерке! Тогда я понял, что лояльность и сделки с совестью ценятся очень высоко...

- Потом вы таких сделок с совестью старались избегать?

- Да. Более того, в первом же своем фильме - «Карнавальная ночь» - главный отрицательный персонаж Огурцов символизирует сталинизм.

- А в ваших фильмах в 60 - 70-х годах персонажи будто нарочно не замечают советской власти и ее реалий...

- Ну, это еще и из-за того, что я рассчитывал на широкий круг зрителей, в том числе и за рубежом, где никто не понимал, например, что такое «прописка». А когда мы показывали иностранцам фильм «Берегись автомобиля», они не понимали, почему нужно платить дополнительные деньги продавцу, чтобы купить у него же магнитофон.

- В одном из своих интервью вы признались, что вам интереснее снимать фильм, когда вы не знаете, как его снимать. Такое часто случалось?

- Да постоянно. Понимаете, есть режиссеры-математики, которые выстраивают какие-то схемы и заранее точно знают, что им нужно. А у меня почти все фильмы сняты интуитивно. Поэтому в них очень много гениальной актерской импровизации - вот «тепленькая пошла» в «Иронии судьбы», к примеру. Или сцена в «Служебном романе», когда Мягков пришел к Фрейндлих, а она впервые в новом платье. Это полная отсебятина! Между Андреем и Алисой была очень тонкая связь - если Мягков импровизировал, то она тут же подхватывала. Получалось отменно!

Эльдар Рязанов о презентации нового фильма "Музыка жизни"

00:00
00:00

ПРО АНДЕРСЕНА И КСЕНОФОБИЮ

- Ваш предпоследний на данный момент фильм «Андерсен» - очень сложная в техническом плане работа. Не страшно было браться?

- Конечно, страшно! Когда я начал снимать «Андерсена», мне было уже 76, а в таком возрасте такое кино уже никто не делает. Я вообще был уверен, что после «Ключа от спальни» не сниму больше ничего. Но тут меня по случаю 75-летия пригласили к президенту Владимиру Путину. А он, значит, меня спросил про творческие планы. Ну неудобно же говорить такому человеку, что никаких планов у меня нет. Я взял и сказал ему, что собираюсь воплотить свою старую задумку - снять биографию великого сказочника.

- «Андерсен» - далеко не комедия. Более того, там очень жестко сказано про многие проблемы, которые сегодня актуальны в нашей стране.

- Так и есть. Меня очень волнует проблема ксенофобии. Нашему народу, увы, очень легко навязать образ врага. У нас убивают людей с другим разрезом глаз, с другим цветом кожи, людей, которые говорят по-русски с акцентом... Народ очень легко уговорили в 1917 году - все были верующими и вдруг начали казнить священников. Теперь вот ненавидим грузин и украинцев. Это ужасное качество, оно меня раздражает и очень не нравится. Но чтобы вылечить эту болезнь, боюсь, нужно не одно столетие.

Фрагменты фильмов Эльдара Рязанова.Перед премьерой своего нового фильма «Музыка жизни» классик советского кино дал эксклюзивное интервью «Комсомольской правде».

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Эльдар РЯЗАНОВ, досье KP.RU»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также