Политика16 января 2010 20:00

В штабе Тимошенко - рекламщики Обамы

а у Януковича - консультанты Маккейна

В отличие от выборов президента Украины 2004 года, когда консультанты из США помогали только "оранжевому" Ющенко, сегодня американские имиджмейкеры трудятся и на стороне "пророссийских" кандидатов.

Впрочем, "пророссийских" - слишком громко сказано. В Москве сегодня понимают, что Виктор Янукович - не такой уж и ставленник Кремля. Вообще не ставленник. Он уже перестал обещать сделать русский язык вторым государственным на Украине, превратить страну в федеративное государство и войти в Единое экономическое пространство с Россией. Все, что может обещать Москве Янукович - это не тянуть Украину в НАТО. Да и то потому, что 60% украинцев против этого. Были бы "за", еще неизвестно, что тогда говорил бы Янукович о НАТО.

С другой стороны, даже "оранжевая" Тимошенко сейчас для России явно милее Ющенко. Да, она за вступление Украины в Евросоюз, а не в союзы с Россией. И на выборы 17 января она призвала 2 тысячи наблюдателей от президента Грузии Михаила Саакашвили. Мы не оговорились, именно от Саакашвили, а не от Грузии. Эти наблюдатели - плод личной договоренности премьера Украины и грузинского президента. И о судьбе Черноморского флота России в Крыму Тимошенко высказалась за два дня до выборов нелицеприятно для Москвы - присутствие иностранных военных баз на Украине противоречит конституции этой страны. Все, казалось бы, предельно ясно. Но именно с Тимошенко Путину удалось уладить газовые споры. "Оранжевая принцесса" скорее хитрый прагматик, а не убежденный русофоб, как Ющенко. Она так же, как и Янукович не будет продавливать вступление в НАТО, но лишь до тех пор, пока против этого большинство населения.

Видимо, поэтому политические верхи России, привыкшие делать ставку на выборах в государствах бывшего СССР на одного кандидата, на этот раз впервые предельно осторожно не ставят ни на кого. Янукович и Тимошенко будут для Москвы одинаково лучше Ющенко.

Но кто же разрабатывает стратегию предвыборной борьбы в штабах главных кандидатов в президенты Украины? Оказалось – вовсе не российские политологи, а самые обыкновенные американцы.

Как выяснили корреспонденты Associated Press, на Украину рванули "подзаработать" практически все основные силы имиджмейкеров, работавших на последних выборах президента США.

Так, предвыборный штаб Виктора Януковича пользуется услугами известного вашингтонского стратега Пола Манафорта. А он в 2008 году работал на откровенного русофоба и друга Михаила Саакашвили - Джона Маккейна. Именно Манафорт, как считают на Украине, посоветовал Януковичу дистанцироваться от имиджа пророссийского политика.

А вот Юлия Тимошенко задействовала в авангарде своей предвыборной команды американскую компанию AKPD. Ее аналитики прославились тем, что были личными политическими консультантами Барака Обамы на выборах в США 2008 года. Говорят, что именно им он во многом обязан своей победой над Маккейном.

Даже Виктор Ющенко, казалось бы, мало на что рассчитывающий на этих выборах, взял в советчики американца Марка Пена, который работал в штабе Хиллари Клинтон.

Так что пока Москва благоразумно дистанцируется от выборов нового президента Украины, США с не меньшей благоразумностью в эти выборы влезают. Для них новый курс Украины, как естественной и главной соперницы России внутри постсоциалистического пространства, весьма важен. Москве он важен тоже, но так же тихо и незаметно для глаз, как американцы, прибирать к рукам нити, на которых как в театре марионеток пляшут кандидаты в президенты Украины, мы пока не научились.