Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ12 октября 1995 5:00

Почему Россия не защищает своих "соколов"?

Утром до "Комсомолки" дошло письмо из Кандагара, где талибы силой удерживают наш экипаж [архив КП от 1995 года]
Источник:kp.ru

Последняя надежда

Дорогая «Комсомолка»!

Первые цивилизованные люди появились в Кандагаре через неделю после того, как истребитель талибов заставил нас здесь приземлиться. Это были журналисты: Питер Грест из «Би-би-си» и Теренс Вайт из «Франс Пресс». Слова, которые они произнесли, оказались пророческими: «Ваша главная беда заключается в том, что вы граждане России». И очень скоро мы убедились в дальновидности этих людей.

Нас бросили и продали так же, как тех офицеров, которые отказались второй раз принимать присягу, тех, которые были первыми посланы в Чечню и объявлены провокаторами, и т.д., и т.д.

Против нас был совершен акт воздушного терроризма. А законность нашего полета была проверена многими комиссиями и экспертами и признана соответствующей международным нормам и правилам, потому что: был заключен договор о перевозке груза между официальными и признанными правительствами Афганистана (Кабул) и Албании:

- полет совершался в соответствии с разрешениями на пролет государств по маршруту полета;

- используемая над Афганистаном воздушная трасса была международной, для полетов не закрыта и зона полетов над Афганистаном не объявлена зоной военных действий;

- вылет осуществлялся согласно флайт-плану, без отклонений от маршрута полета и с докладом расчетных данных;

- экипаж и самолет были гражданскими;

- обеспечение полета готовила посредническая фирма «Трансавиа», зарегистрированная в Эмиратах.

То есть полет с его начала и до конца маршрута был правомерен, а случившееся однозначно – акт воздушного терроризма. Каждая уважающая себя страна делает все, чтобы облегчить страдания своих граждан. По вялости и неэффективности переговоров мы можем однозначно заявить, что мы своей стране не нужны. Видимо, хорошо понимая свою беспомощность, властные структуры в стране вступили в сговор с четвертой властью. Как нам стало известно из скудных сообщений родственников, пошла волна дезинформации и охаивания экипажа. Так, уже трижды сообщалось, что мы освобождены. Описание груза не соответствует действительности. Оружия на борту нашего самолета не было! Только амуниция – патроны для автомата Калашникова. И самое обидное – нас обвиняют в корысти, что мы продались. Мы заявляем: «За этот полет не получили ни цента!» Низко, подло и безнравственно топить и добивать людей, попавших в такую беду. Аморально и то, что ни один из «кухонных» источников информации за полтора месяца не рискнул сунуть свои перо и голову сюда, в Кандагар.

Свои грустные и безнадежные выводы мы вынуждены выразить через вашу газету, потому что даже на те требования, которые выдвинуло руководство талибов, делегация России ответа не дала. А срок был отведен немалый. Для этого только требуется дать отрицательный ответ, что пленных афганцев в нашей стране нет! Дать списки добровольно проживающих по своей воле. Заявить, что Россия во внутренние дела Афганистана не вмешивается и не собирается этого делать.

Россия до сих пор не дала официальной оценки захвата российского гражданского самолета. Т.к. такой ответ не готов, то напрашивается вывод, что, значит, все наоборот или 7 человек должны держать ответ за развалившееся государство СССР и несуществующее правительство, и тем самым нынешнему руководству страны абсолютно безразлична судьба и жизнь своих сограждан и авторитет страны в целом!

Экипаж российского транспортного самолета Ил-76 ТД. Командир самолета: Шарпатов Владимир: бортрадист: Вшивцев Юрий, второй пилот: Хайруллин Газинур. Инженер: Бутузов Сергей, штурман: Здор Александр, инженер: Рязанов Виктор, бортинженер: Аббягов Асхат.

Г. Кандагар.

Кто нужнее для Казани: пленные авиаторы или депутаты?

Вправе ли Россия считать себя великой державой, если позволяет талибам третий месяц измываться над российско-татарстанским экипажем? Такой вопрос прозвучал в Казани на встрече общественности с шестью депутатами Госдумы, избранными от Татарстана. Поступило даже предложение: смените в плену семерых летчиков!

На вопрос, какой же все-таки выход народные избранники видят из кандагарского тупика, за всех ответил депутат Иван Грачев. По крайней мере ответил честно: «Не знаю».

Борис ВИШНЕВСКИЙ.

Язык дипломатии до родины не доведет

Директор 3-го департамента российского МИДа Юрий Котов согласился ответить на мои вопросы без промедления.

- Если говорить с юридической точки зрения, то они действительно не нарушили никаких норм. Все требования, предъявляемые к такого рода полетам, экипажем были выполнены.

- Россия официально заявляет, и это ее линия, о полном невмешательстве во внутренние делая в Афганистане и неоказании какого-либо содействия воюющим сторонам. Сейчас нам не верят, что без согласия российского руководства наши самолеты могли перевозить военные грузы одной из сторон конфликта. В связи с происшедшим в печати ряда стран была развернута кампания с обвинениями России во вмешательстве в афганские дела.

- Почему на переговоры к талибам был направлен всего лишь советник МИДа? Почему не поехал кто-либо из заместителей министра?

- После закрытия российского посольства в Кабуле с Исламабаде была введена должность советника по поддержанию наших отношений с Афганистаном. После первых же встреч с талибами Замир Кабулов поставил перед ними вопрос о повышении уровня делегации. Талибы это предложение отвергли, заявив, что уровень их вполне устраивает.

- Правда ли, что талибы ставили палки в колеса приезду делегации МИДа РФ в Кандагар до 14 сентября?

- Нельзя сказать, что они препятствовали этому. просто у нас не было прямой связи с талибами. Это, пожалуй, единственная группировка в Афганистане, с которой мы только нащупывали контакты. Ситуация осложнялась и тем, что из-за активных боевых действий добраться до Кандагара было весьма непросто.

- Прибыл ли уже в Москву знаменитый список неизвестно где находящихся афганцев в количестве без малого 8 тысяч человек и каким образом МИД сможет дать ответ об их местонахождении?

- Мы ожидаем этот список в ближайшие час-два. Он написан от руки на пушту и дари, указаны только имена, места и даты рождения людей.

Интервью взял Сергей ПОСТАНОГОВ.

Диагноз: импотенция

Что добавить ко всему сказанному? Что уже несколько недель французы настойчиво продолжают искать своего летчика, пропавшего в небе над Боснией? Или напомнить, что некурящий президент Клинтон потянулся за сигаретой, когда бессонной ночью ему доложили: найден американский пилот, самолет которого был поврежден в небе над Балканами? Это их политический стандарт.

Кощунственно было бы сейчас пенять на то, что экипаж – грамотные, судя по письму, люди – отправился зарабатывать деньги в опасный рейс. Кого винить? Деятелей из Татарстана, которые, без сожаления расставшись с эпохой политинформаций о международном положении, даже не удосужились вникнуть, куда они направляют злосчастный самолет? А ведь для этого достаточно было посоветоваться со структурами уже раздробленного, но все еще компетентного центра. Позвонить все в тот же МИД.

Вызволять наших людей из Афганистана безумно сложно. Хотя бы потому, что эта страна будет встречать нас в штыки и спустя 30 лет после того, как оттуда ушел последний советский солдат. Лично я верю, что те дипломаты среднего звена, на которых возложена миссия вызволения, делают все возможное. Но кто может внятно объяснить: почему в первый же день после захвата самолета на помощь согражданам не вылетел если не министр, то хотя бы один из его многочисленных замов? Некоторых из них сейчас называют кандидатами на повышение. Так почему же если не сострадание, то честолюбие не подтолкнуло их вылететь в Кандагар, прихватив с собой прерогативу своего статуса звонить напрямую в высокие кабинеты Вашингтона и Исламабада?

А родные политики, усиленно делящие шкуру неубитого медведя? Этих дилетантов ничему не учит чужой опыт.

Что остается? Завидовать американцам, за каждого из которых встанет горой его страна? Но не мы ли начали эпоху демократии с нового правила правописания, стыдливо понизив первую букву в слове «Родина»? Почему же американцы не стесняются писать его с заглавной буквы?

В массе своей мы с вами сегодня стремимся не жить, а выжить. Поэтому и нет нам дела до того, что дипломатия превратилась в бегущую дорожку тренажера, на которой немыслимо вырваться вперед. А может, даже и дорожка эта сломалась, оставив нас позади тех, с кем когда-то мы шли на равных.

Пришло время учиться жить. И уважение к России не родится за ее пределами до тех пор, пока мы сами не озаботимся этим. Вызволить кандагарских узников – это дело чести нашей страны. Без этой победы не будет других. Останутся лишь отговорки вроде «нас никто не поддержал в ООН», «зато во втором поколении бандиты станут респектабельными бизнесменами», «наша демократия еще очень молодая»…У наших ребят в Кандагаре осталась одна надежда, одна вера. В Родину с большой буквы, ибо только такая Россия может им помочь. Если этого не случится, если их беду отодвинут иные, большие или мелкие государственные дела, значит, Россию мы уже потеряли. А термин «страна проживания» стерпит любые формы правописания, хоть строчные, хоть непечатные…

Елена ОВЧАРЕНКО.