2018-02-21T20:41:50+03:00

Известный режиссер Владимир Мотыль не дожил до премьеры своего фильма всего две недели

Почтить память кинематографиста приедут космонавты
Поделиться:
Комментарии: comments33
Изменить размер текста:

Урок Мотыля я запомнил на всю жизнь.

Дело было в начале 80-х в жаркой, пыльной, неустроенной Одессе. Мотыль приехал на киностудию, но жил почему-то не в гостинице с эмблемой бригантины на фасаде, а в раздолбанной, как бы сейчас сказали двухзвездочной "Аркадии". Я несколько раз звонил администратору гостиницы, чтобы договориться с именитым постояльцем об интервью. И каждый раз она бегала на третий этаж и вызывала к телефону Мотыля. Мне было неудобно дергать известного человека, но в те времена были только такие средства связи.

Кажется, для меня это было одно из первых интервью с известным человеком. Я приехал минут за сорок до условленного времени. Мерял шагами асфальт у входа, изучил весь ассортимент галантерейного магазина за углом. Наконец, не выдержал и без четырех шесть постучал в облупленную дверь. Открыл всклокоченный человек в мятой рубашке и с таким же мятым лицом.

- Интервью? Но вы же пришли раньше! - бум. И дверь перед моим носом закрылась.Я влез в продавленное кресло в гостиничном холле.

Ровно через четыре минуты дверь открылась и из номера вышел подтянутый мужчина в идеально отглаженной рубашке, аккуратно выбритый и бодрый:

- Молодой человек, я понимаю - вы только начинаете работать журналистом. Я тоже в такой ситуации, как вы, бывал, - кивнул Владимир Яковлевич. - Запомните - это вам пригодится на всю жизнь. Если вы приходите на деловую встречу, появляться надо точно в договоренное время. Если приходите на интервью - опоздайте минут на 5-7, но не больше. Если собираетесь в гости кому-то домой - лучше припоздниться минут на 10-15. Хозяева, как правило, не успевают подготовиться к приему гостей и лишние минуты дадут им время все подобрать. Если идете на свидание к девушке, надо появиться минут на 5-10 раньше - слабый пол существа непредсказуемые, могут прибежать и пораньше. Но вам придется быть готовым ждать опоздавшую. И, запомните: сами ни при каких обстоятельствах не опаздывайте больше, чем на 15 минут. Это невежливо и будет характеризовать вас как человека ненадежного и необязательного.

Совет Мотыля я запомнил на всю жизнь. И теперь никогда никуда не опаздываю. Но и раньше не прихожу...

И в "Лес", и в "Снег"

... Мы потом долго говорили о его картинах. Как раз в те годы снял "Лес" по Островскому. Картину запретили - слишком уж нравы героев картины напоминали нравы правящей советской элиты. Фильм положили на полку. И Мотыль ездил по киностудиям - предлагал сценарии, свои услуги как режиссер - жить-то на что-то надо было. За Владимиром Яковлевичем стойко закрепился ярлык неблагонадежного.

Странно было: как это так - режиссер потрясающих, пронзительных, очень тонких фильмов разрешение на каждую новую съемку выбивал годами. "Женя, Женечка и "катюша" по роману фронтовика Окуджавы с молодым Далем сочли очернительством войны и в советские времена почти не показывали. "Белое солнце пустыни" на экраны попало чудом. Госкино уже собиралось и его запретить, сочтя непрофессиональным и непатриотичным. Удача, что ленту привезли на дачу к Генсеку Брежневу, тот посмотрел и остался в восторге.

Наверное, самая удачная судьба была у "Звезды пленительного счастья". Но и после этого фильма Мотыль несколько лет ничего не снимал. Наконец запустился с "Лесом"... И снова остался без работы.

Почему "Белое солнце..." провожает космонавтов

Сейчас уже сложно вспомнить, как "Белое солнце пустыни" оказалось талисманом космонавтов. Самая правдоподобная версия, на мой взгляд, такая. В 1971-м году при спуске разгерметизировался космический корабль "Союз-11". Космонавты Волков, Добровольский и Пацаев погибли. Долго выясняли причины трагедии готовили новый корабль. "Союз-12" полетел только в 1973-м году. Конечно, экипаж волновался больше обычного. Психологи подобрали ему для просмотра перед стартом "Белое солнце пустыни" - в то время только-только прошедший по кинотеатрам фильм.

Духоподъемное, мол, кино, и веселое.

Полет прошел без проблем. Так и завелась новая традиция на Байконуре. Интересно, что даже космонавты, отправляющиеся в командировку на орбиту в третий или четвертый раз, ни в коем случае не нарушают обычай и в день, предшествующий старту, приходят в кинозал гостиницы "Космонавт".

Как мне рассказали в Центре подготовки космонавтов, каких-то официальных мероприятий по случаю кончины режиссера фильма в Звездном городке не планируется. Но космонавты старшего поколения, знавшие Владимира Яковлевича Мотыля, приедут на похороны, чтобы почтить память кинематографиста.

Багровый цвет...

В 90-х годах Мотыль стал много снимать. "Расстанемся - пока хорошие" (1991), "Честь имею" (1994), "Охламон" (1994), "Несут меня кони" (1996). Но картины эти мало кто видел. Шел вал американского кино, которое давало кассу. Фильмы отечественные в ту пору запускали в основном для того, чтобы бизнесмены и госчиновники могли отмыть деньги. О том, чтобы лента попала к зрителям финансисты и не думали.

Совсем недавно Мотыль завершил съемки теперь уже последнего своего фильма - "Багровый цвет снегопада"...

... Недавно мы прощались с потрясающим композитором Исааком Шварцем. Он написал замечательную песню "Капли датского короля" для "Жени, Женечки и "катюши", песню таможенника в "Белом солнце пустыни" ("Девять граммов в сердце"), нежные, душевные романсы в "Звезде пленительного счастья" ("Кавалергарды, век недолог"). вот теперь ушел из жизни и режиссер этих картин. Уходит талантливое, совестливое, ответственное и нравственно чистое поколение. Кто приходит на их место?

Последние силы Владимир Мотыль отдал своему новому фильму

Анастасия Плешакова

5 февраля 82-летний режиссер был госпитализирован в 67-ую городскую больницу. Вначале врачи предполагали, что у Владимира Яковлевича перелом шейного отдела позвоночника или, что случился инсульт... Оказалось, пневмония.

Две недели Владимир Яковлевич боролся с болезнью, пневмония в пожилом возрасте трудно лечится. Все это время Мотыль находился в реанимации. Состояние его было стабильно-тяжелое.

Мы созванивались не раз с дочерью Мотыля – Ириной. Передавали привет Владимиру Яковлевичу. Ирина каждый день приходила в больницу к отца и видела, что дела обстоят неважно. Было уже понятно, что 11 марта в Доме кино не состоится долгожданная премьера фильма Владимира Мотыля «Багровый цвет снегопада». Он снимал этот фильм почти 5 лет. «Сейчас нам не до премьер, - говорила Ирина. Главное – спасти отца». Надежда оставалась. Но вчера поздно вечером сердце великого режиссера остановилось.

Утром Ирина уехала в морг оформлять документы. Дома находилась только ее помощница Анна.

- Смерть Владимира Яковлевича наступила скоропостижно, мы не были к ней готовы, - рассказала нам Анна. - Скорее всего, похороны пройдут в четверг.

А я вспомнила, как всего-то два с лишним года тому назад я разговаривала с Владимиром Мотылем на его юбилее. Отмечал он свое 80-летие в ресторане «Белое солнце пустыни», что было неудивительно. Одноименный фильм - визитная карточка режиссера. Рассказывал он тогда о своем последнем «ребенке», а значит самом любимом, - о фильме «Багровый цвет снегопада».

- Это будет любовно-авантюрный кинороман. Действие происходит с 1916-го по 1926 год - время великих потрясений в России. На этом фильме я впервые работаю не только режиссером и автором сценария, но и продюсером. Это очень трудно.

Последние силы он отдал этому фильму. Тогда на юбилее он держался молодцом, был весел, шутил, прекрасно выглядел. Рядом – любимая жена Людмила Васильевна и дочка Ирина. Эта картина семейного счастья до сих пор стоит у меня перед глазами.

Полтора года назад умерла Людмила Васильевна. Владимир Яковлевич тяжело переживал уход жены, сильно сдал, плохо себя чувствовал, но не расслаблялся – должен был закончить новый фильм.

Когда все производственные тяготы были позади и уже назначена на 11 марта премьера, силы покинули режиссера. Он не дожил до премьеры картины «Багровый цвет снегопада» всего две недели.

Деньги на последний фильм Владимира Мотыля подарил Роман Абрамович

Елена Лаптева

Об этом режиссер рассказал в одном из интервью "Комсомольской правде"

- Перед съемками почти год изучал историю. Затем еще год искал деньги. Мне дал их известный российский миллиардер Дерипаска плюс немалую сумму подарил Роман Абрамович. За этими событиями прошло лето. И сегодня во Львове мы снимали раннюю весну, пока не повалил снег. Дружелюбная атмосфера, которую нам создали львовяне, позволила играть по-весеннему. Люди подходили, благодарили меня за фильмы, признавались в любви. Я был поражен и взволнован, потому что не думал, что меня так хорошо здесь знают (далее).

В "Багровом цвете снегопада" Мотыль помирил красных с белыми

Александр Нечаев

Последний фильм Мотыля "Багровый цвет снегопада", снятый в 2007 году, показали журналистам еще в прошлом году. У режиссера тогда еще была надежда на скорый выход в прокат. Но потенциальные дистрибьютеры сочли картину тяжеловесной, старомодной и не имеющей кассового потенциала (далее).

Михаил Филиппов: «Владимир Мотыль был очень одиноким человеком»

Анастасия Плешакова

- Удивительно, как он был привязан к своей матери. К сожалению, я не застал ее в живых. Но не было дня, чтобы Владимир Яковлевич не вспоминал и не рассказывал о ней. Последний свой фильм, мне кажется, он посвятил матери. Во многом эта картина биографична, действия происходят после гражданской войны вплоть до 30-х годов прошлого века (далее).

Станислав Садальский: Наверняка похороны Мотыля пройдут так же скромно, как и его жизнь...

Елена Лаптева

Он действительно был гениален, а с ним всю жизнь боролись чиновники от культуры. Его ненавидел тогдашний начальник управления культуры, ставший потом председателем Государственного комитета Совета Министров СССР по кинематографии Филипп Ермаш. Всегда его зажимал. Потому что Мотыль был очень свободолюбивым человеком, все вещи называл своими именами - на бездарность говорил "бездарность". Конечно же, это раздражало.

Первая картина - "Дети Памира", была выдвинута на Ленинскую премию. И все проголосовали единогласно за то, чтобы премия досталась Владимиру Яковлевичу. Но Ермаш заставил весь комитет переголосовать. Мол, это молодой режиссер, который пока не имеет права получать такую серьезную премию. И была переголосовка... (далее)

Юрий Грымов: "Мотыль вынужден был унижаться, чтобы получить 40 тысяч долларов на свой фильм"

Александр Нечаев

Последние несколько лет Владимир Мотыль вел курс в Мастерской Юрия Грымова - относительно новой школе режиссеров и рекламщиков, противопоставляющей себя традиционному ВГИКу. Фактически Грымов дал возможность заработать денег заслуженному режиссеру, оказавшемуся вдруг на обочине кинопроцесса.

- Он, конечно, очень сильно переживал, что его кино - умное, хорошее, зрительское - вдруг оказалось никому не нужны. Мотыль постоянно говорил о "Багровом цвете снегопада", очень хотел, чтобы картина дошла до зрителя. Но постоянно сталкивался с безденежьем. Доходило до парадоксальных вещей! Представляете, мэтр советского кино, снявший несколько шедевров, не мог найти 40 тысяч долларов для того, чтобы перевести "Багровый снег..." с пленки в DVD-формат, чтобы демонстрировать картину на кинофестивалях.

И он вынужден был унижаться, чтобы получить эти деньги. Знаете, грош цена кинематографии той страны, в которой признанные мастера вынуждены обивать пороги, чтобы получить небольшую по меркам кино сумму (далее).

Режиссер Марк Захаров: У меня осталось самое светлое чувство к этому человеку

Елена Лаптева

У меня осталось самое светлое чувство к этому человеку. Я думаю, не важно, сколько он сделал фильмов, важно, что он сделал один великий фильм, и он останется с нами (далее)

Актер Костолевский: Умер человек, благодаря которому состоялась моя судьба в кино

Дорогой Владимир Яковлевич, пусть земля вам будем пухом. Я вас очень-очень люблю, и мне будет вас недоставать. Вашей нетерпимости, вашей принципиальности, вашего трудного характера, вашей несговорчивости, порой жесткости и в то же время удивительной порядочности, доброты и необыкновенного таланта (далее)

Актер и режиссер Василий Ливанов так отозвался о режиссере Владимире Яковлевиче Мотыле:

Елена Лаптева

- Хотел работать за всех – и за оператора, и за актеров, и за художников. Такая у него черта была. Знал дело хорошо, с ним профессионально было очень интересно работать.

«Красноармеец Сухов» узнал о смерти Владимира Мотыля в больнице

Анастасия Плешакова

Так распорядилась судьба, что актер Анатолий Кузнецов, исполнитель роли красноармейца Сухова в кинофильме «Белое солнце пустыни», сейчас находится в больнице с тем же диагнозом, что был и у Владимира Мотыля. Пневмония. Медики говорят, что в Москве настоящая эпидемии инфекционной пневмонии. 25 февраля Анатолий Борисович должен выписаться, чтобы проститься со своим другом режиссером Владимиром Мотылем.

- Я думаю, что отец жил бы да жил, если бы не отдал столько сил последней картине «Багровый цвет снегопада», - рассказала нам дочка режиссера Ирина. – Я объясняю его уход колоссальной усталостью. Он отдал этому фильму 7 лет жизни (далее)

ДОСЬЕ:

Владимир Яковлевич Мотыль (26 июня 1927, Лепель - 21 февраля 2010 год, Москва) — советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист. Народный артист России (2003)

Закончил актёрское отделение Свердловского театрального института (1948) и исторический факультет Свердловского университета (1957, заочно). Работал режиссёром Свердловского драматического театра, затем актёром и режиссёром в театрах в Сталиногорске (ныне Новомосковск Тульской области) и в Нижнем Тагиле. С 1955 года — главный режиссёр Свердловского театра юного зрителя. В 1957—1960 был режиссёром Свердловской киностудии.

Свой первый самостоятельный фильм, «Дети Памира», снял в 1963 на Таджикской киностудии. В 1967 снял нашумевшую (в силу своей неординарности) комедию на военную тему "Женя, Женечка и «катюша», по сценарию, написанному совместно с Булатом Окуджавой. Всенародную известность В. Мотылю принёс приключенческий фильм «Белое солнце пустыни», также созданный при участии Б. Окуджавы. В 1975 году В. Мотыль выпускает исторический фильм «Звезда пленительного счастья» о судьбах декабристов.

В 1976—1985 годах В. Мотыль — художественный руководитель Студии художественных фильмов творческого объединения «Экран» телецентра «Останкино». В 1990-е годы часто выступает как художественный руководитель в фильмах молодых режиссёров. В 1999 году выбран председателем жюри IX МКФ «Послание к Человеку».

Лауреат Государственной премии Таджикской ССР им. А. Рудаки (1964, за фильм «Дети Памира»); Почетный гражданин города Душанбе (1977); Заслуженный деятель Таджикистана (1997). Награждён орденом Почёта (1996, за фильм «Белое солнце пустыни»). Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (1998, за фильм «Белое солнце пустыни»).

В 2004 году В. Мотыль приступил к съемкам фильма, действие которого основано на реальных фактах из жизни его родителей. Рабочее название картины — «Багровый цвет снегопада». В 2006 году участвовал в создании книги «Автограф века».

Фильмография

1963 — Дети Памира

1967 — Женя, Женечка и «катюша»

1969 — Белое солнце пустыни

1975 — Звезда пленительного счастья

1980 — Лес

1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся 100 лет назад

1991 — Расстанемся — пока хорошие

1996 — Несут меня кони…

2009 — Багровый цвет снегопада

Читайте еще: Скончался Владимир Мотыль, режиссер легендарного "Белого солнца пустыни"

Лучшие фильмы Владимира Мотыля.Знаменитый режиссер, автор «Белого солнца пустыни» попал в 67-ую городскую больницу.

Еще больше материалов по теме: «Владимир Мотыль: досье KP.RU»

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Александр МИЛКУС

 
Читайте также