Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Происшествия16 мая 2010 23:40

Кто устроил беспорядки в Кузбассе?

После акции протеста руководство шахты «Распадская», где погибли 66 человек и 24 пропали без вести, согласилось повысить зарплату горнякам [видео]

В ночь на субботу на прошлой неделе шахтеры Междуреченска перекрыли железнодорожный переезд, требуя, чтобы к ним пришли директор шахты «Распадская» и губернатор Кемеровской области Аман Тулеев.

Почему шахтеры вновь вышли на рельсы? Правы ли региональные власти, заявляя, что это провокация? Корреспондент «КП» искала ответы на эти вопросы на месте событий.

ПЛАТИТЬ НАДО ЖИВЫМ

Недовольство в Междуреченске нарастало всю минувшую неделю. Было очевидно: достаточно одной искры - и произойдет еще один взрыв, только не метана под землей, а человеческого гнева и горя на поверхности.

Выговориться шахтеры договорились в пятницу на центральной площади города. Мероприятие было несанкционированным.

- Мужики погибли из-за денег, - говорил на митинге шахтер Андрей. - Мы уже в открытую признаем: нам приходится нарушать безопасность, завешивать датчики, чтобы выполнить план добычи. От этого зависит наша зарплата. Не выполнишь план, получишь 15 - 20 тысяч рублей. А у нас еще кредиты. Нам детей кормить надо. И руководство прекрасно знает обо всем.

Выступающие говорили в мегафон: это были ветераны-шахтеры, участники забастовок 1989 года, молодежь, матери и жены погибших и пострадавших. Выступающие повторяли одну и ту же мысль: платить надо было живым, тогда не пришлось бы отдавать миллионы за погибших.

БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ

Митинг почти разогнал начавшийся дождь, и лишь четвертая часть от собравшихся - человек 200 - отправились к зданию администрации требовать мэра. Зачем - не совсем понятно. Ведь за зарплаты шахтерам мэр не отвечает, это вопрос к собственнику шахты. Было ощущение, что людям просто хотелось поговорить хоть с каким-нибудь официальным лицом.

Глава города принял только десятерых. Остальным тоже хотелось выслушать мэра. Началось негодование, люди призывали главу города выйти ко всем. Этого не случилось.

И вот тогда была выбита искра:

- Не хотят по-хорошему, давай по-плохому! Мужики, пошли рельсы разбирать!

Правда, долго не могли решить, куда именно идти и стоит ли вообще это делать. Кстати, все это видели милиционеры, охранявшие мэрию. Почему они не сообщили об этом начальству и людей не встретили сразу на рельсах, сказать сложно. Но то, что у них было море времени, пока люди, растянувшись в цепочку, брели по задворкам к переезду, это факт.

Сначала к переезду подошли человек 100 - 150. Я это видела собственными глазами. В течение часа к собравшимся присоединялись горожане. Пришли женщины с детьми, жены тех, кто погиб.

Многие из собравшихся действительно были пьяны. Но были и трезвые. Последние уговаривали первых не пить, не буянить, чтобы у милиции не было повода задерживать их.

И только тогда к собравшимся приехал мэр. Дважды. Но люди решили сидеть на рельсах до утра, пока не приедет губернатор.

ОМОН тем временем оцепил территорию и не пускал людей, пришедших, чтобы присоединиться к протестующим.

...В 12 ночи собравшиеся зажгли свечи и собирались провести минуту молчания - наступило 15 мая, официальный день траура по погибшим. В это же время живой щит ОМОНа двинулся на переезд. В касках, со щитами они шли напролом, оттесняя людей. Кто-то призывал драться, кто-то просил ничего не делать. Но перевесила позиция силы: отступившие начали кидать в ОМОН камни. Тот продолжал двигаться, прикрывшись щитами. Это уже было похоже на тот самый бессмысленный и беспощадный бунт. Стенка на стенку, с переменным успехом шахтеры то теснили ОМОН, забрасывая его камнями, то сами бежали от дубинок милиционеров. Женщины бросались на щиты с криками: «Ироды, у меня сын погиб!»

И тут милиционерам все-таки удалось замкнуть в кольцо группу митингующих: началась драка. В итоге несколько человек отволокли в машину. Некоторые милиционеры получили травмы... Противостояние продолжалось еще около двух часов. К 4 ночи все разошлись...

На месте начали работать следователи прокуратуры.

- Нам сказали камни собирать как вещественные доказательства, - переговариваются две девушки из прокуратуры. - Дурдом! Как они собираются отпечатки с камней брать - это же невозможно!

ПРОВОКАТОРЫ?

На следующий день приехал губернатор и встретился с представителями шахтеров. Поговорили за закрытыми дверьми, не пуская журналистов. После чего губернатор сам встретился с представителями СМИ и сказал, что некоторые журналисты провоцировали народ.

Также было заявлено, что из 28 задержанных всего двое - реальные шахтеры. Например, задержан Антон Герасимов, который представился работником шахты «Распадская», а на самом деле только освободился из тюрьмы и находится в федеральном розыске, лидер преступной группировки.

Слышать это было странно. Как человек, который только что освободился из тюрьмы, может тут же находиться в федеральном розыске? Хорошо, пусть это и правда. Но зачем скрываться от федерального розыска на публичном мероприятии?

Названы были еще нескольких задержанных - все они либо отсидевшие, либо безработные...

На следующий день правоохранительные органы заявили: среди 28 задержанных нет ни одного шахтера. Куда же делись те два шахтера, о которых говорили раньше? А в понедельник появилось официальное сообщение, что все задержанные отпущены. Как такое может быть, если ранее заявлялось, что среди бунтовщиков есть человек, который находится в федеральном розыске?

Версия о том, что беспорядки устроили не шахтеры, а провокаторы, конечно, очень комфортна для власти. Но как очевидец я могу сказать, что там были и реальные шахтеры (этих людей я встречала на шахте «Распадская»), там были и жены погибших. Возможно, в толпе были и провокаторы - на лбу у них этого не написано. Но поражает вот что: как ОМОН среди большого количества народа, в давке и неразберихе умудрился поймать только уголовников и неработающих, оставив при этом на свободе шахтеров?

Вопросов с каждым днем все больше и больше. И ответов, к сожалению, пока нет.

Тем временем Интернет кишит любительским видео потасовки между ОМОНом и митингующими. На форумах идет бурное обсуждение. Жители города пьяных и буйных осуждают. Если митинговать, то законно и по-трезвому, чтобы у милиции не было повода на применение силы.

В понедельник гендиректор шахты «Распадская» Геннадий Козовой заявил, что зарплаты на шахте повысят, увеличат долю оклада, оплата будет зависеть от степени безопасности труда. В общем, это все то, чего просили шахтеры. Ах, если бы эти заявления были сделаны на два дня раньше...

Трагедия на шахте «Распадская» имеет широкий резонанс. В Интернете появилось обращение Союза жителей Кузбасса к президенту. Они требуют повышения зарплат, прекращения уголовных дел против задержанных в Междуреченске. Иначе 22 мая в 13 городах Кузбасса пройдут митинги. Правда, пока никто не может понять, откуда взялся этот союз и кто в нем состоит.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

А может, надо было просто поговорить?

По моему скромному разумению, беспорядков можно было бы вообще избежать. Шахтеры же чего хотели - да поговорить просто они хотели! Вышел бы к ним мэр города, по-мужски перетерли бы накопившееся, пар бы выпустили. И поверьте, никто бы не пошел рельсы разбирать.

Так нет же, нужно было в кабинете царьком усесться и заявить: приму только десять человек! Как-то это не по-человечески, не по-мужицки. То же самое касается и руководителей шахты. За все время, пока эта толпа ходила с площади до мэрии, никто из топ-менеджеров тоже не потрудился объяснить мужикам, что погромы - это не выход. Вот и получилось, что накипевшее полилось не словами на людей ответственных, а камнями и бутылками в милиционеров. Само собой, первый вариант был бы возможен, если бы начальники не отгородились от шахтеров кабинетными дверями.

Это слайд-шоу сделали журналисты разных изданий, которые освещали трагедию на шахте "Распадская" и последовавшие волнения в Междуреченске. История в фотографиях и цитатах.