Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия14 мая 2010 22:00

Шахту решено затопить

Другого варианта погасить пожар, похоже, уже нет [аудио]
Источник:kp.ru

Дмитрий Михалин, горноспасатель с 17-летним стажем, многое повидал на своем веку. Но спасательная операция на «Распадской» его просто перепахала.

- В шахте задымление такое, что не видно на расстоянии вытянутой руки. Назад шли по нитке связи, которую протянули. Если бы не она - потерялись бы. Под ногами куски угля, проволока, металл, все скручено в комок... Вот в таких условиях мы и работали. Находишь одного человека, а под ним тело другого. Картина жуткая. Представьте, когда идешь назад, коробка респиратора уже накалена, мы потом сплевывали кипятком....

За последние двое суток обстановка на шахте резко ухудшилась. На некоторых участках запредельная концентрация метана. Там горит все - и воздух, и угольные пласты. Настоящий ад.

- Очагов возгорания оказалось гораздо больше, чем мы предполагали, - признал главный военный эксперт МЧС РФ Павел Плат. - Но пожар - не самое страшное в данной ситуации. Гораздо страшнее метан и его соединение с огнем. Там может рвануть в любой момент. Поэтому принято решение все опасные коридоры затопить.

Спасатели затопят тупиковые выработки, которые хотя еще и не были обследованы, но предполагается, что люди в них отсутствуют. По расчетам специалистов, на тушение пожаров уйдет не менее недели. Только после этого возобновятся поисковые работы. О спасательных речи уже не идет...

Екатерина САРДАКОВА («КП» - Кемерово»), Нигина БЕРОЕВА

СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ

В момент взрыва на «Распадской» внутри были посторонние

На сегодняшний день спасатели вынесли из шахты тела 66 погибших. Под завалами, по официальным данным, остались 24 горняка. Но, как заявляют чиновники областной администрации, среди погибших видели двух человек, которые не работали в шахте.

С оговоркой «якобы» - потому, что официальные экспертизы и опознания еще не завершены в полном объеме. Но губернатор Кузбасса Аман Тулеев подтвердил, что среди погибших был найден горняк Дмитрий Завалишин - этот человек уже давно перешел работать на шахту имени Ленина. Зачем он в ту злополучную ночь на 9 мая пробрался в «Распадскую», не слишком понятно. Говорят, что он мог подменять заболевшего горняка втайне от бригадира. Но более вероятна версия, что парень охотился за цветными металлами - при нем нашли плоскогубцы и два ножа. А также моток проволоки. Не исключено, что он в одиночку или с сообщником хотел наковырять тех самых датчиков метана. За каждый из них можно выручить 7 - 9 тысяч рублей. Как «чужак» попал в забой, минуя строгий контроль? Да потому, что для контролеров он как раз свой. Не террорист какой-нибудь. Мог сказать, что ему срочно надо найти приятеля из третьей смены. Праздник же был...

- А еще у нас тут все говорят, что один шахтер с 8-го участка привел своего 15-летнего сына на шахту. Типа, на экскурсию, - рассказывают выжившие после аварии горняки. - Уговорил пропустить: мол, пусть малец посмотрит, как батька работает. Сам шахтером станет. И такая судьба!

В списках пропавших без вести оба погибших не значились. Таким образом, по версии горняков, сейчас под завалами могут быть не 24, а 26 их товарищей...

Еще, как утверждают врачи Центральной больницы, 9 мая вскоре после взрыва к ним привезли раненого, который отказался назвать имя и фамилию. А после перевязки вышел покурить и... сбежал. Данный факт следователи СКП не подтверждают. И говорят, что версию теракта не рассматривают в числе основных. Но, учитывая, как легко на шахту проходили посторонние, не исключают.

Алена КИХАЕВА («КП» - Кемерово»)

РЕПОРТАЖ ИЗ МЕЖДУРЕЧЕНСКА

«Даешь прибавку к зарплате! А то разберем железную дорогу»

Три тысячи горняков вышли на митинг

Акцию протеста планировали с утра - люди обзванивали знакомых: приходите, почтим память погибших. Никто не отказывался.

- Мы просто хотели рассказать журналистам правду о том, что происходит на шахтах. Но когда пришли на площадь, увидели, что на асфальте дети рисуют цветными мелками. Их привели сюда учителя. Понятно, не по своей инициативе. Таким вот способом нас вытесняют, закрывают нам рот, - рассказал один из шахтеров.

И правда, цветные картинки - цветочки, звездочки, сердечки - в день траура выглядели абсурдно. Хотя часть детей рисовали шахту и писали: «Вечная память!»

Ближе к вечеру малышей увели и начался митинг. Нелогичный, без ораторов и лозунгов. Просто людям надо было выговориться.

- Мой сын пострадал на поверхности. Он не должен был оказаться внутри шахты. Он шел в четвертую смену. Почему? Почему их отправили в шахту уже после первого взрыва?! - кричала заплаканная женщина, размахивая фотографией. - Он в больнице при смерти!

От руководства компании к народу никто не вышел. Тогда толпа двинулась к мэрии. Требовали, чтобы глава города Сергей Щербаков спустился и ответил на вопросы. Тот согласился принять делегатов - 10 горняков.

- На площадь я не пойду, вдруг кто куском бетона запульнет, - заявил Щербаков. - У вас там многие выпивши. А с пьяными я разговаривать не буду. Хотя я могу поговорить по-мужски, если понадобится. Я ведь кандидат в мастера спорта по боксу. Но предпочитаю разговаривать по существу. По вопросам зарплаты обращайтесь к собственнику шахты. Завтра приедет губернатор Тулеев, я уверен, что он даст поручения руководству шахты. Я уверен, что будут приняты адекватные меры.

Митингующих ответы мэра не успокоили. Толпа попыталась прорваться в здание городской администрации. Их еле-еле удалось сдержать милиционерам. Тогда горняки решили перекрывать железную дорогу.

- Не надо успокаиваться, если прем, то прем! - выкрикнул из толпы неизвестный застрельщик.

- Да! - прокричали несколько сотен человек.

- Не хотят по-хорошему, сделаем по-плохому! Идем на железную дорогу! Не дадут денег - разберем ее на запчасти!

- Да! Да!

К железной дороге пошли человек пятьсот самых активных. Часть была изрядно подшофе. Хотя администрация шахтерского городка еще накануне распорядилась, чтобы в местных магазинах не продавали водку.

- Если приедут менты, не ругайтесь, не вступайте в драку, - поучали опытные шахтеры, перекрывавшие дороги еще во время забастовок 90-х. - Пусть берут нас на руки, вместе с женами и детьми, и уносят отсюда.

Горняки уселись прямо на рельсы, стали барабанить касками. Рядом проходит автотрасса. Ее тоже перекрыли за компанию. Остановили один автобус, хотели поставить его поперек рельсов. Но потом отпустили с миром.

Местные милиционеры пытаются уговорить людей разойтись по домам.

- У меня у самого в семье есть шахтеры, - устало повторяет как мантру усатый сержант. - Отец и брат. Ну перекрыли вы дорогу, погибших-то все равно не вернешь. ОМОН получил приказ вас не разгонять, мы здесь только для безопасности. Завтра к вам выйдут чиновники, дадут ответы на все вопросы.

Но шахтеры пока кипят от возмущения.

- Почему, когда приезжал премьер-министр, ему сказали, что шахтеры получают по 80 тысяч? Это же обман! - гудит толпа. - Вот у нас квитки с зарплатой. Тут и половины от этой цифры нет! У нас есть шахтеры, которые получают только 10 тысяч рублей. Денег иногда не хватает даже на еду.

Горняки решили, что они будут всю ночь стоять на переезде, ждать, когда к ним приедет Аман Тулеев и выйдет директор шахты Геннадий Козовой.

На момент подписания номера противостояние на железной дороге еще не закончилось.

Наталья ХАХИЛЕВА («КП» - Кемерово»), Нигина БЕРОЕВА (Наш спец. корр.)