Звезды

Вместо Алисы Фрейндлих Тарковский в «Сталкере» хотел снимать свою жену

Как создавался знаменитый фильм-притча
В Комнате желаний оказаться хочет каждый. Тарковский показывает, к чему это может привести

В Комнате желаний оказаться хочет каждый. Тарковский показывает, к чему это может привести

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Фильм «Сталкер», не получив больших призов на международных кинофестивалях, считается нетлкнной классикой мирового кино вот уже почти сорок лет. (Первый показ - закрытый, "для своих" - состоялся 25 мая 1979 года в студии "Мосфильм".) На кинократине гениального Тарковского учатся новые поколения режиссеров, его пересматривают зрители. И каждый раз находят что-то новое в истории о том, как Писатель и Профессор отправились под руководством Сталкера в Зону искать Комнату желаний. О феномене фильма мы в свое время поговорили со вторым режиссером картины - Евгением Цымбалом.

О СЦЕНАРИИ

- Изначально картину вообще должен был ставить Георгий Калатозишвили, а не Тарковский, - рассказывал Евгений Васильевич. - Но не сложилось. Рукопись Стругацких попала в итоге к Андрею Арсеньевичу, которому с 1974 года не давали снимать. И вдруг ему звонят из Госкино: «Нужно срочно запуститься с фильмом. Есть ли у вас сценарий?» И тут Тарковский вспоминает про Стругацких.

О феномене фильма мы в свое время поговорили со вторым режиссером картины - Евгением Цымбалом

О феномене фильма мы в свое время поговорили со вторым режиссером картины - Евгением Цымбалом

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

- Говорили, он не был в восторге от сценария.

- Понимаете, предыдущие свои фильмы он делал, вынашивая замысел по нескольку лет. «Сталкер» был из другой серии. Фактически эта лента стала госзаказом. Но Тарковский не был бы собой, если бы не переделал все по-своему. К концу съемок Стругацкие написали девятый или даже десятый вариант сценария. Был случай, когда он потребовал от Аркадия Стругацкого, чтобы новая версия лежала на его столе через десять дней. Но что именно нужно изменить, не сказал. Аркадий и Борис в срок уложились. И только после этой экстренной переделки Тарковский вздохнул с облегчением: мол, наконец-то сценарий стал «моим».

О ВЫБОРЕ НАТУРЫ

- Почему Тарковский решил снимать «Сталкера» в Эстонии?

- Сначала он выбрал совсем другую натуру - окрестности Исфары в Таджикистане. Все было готово к выезду съемочной группы. Но тут произошло страшное землетрясение, которое не оставило от лунных пейзажей Исфары ни следа. А для Тарковского эта похожесть на Луну была очень важной - по замыслу ведь дело происходит на территории, в которой ничто не должно указывать ни на место действия, ни на время. Потом возник вариант в Азербайджане, но там не было инфраструктуры. Эстония же, по-моему, победила в заочном соревновании из-за подсознательной тяги Андрея Арсеньевича к природе средней полосы. И хотя потом он и вытравил из фильма все, что было связано с природными особенностями местности, но чисто физически ему было проще снимать именно там.

НЕЕЛОВА НЕ ПОДОШЛА ПО ВОЗРАСТУ

- Вместо Алисы Фрейндлих в роли жены Сталкера Тарковский изначально планировал снимать свою вторую жену Ларису Тарковскую. Почему не сложилось?

- Лариса и сама отчаянно желала этой роли. Казалось, переубедить Тарковского было невозможно. Но оператор фильма Георгий Рерберг уговорил его устроить пробы Алисе Фрейндлих и Марине Нееловой. Неелова не подошла по возрасту - была слишком молода. А вот работа Фрейндлих, по воспоминаниям Рерберга, не шла ни в какое сравнение с игрой Ларисы. И тогда он подошел к Тарковскому: «Ну что, кого будем снимать - Актрису или Ларису?» А Тарковский ему ответил: «Что я, любовник своей жены? Алису, конечно!» Супруга Тарковского, кстати, Рербергу этого не простила. И сам Георгий Иванович был уверен, что именно она виновата в его отстранении от съемок после темной истории с испорченной пленкой (в порче пленки обвинили оператора, хотя, как он сам потом рассказывал, все дело было в том, что пленку закупили экспериментальную, и для работы с ней нужны были дополнительные химикаты, про которые никто не знал. - Ред.).

Вместо Алисы Фрейндлих в роли жены Сталкера Тарковский изначально планировал снимать свою вторую жену Ларису Тарковскую

Вместо Алисы Фрейндлих в роли жены Сталкера Тарковский изначально планировал снимать свою вторую жену Ларису Тарковскую

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

КАЙДАНОВСКИЙ ПОЛЕЗ ДРАТЬСЯ ЗА ШУТКУ ПРО ДЕСЕРТ

- Вы дружили с исполнителем главной роли Александром Кайдановским. Почему после «Сталкера» он так и не сыграл ни одной интересной роли?

- Кайдановский для нашего кино - фигура особенная, но при этом мало исследованная. Он ведь был актером уровня Владимира Высоцкого и Олега Даля. И при этом отличался страшным перфекционизмом. В августе 1977-го возник 40-дневный простой в съемках «Сталкера». Съемочная группа начала заниматься своими делами - кто-то отправился домой, кто-то начал пить. Кайдановский тоже, кстати, любил выпить, но в отличие от многих своих коллег не был в этом смысле натурой увлекающейся. Во время простоя я и Кайдановский остались в Таллине. И как-то нас пригласила на завтрак гражданская жена Сергея Довлатова Тамара Зибунова. Кайдановский опоздал, мы решили начать без него. Когда завтрак уже близился к концу, пришел Саша. Ну а я решил пошутить. Сказал: «А вот и Александр к десерту!» Он никак на это не отреагировал. Прошло несколько часов, после обеда мы отправились гулять по Таллину. Неожиданно он остановился и со словами: «К десерту, значит?» - ударил меня со всего размаху в челюсть. Я растерялся и кинулся было давать сдачи. Но Саша меня остановил, обхватил руками и принялся просить прощения. Этот эпизод стал выплеском того напряжения, которое в нем копилось ежедневно. Ситуация ведь тогда была неопределенная - «Мосфильм» всерьез рассматривал возможность закрытия картины. Саша мне тогда сказал: «Если фильм закроют, у меня больше никогда не будет такой роли. А я не могу сниматься у режиссеров, которые глупее меня». И заплакал. К счастью, «Сталкер» никто не закрыл. И роль в этом фильме стала для Кайдановского вершиной. Дальше был только путь вниз в смысле актерского ремесла. А вниз он не хотел, поэтому снимался очень мало и лишь в случае крайней нужды.

Кайдановский для нашего кино - фигура особенная, но при этом мало исследованная

Кайдановский для нашего кино - фигура особенная, но при этом мало исследованная

Фото: кадр из фильма

- В чем, по-вашему, феномен популярности «Сталкера» во всем мире?

- В самом Тарковском прежде всего. Это абсолютно его фильм, гениальный и многогранный. Каждый находит в нем что-то свое. Ну и сама история... В Комнате желаний оказаться хочет каждый. Тарковский показывает, к чему это может привести.

Оператор фильма «Сталкер» Георгий РЕРБЕРГ: «Меня с Тарковским хотели рассорить нарочно»

Главная неприятность, случившаяся со «Сталкером» во время съемок, - это порча пленки

Случилось все, когда уже было отснято три четверти фильма. Тарковский обвинил в ЧП оператора Георгия Рерберга и полностью переснял картину с двумя другими операторами. Рассорившись вдрызг, два мэтра больше не общались. Но незадолго до смерти Георгий Иванович успел рассказать об этой темной истории прессе:

- Для «Сталкера» я выбрал тот же тип «Кодака», на котором только что снимал (имеется в виду фильм Сергея Соловьева «Мелодии белой ночи». - Ред.). Тем более что студия «Мосфильм» вроде бы купила изрядную партию этой пленки. Но где, когда, через какого посредника - неизвестно. Как потом выяснилось, пленка была сомнительная. И кроме того, в мосфильмовской лаборатории отсутствовала определенная ванна, технологически необходимая для обработки именно такой пленки. Есть версия, что это была какая-то экспериментальная партия, для обработки которой нужна была еще одна дополнительная ванна и химикаты... Естественно, никто этого не знал.

Когда на студии устроили показательное побоище и меня одного обвинили во всех смертных грехах, меня спас оператор Владимир Нахабцев, у которого на картине «Мой ласковый и нежный зверь» была та же история. Он пришел на это судилище с коробкой пленки и показал всем этикетку с информацией по поводу дополнительной ванны... Но было уже поздно: ведь за то, что на фильме оказывается неудовлетворительный материал, всегда обвиняют оператора-постановщика...

Смотрите фотогалерею Фильм "Сталкер": самые яркие моменты