В Канаде к условному наказанию и трем годам испытательного срока приговорена уроженка Чечни Асет Магомадова, которая в феврале 2007 года убила свою 14-летнюю дочь Аминат. Такое мягкое наказание нестандартно для Канады. Асет обвиняли в убийстве по неосторожности, что предусматривает наказание от условного до пожизненного. Прокурор просил 12 лет лишения свободы. Однако суд, веорятно, поверил подсудимой и многочисленным свидетелям – учителям, одноклассникам убитой девочки, которые рассказывали о крайней агрессивности Аминат, о том, что ее боялись и дети, и педагоги.
Асет Магомадова поведала на следствии, что дочь употребляла наркотики, вела половую жизнь и постоянно оскорбляла ее и угрожала. Все попытки вразумить девочку заканчивались скандалами, во время которых Аминат поднимала руку на мать. Вот и на этот раз дочь бросилась на Асет с ножом, и женщина, по ее словам, набросила на шею Аминат шарф и стала его стягивать, требуя: “Брось нож!” В какой-то момент, говорит осужденная, она поняла, что дочь умерла.
Лейла Магомадова, сестра Асет, рассказывает, что слышала, как племянница кричала матери: “Чтоб ты сдохла!”, затем слышала требования Асет: “Брось! Брось” – и затем вскрик: “Ох!”
В Канаде, учитывая многонациональность проживающих здесь иммигрантов, существует в юриспруденции такое понятие, как “убийство для защиты чести”. Они случаются в семьях из мусульманских стран и Индии. Однако прокурор не усмотрел в деле Магомадовой мотивов убийства для защиты чести семьи. “Я вижу только растерянную мать вышедшего из-под контроля подростка. Мать, которая зашла слишком далеко в попытке остановить ребенка”, – сказал прокурор Мак Вомберг.
Асет Магомадова приехала на постоянное жительство в Калгари с двумя детьми – Аминат и ее младшим братом-инвалидом. По словам Лейлы Магомадовой, ее сестра не раз обращалась в полицию и в социальные органы, когда дочь набрасывалась на нее, но никто не помог. “Я переводила ее слова полицейским, – рассказывает Лейла. – В последний раз это было, когда Аминат разбила телевизор и перебила все лампы”. За полгода до своей смерти Аминат была обвинена в нападении на учительницу. Скандал между Асет и дочерью, закончившийся убийством, начался из-за того, что девочка отказывалась идти в суд по иску школы...
Сейчас Асет Магомадовой 39 лет. C ее слов канадским властям известно, что муж погиб по пути на работу во время бомбежки в первую чеченскую войну, и самой ей оторвало стопу при таких же обстоятельствах. Ее сын Резван, которому сейчас 15 лет, страдает от мускулярной дистрофии. Он сейчас находится в приемной семье.
Канадцы обсуждают приговор в Интернете. Вопросы, которые они задают: почему мать позвонила в "скорую" только через 20 минут после смерти дочери? И что, если нож в руках Аминат был не для нападения, а для защиты? В любом случае трудно не согласиться с часто встречающимся мнением, что случившееся и без тюремного срока является наказанием для любой матери.