Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды12 октября 2010 22:00

Алексей Балабанов: «Мне про сегодняшнее снимать неинтересно»

Перед премьерой мы задали режиссеру «Кочегара» несколько вопросов
Источник:kp.ru
Балабанов не любит тусоваться - и на зарубежных фестивалях он нечастый гость.

Балабанов не любит тусоваться - и на зарубежных фестивалях он нечастый гость.

Душераздирающая история про контуженного кочегара обречена на бесконечные споры и пересуды. Впрочем, с фильмами Балабанова всегда так - достаточно вспомнить недавний «Груз 200». О том, почему его все эти мнения совершенно не волнуют, режиссер рассказал корреспонденту «КП». - После «Брата» вас обвиняли в национализме, после «Груза 200» - в русофобии. Можете предположить, в чем обвинят на этот раз? - Нет, я никогда не думаю об этом. Почти не читаю газеты, в Интернет вообще не заглядываю. Бывает, жена принесет какой-нибудь журнал со статьей про мой фильм, а там очередная порция слов про патологию. Но чтобы все эти глупости застревали у меня в голове - нет, такого никогда не было. - Про патологию разве несправедливо? Ведь отклонение от общепринятой нормы - тема едва ли не всех ваших фильмов. - Нет, все мои фильмы разные. Есть режиссеры, которые всю жизнь снимают один и тот же фильм, а я не такой. Мне интересно рассказывать не похожие друг на друга истории. И меня очень раздражает, когда начинают находить в моих фильмах какие-то метафоры. Вот с «Кочегаром» прицепились, что в каждом помещении в фильме горит огонь. Ну и что это символизирует? Ничего! Огонь просто горит. Так что и разговоры про патологию стоит забыть. - После «Груза 200» коммунистка Савицкая в телепрограмме Гордона заявила, что вы психически больны и вам не кино нужно снимать, а лечиться. - Помню запись той передачи. В спор ни с кем вступать не буду, дураков переубеждать бессмысленно. Они кричат: «Такого не было!» А я ту историю не с потолка взял. В начале «Груза 200» - титр: «Фильм основан на реальных событиях». Была такая девушка, которую похитил мент. Никакой чернухи, только то, о чем я сам знаю... Вообще мне нравится, что мои фильмы смотрят и обсуждают, - я снимаю для зрителя, а не для себя или продюсера. Понимаю, что хочет увидеть публика, которая не приняла «Груз 200» и другие мои картины. Но при чем тут я? Пусть смотрят фильмы Эльдара Рязанова - там есть все, что им надо. - «Кочегар» смотрится фильмом-антагонистом ваших же «Жмурок». И тут и там - взгляд на 90-е из 2000-х. Но «Жмурки» - пародийная комедия, а «Кочегар» - просто античная трагедия. - Разница не только в жанрах. «Жмурки» ведь мало кто комедией называл. Зато сейчас смеются. «Жмурки» - это чистый жанр, там нужны были узнаваемые лица актеров на главные роли. А в «Кочегаре» только один профессиональный актер в небольшой роли полковника. - В 90-е вы снимали, грубо говоря, на злобу дня - те же «Брат» и «Брат-2». В нулевые годы принялись за прошлое... - Мне неинтересно снимать про сегодняшнее. Ничего интересного ведь не происходит. И следующий фильм тоже будет не про здесь и сейчас. Я ведь снимаю только то, что хочу, почти всегда - по собственным сценариям. Может, когда-нибудь я напишу про время, в котором мы живем сейчас. Но пока такого желания нет. Я, кстати, не понимаю этих разговоров про то, что наше кино в последние годы сильно сдало. Идет нормальный процесс, появляются новые имена. Люди ездят по зарубежным фестивалям... - Кстати, про зарубежные фестивали - у вас отношения с ними не складываются. Не обидно? - Ну почему же, недавно на фестивале в Польше показали полную ретроспективу моих фильмов, на DVD мои фильмы в Японии выходят. Просто это никому не интересно. Ну и потом не надо забывать, что я ездить на фестивали не люблю. Я, например, член Европейской киноакадемии. Меня даже номинировали за фильм «Про уродов и людей». Конечно, ничего не дали. Ну съездил на церемонию, посмотрел. Больше не хочу. Кто тусуется, тот что-то получает. А я тусоваться не хочу. Подробности и видео смотрите здесь.