Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Происшествия28 декабря 2010 22:00

Уроки авиаколлапса в Москве

Пассажиры аэропортов на грани нервного срыва. Cвоих рейсов ждут тысячи людей [фото и видео] [онлайн-табло] [список рейсов, отмененных «Аэрофлотом» на 29 декабря]
Источник:kp.ru

Поскольку ситуацию с вылетами авиакомпании "Аэрофлот" удалось более или менее разрешить, вспомнили, наконец, и о людях.

В частности, сейчас по терминалу ходит более десятка сотрудников авиакомпании с большими картонными коробками, в которых бесплатные сэндвичи и минеральная вода.

Очереди к стойкам информации по-прежнему есть, но формируются в основном из транзитных пассажиров. Из-за кутерьмы с вылетами многие с опозданием приземлились в Москве и, как следствие, опоздали на стыковочные рейсы.

Сейчас им предстоит провести в очередях не менее пяти часов, прежде чем станет понятно, каким же бортом их отправят в конечный пункт назначения (подробности).

По какому принципу в "Шереметьево" одни рейсы выпускают, а другие без конца откладывают?

Терминал D постепенно пустеет. Регистрация идет в ускоренном режиме, потому что, наконец, сотрудники авиакомпании решились занять место у стойки, перестав бояться гнева толпы. Авиакомпания, в свою очередь, решает ситуацию кардинально, перенося многим вылеты на 31-е и 1-е числа. Как следствие, многие пассажиры от билетов просто отказываются, залы пустеют.

Многих из пассажиров интересует вопрос: согласно какому принципу одни рейсы выпускают в первую очередь, а другие без конца откладывают?

Как пояснил в частной беседе представитель Аэрофлота, эти решения не связаны с погодными условиями, поскольку и в Москве, и в мире погодные условия сейчас нормальные, самолеты взлетают и садятся без проблем. Основная причина выпуска либо задержки рейсов – это штрафные санкции, которые накладывает принимающий аэропорт. Допустим, если бы самолет Аэрофлота прилетел ночью в аэропорт Мюнхена, там бы взяли штраф 20 тысяч евро за ночную посадку, а в Дюссельдорфе – вполовину меньше.

Как следствие, первыми будут оправлять пассажиров на Дюссельдорф, а желающие улететь в Мюнхен будут вынуждены ждать следующего дня (подробности).

Пассажиры в "Шереметьево": Мы намерены буйствовать, пока не дадут борт

«Комсомолка» продолжает отслеживать ситуацию в столичных аэропортах. В среду, 29 декабря, в аэропорту «Шереметьево» по-прежнему напряженка. Особенно в многострадальном терминале Д, откуда улетает «Аэрофлот». Отменены более 15 рейсов этой авиакомпании. В частности, отменен рейс и на Нью-Йорк, который должен был вылететь еще 26-го числа. Узнав в 7 часов, что вылета не будет, пассажиры, тем не менее, расходиться отказываются, они оккупировали одну из стоек и дружно скандируют: «Регистрация! Регистрация!» Сотрудники авиакомпании спешно вызывают на подмогу милицию, но буча не стихает.

- Мы здесь провели уже трое суток, - говорит одна из пассажиров, вылетающих на Нью-Йорк, которая представилась Ириной. - Каждые три часа рейс переносили, обещали дать борт, и вот теперь, оказывается, мы вовсе никуда не летим. Мы долго молчали, потому что контингент на этом борту, сами понимаете, – у всех серебряные карты авиакомпании, публика солидная. Но теперь и у нас закончилось терпение. В частности, из-за того, что представители авиакомпании нагло врут – дескать, аэропорты Нью-Йорка не принимают. Но наши знакомые и родные в Америке уверяют, что в Нью-Йорке самолеты садятся и взлетают без проблем. Потому мы намерены здесь буйствовать, пока не дадут борт (подробности).

В терминале Д начали выпускать народ из так называемой стерильной зоны. У многих на лице ссадины, порвана одежда.

- Мы провели в таможенной зоне трое суток, - говорит пассажирка, вылетающая во Франкфурт, Анна Майер. – Нас туда загнали еще 26-го числа. И все это время мы ждали вылета. Нас на протяжении трех суток держали в неизвестности. В итоге мы сами догадались, что рейса во Франкфурт не будет, и стали предлагать авиакомпании свои варианты. Готовы были лететь в Берлин или в Дюссельдорф без доплаты, главное – выбраться в Европу. Когда дали один рейс в Берлин, была страшная давка. Как видите, у меня исцарапано лицо, потому что люди меня просто сшибли. Мы умоляли, чтобы посадили хотя бы маленьких детей. Я видела, как две 8-летние девочки по просьбе родителей стояли на коленях перед представителями авиакомпании, умоляя посадить их в самолет. Не знаю, взяли ли их (подробности).

Евгения СУПРЫЧЕВА

Аэрофлот отменил около 140 рейсов

Компания "Аэрофлот" отменила несколько рейсов. По словам директора департамента по связям с общественностью Андрея Соргина, это было вызвано желанием разгрузить аэропорт Шереметьево.

- Компания «Аэрофлот» приняла решение отменить ряд рейсов, чтобы разгрузить аэропорт «Шереметьево». В общей сложности 139 рейсов, из которых около 50 придутся на среду, 29 декабря. Это в основном короткие рейсы в радиусе 1,5 тысячи километров вокруг Москвы.

- Отменено очень много рейсов в Санкт-Петербург, во Франкфурт и т.д. Подробная информация об отмененных рейсах может быть изучена на сайте компании «Аэрофлот». Мы призываем всех наших пассажиров, чьи рейсы отменены, сдать билеты без потери каких-либо денежных сумм или обменять их на любой удобный для них день вылета (подробности).

"Шереметьево" постепенно разгружается: рейсы потихоньку уходят

Ночь на среду корреспондент «КП» провел в Шереметьево, где накануне пассажиры, прошедшие паспортный контроль и застрявшие в погранично-таможенной зоне, устроили бунт (подробности).

Около часу ночи народу наблюдалось больше, чем обычно, но меньше, чем еще несколько часов назад. Аэропорт постепенно разгружается: рейсы потихоньку уходят. Больше всего людей, в основном иностранцы, выстроилось к двум окошкам «Аэрофлота» с надписью «Обслуживание иррегулярных пассажиров». По словам сотрудницы погранконтроля, ситуация относительно спокойная. Народ, вялый и сонный, расположился на тележках для перевозки багажа и на полу, кто-то дремлет.

Как раз шла регистрация на рейсы в Дамаск и Хургаду, отбывавшие в три часа ночи. Судя по табло, ближайшие после этого рейсы были запланированы на Анталию и Варшаву (подробности).

Во втором часу ночи прозвучало объявление, что в Шереметьево открыты ж.-д. кассы для тех, кто желает уехать поездом. Например, в Киев. Обстановка спокойная, хотя задержек по-прежнему много. Милиции практически нет, всего пара патрулей, которые в глаза не бросаются. Аэропорт работает в основном на отправку. За несколько часов Шереметьево приняло всего несколько самолетов. Таксисты откровенно заскучали.

В терминалах С и Е по билетам детям выдают соки, взрослым пассажирам - воду.

Пассажиров с детьми в Шереметьево осталось совсем мало

Пассажиров с детьми в Шереметьево осталось совсем мало

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

В гостинице близ столичного аэропорта Шереметьево вновь появились свободные места. Кто-то наконец смог улететь, кто-то, махнув рукой и сдав билеты, вернулся домой, в Москву. В гостиницах остались главным образом транзитники, которым некуда деваться (путевки-то уже оплачены) и иностранцы, уже выписавшиеся из столичных отелей и решивших туда не возвращаться в ожидании отправки на родину или в путешествие. Благо их рейсы отправляются более-менее регулярно (подробности).

Многие в ожидании своего рейса по-прежнему располагаются прямо на полу аэропорта, хотя в ближайшей гостинице уже полно свободных мест

Многие в ожидании своего рейса по-прежнему располагаются прямо на полу аэропорта, хотя в ближайшей гостинице уже полно свободных мест

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

Около половины третьего ночи 29 декабря в Шереметьево пошла снежная «морось», но видимость оставалась приемлемой — до километра. Тем временем на взлетно-посадочной полосе особого снегоуборочного движения не наблюдалось. Видно, такая необходимость уже отпала. Однако ситуация может вновь измениться (подробности).

Виктор СОКИРКО

Список рейсов «Аэрофлота», отмененных на 29 декабря.

ОФИЦИАЛЬНО

В Шереметьево остаются 7 тысяч пассажиров, которые ожидают свои рейсы. По-прежнему люди лишены какой-либо информации о том, когда они смогут улететь. Рейсы постоянно переносятся. По словам руководителя пресс-службы аэропорта Романа Гениса, работа аэрокомплекса постепенно нормализуется

- В целом авиакомпании работают по расписанию, за исключением компании «Аэрофлот», но она тоже входит постепенно в расписание, количество задержек сокращается, - заявил Генис (подробности).

Call-центр: (495) 223-55-55, 8-800-333-55-55, а также платная справочная по номеру 0933.

«ДОМОДЕДОВО»

12:12 Аэропорт значительно сократил число задержанных рейсов

В среду днем аэропорт Домодедово вернулся в штатный режим работы. Уже принято и отправлено более 100 рейсов. Об этом в эфире радио “Комсомольская правда” 97,2 FM рассказала руководитель пресс-службы аэропорта Елена Галанова:

- Аэропорт Домодедово сейчас работает уже в штатном режиме, ситуация полностью нормализовалась. Не осталось ни одного задержанного рейса за 26-е и 27-е число, мы их все выполнили.

- Наш рейс в Лондон должен был вылететь в четыре утра, - рассказывает Светлана Чухеева. - Вылет переносили уже дважды. Я выпила девять таблеток успокоительного, тем и спасаюсь!

В аэропорту «Домодедово» пассажиры тщетно пытались выяснить, когда самолеты начнут взлетать...

В аэропорту «Домодедово» пассажиры тщетно пытались выяснить, когда самолеты начнут взлетать...

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Большие проблемы, судя по всему, у компании «Трансаэро». Ее стойку, за которой находятся семеро сотрудников, окружила толпа. Люди кричат, размахивают паспортами и билетами... Между тем электричество в «Домодедово» подается исправно. Работают эскалаторы, подсвечены стойки информации и магазинчики.

Повсюду представители аэропорта. Пытаются успокоить пассажиров. Кстати, во всем аэропорту запрещена продажа алкоголя. Желающие могут получить бесплатную еду у двух главных входов. Еду привозят под охраной милиции. Она упакована в небольшие коробки, дают всем, кто подходит. Ситуация постепенно выправляется. Во вторник, 28 декабря, из аэропорта было отправлено 130 рейсов.

«ШЕРЕМЕТЬЕВО» В «Шереметьево» на первый взгляд тишь да благодать. Люди спят в переходах между терминалами, на клумбах. В терминале D лежат вообще вповалку. - Гостиницу вам не предоставили? - интересуюсь у женщины, сидящей на чемодане. - Да кому нужна эта гостиница! - вспылила туристка. По словам пассажиров, к месту их приковала полная неразбериха. Взять хотя бы историю с рейсом на Стамбул. - Сперва на табло была информация, что вылетает в 12 часов дня, потом оказывается - в три, потом в пять, наконец в два ночи, - рассказывают пассажиры. То есть вместо того чтобы поехать домой и выспаться, люди всю ночь гипнотизируют взглядом табло и мечутся между стойками регистрации. Кстати, из 99 стоек в терминале D реально работают не более десяти. Да и то с перебоями. - Вот сейчас сотрудница авиакомпании сидела, потом расплакалась и ушла, - говорит пассажирка, облокотившись о стойку. - И ее нет уже двадцать минут. Что за дела? Дела такие, что у сотрудников «Аэрофлота» (а из терминала D вылетают борта только этой авиакомпании) нервы не резиновые. Женщины-регистраторы просто ломаются от натиска пассажиров.

Очереди в Шереметьево стали заметно меньше, идет регистрация на ближайшие рейсы

Очереди в Шереметьево стали заметно меньше, идет регистрация на ближайшие рейсы

Фото: Мила СТРИЖ

- Часть стоек пустует, потому что наши сотрудницы просто боятся выходить к пассажирам, - говорит представитель «Аэрофлота». - Некоторых из них пассажиры ночью пытались избить. - А зачем вы каждые два часа переносите рейсы? - спрашиваю у него. - Почему ваши представители не выходят к людям и не дают четкой информации? - Неправда, выходят. Что же касается постоянных переносов, то это связано с той неразберихой, которая возникла в авиакомпании: одни задержки повлекли другие. К тому же у нас появились проблемы с этой жидкостью против обледенения, ее производят всего две фирмы в Европе. Одна из них, по словам представителя «Аэрофлота», нарушив договор, отдала драгоценную жидкость какой-то европейской авиакомпании, а «Аэрофлоту» пришлось срочно искать обходные пути. Впрочем, воздушный коллапс некоторым даже на руку. Так, в аэропорту уже вовсю промышляют воришки. Пассажиры жалуются, что пропадают кошельки и даже сумки.

Шереметьево, день третий: «Объявили посадку на самолет? Ну а я что сделаю?»

Тем временем еще один корреспондент «КП» уже третьи сутки «живет» в Шереметьево в роли пассажира.

- Девушка, на мой рейс регистрация заканчивается, пожалуйста, примите меня, - умоляю я строгую даму. Но она молча и даже немного насмешливо – мол, вы тут все такие, - смотрит на меня и, ни слова не сказав, отворачивается. Меня мгновенно оттесняют от стойки – люди, рыдая, упрашивают хоть что-то сказать о своих рейсах.

Я делаю очередную попытку и, кое-как переступив через огромный розовый чемодан (и откуда здесь только этот монстр?!), снова подаю голос.

- Девушка, уже посадку объявили!

И тут поднялся гвалт – оказалось, практически все люди в очереди опаздывают на рейсы – их собирают так быстро, а сотрудников в зоне регистрации так мало, что многие просто не могут пробиться, чтобы оформить посадочный талон! Народ матерится и рыдает от бессилия, но сделать ничего не может. Самые отчаянные просто кидают через головы свои паспорта, но впечатления это не производит – сотрудники невозмутимо стучат по клавишам.

- Девушка, вы понимаете, что на мой рейс уже заканчивается посадка? У меня билет же есть! Я же никуда не улечу сейчас! – реву в голос уже и я. И Железная леди, наконец, поднимает на меня холодные глаза.

- И что? Я тут с 9 утра сижу, умру, а никого это волновать не будет! – отрезала она и снова от меня отвернулась (читать полностью). «ВНУКОВО» К утру вторника, 28 декабря, экстремальные метеорологические условия стали причиной задержки рейсов и в этом аэропорту. - Я лечу к мужу в Хабаровск, - рассказывает пассажирка Амина. - И начиная с 10 утра мы постоянно слышим объявления о переносе рейса. У меня двое маленьких детей, они плачут, хотят спать, поэтому терпение заканчивается. Помимо рейса на Хабаровск, задержаны вылеты в Ростов-на-Дону, Волгоград, Екатеринбург, Краснодар, отложен также целый ряд международных рейсов. Стоит отметить, что авиакомпании без проблем предоставляют пассажирам, ожидающим вылета более пяти часов, горячие обеды. Елизавета ПЧЕЛКИНА, Юлия ХОЖАТЕЛЕВА и Евгения СУПРЫЧЕВА

Онлайн-табло рейсов аэропорта Домодедово

Онлайн-табло рейсов аэропорта Шереметьево

Онлайн-табло рейсов аэропорта Внуково

Аэропорт «Шереметьево» постепенно превращается в спящее царство...

Аэропорт «Шереметьево» постепенно превращается в спящее царство...

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ГЛАС НАРОДА Верните «Змея Горыныча!» Вот что рассказали об авиационном коллапсе слушатели радио «Комсомольская правда» 97.2 FM - Меня зовут Александр, я работаю в аэропорту «Шереметьево» много лет. У нас еще с советских времен сохранились тепловые машины, которые сдувают наледь. Они мощные, на базе «КрАЗа», к ним прикреплены военные двигатели от самолетов. Эти машины - мы их «Змеями Горынычами» называем - стоят под забором. Специалисты сокращены, уволены, деньги на содержание этих машин не выделяются. А нынешняя техника - что она может сделать? Елозят на ней впустую, тратят время, топливо, а результатов никаких...

Пассажиры заказывали пиццу прямо в аэропорт, хотя ресторанчики и кафе работают уже нормально

Пассажиры заказывали пиццу прямо в аэропорт, хотя ресторанчики и кафе работают уже нормально

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

ВОПРОС ДНЯ Десятки тысяч человек в эти дни оказались заложниками жутких перебоев в московских аэропортах. Какие уроки мы должны извлечь из случившегося? Андрей КОЛОМЕНЦЕВ, авиапассажир: - Двое суток в «Домодедово» торчу. Ну неужели нельзя было хотя бы какой-то НЗ в аэропорту создать: питьевую воду, еду... Раскладушки хотя бы для детей поставили! Уж их-то могли завезти... А еще предлагаю заключить договор с ближайшей воинской частью - пусть в случае ЧП военно-полевые кухни подгоняют и застрявших пассажиров кормят. Владимир ПЛАТОНОВ, спикер Мосгордумы: - На дворе XXI век, как такое может происходить? Думаю, Росавиация, владельцы аэропортов, МЧС, энергетики должны собраться и выработать комплекс мер по предупреждению таких коллапсов. Ведь не только природа во всем этом ужасе виновата. Василий РЕШЕТНИКОВ, генерал-полковник, бывший зам. главкома ВВС СССР, Герой Советского Союза: - Мой рецепт прост: попавшие в такую ситуацию аэропорты, точнее те, кто там отвечает за сервис, обязаны кормить людей и обеспечивать их комфортным ночлегом. Уровень уважения к пассажирам в критических ситуациях должен быть в сто раз выше! Олег ПАНТЕЛЕЕВ, начальник аналитического отдела компании «Авиапорт»: - Крайне важно создать надежную систему оповещения пассажиров. Ехать им в аэропорт или не ехать? А если приехали - когда будет регистрация и вылет? Если нет регистрации - когда будет питание, вода? В общем, нужно повышать уровень информационного обеспечения авиаперевозок. Александр ГУРОВ, член Комитета Госдумы по безопасности: - До меня дошли сведения, что работникам проблемных аэропортов начальство рекомендовало не появляться в зале ожидания в форме. Они, дескать, должны «замаскироваться», чтобы их не побили пассажиры. Если обслуживающий персонал будет и дальше вести себя по-страусиному, никакие уроки не пойдут впрок. Владимир ГЕРАСИМОВ, летчик-испытатель, пилот I класса: - Да элементарно: чтобы провода не рвались и аэропорты не оставались без света, нужно электрические кабели на эти объекты прокладывать под землей. Агван МИКАЕЛЯН, гендиректор компании «Финэкспертиза»: - Надо создать возле каждого аэропорта мощные источники резервного питания. Например, дизельные электростанции, которые могут работать при любых (!) условиях. Ведь аэропорт - объект двойного назначения. А если война и тоже свет отключится? Михаил БАРЩЕВСКИЙ, адвокат, общественный деятель: - К сожалению, у нас нет культуры обращения потребителей в суд. Если хотя бы десятая часть пострадавших авиапассажиров - и те, кого неправильно оповестили, и кто не мог даже воды найти в аэропорту - обратились с исками, это стоило бы владельцам десятки и сотни миллионов рублей. И, естественно, нынешние хозяева аэропортов стали бы банкротами. А новые знали бы, что их ждет в случае подобных ЧП. И тогда были бы готовы и генераторы, и стратегические запасы воды и бутербродов... Сергей, читатель сайта KP.RU: - В отношении проштрафившихся горе-начальников и их подчиненных в аэропортах обязательно должны быть возбуждены уголовные дела. Вот это был бы для них урок! Пассажиры «Шереметьево» - «Комсомолке»: «Неужели есть люди, которые не хотят на нас заработать?» Корреспонденты «КП» привезли в «Шереметьево» воду и газеты Тысячи людей уже четвертые сутки не могут вылететь из аэропортов Москвы. Коробки с водой мы заносим в терминал D - под изумленными взглядами охранников аэропорта.

600 бутылок минералки и газеты уставшие от ожидания вылета люди разобрали в момент.

600 бутылок минералки и газеты уставшие от ожидания вылета люди разобрали в момент.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

- Мы воду привезли людям, раздавать будем бесплатно, - объяснили мы. Конечно, у нас спросили разрешение на «бесплатную раздачу воды», но потом махнули рукой, мол, идите - делайте благое дело. - Почем у вас вода? - девушка подбежала к нам, едва мы поставили коробки на пол. - Берите бесплатно, и газету возьмите! - Неужели есть люди, которые не хотят на нас заработать?! - Девушка смотрела с недоверием. Через несколько минут вокруг нас уже выстроилась очередь таких же недоверчивых пассажиров. Читать далее.

ДОСЛОВНО О «ДОМОДЕДОВО» - Менеджмент аэропорта растерялся. Нам пришлось там Росавиацию высаживать. Нерадько (глава Росавиации. - Ред.), по сути, все эти дни занимается аэропортом. - После того как погас свет, нужно было закрывать аэропорт, чтобы туда никто не ехал. Вопрос к аэропорту: почему он принимал пассажиров? - При нормальных погодных условиях министерство намерено разрешить ситуацию в «Домодедово» до 31 декабря. Читать далее. КСТАТИ Проблемы и в Нью-Йорке Один из аэропортов Нью-Йоркa - «Нью-Арк», по сообщениям местной прессы, сейчас больше похож на ночлежку для бездомных, чем на объект транспортной инфраструктуры. Только за воскресенье и понедельник здесь были отменены почти 2 тысячи рейсов. Причина - небывалый снегопад, засыпавший летное поле. На восстановление работоспособности аэропорта его администрация просит время до пятницы. Авиакомпании не смогли обеспечить своих клиентов ничем, кроме двух квадратных метров жесткого пола в терминале на каждого. Похожая ситуация сложилась и в других аэропортах Нью-Йорка, Чикаго и Вашингтона. Некоторые пассажиры внутренних рейсов решили добраться домой на прокатной машине. Однако на немногие оставшиеся автомобили цены взвинтили до небес. По сообщениям очевидцев, за аренду машины на сутки, чтобы доехать из Нью-Йорка до Атланты (это около 1200 километров), с семьи запросили 2000 долларов. В Европе ситуация немного лучше. Отменен каждый пятый рейс из Парижа. Парализована работа лондонского аэропорта «Хитроу» - со льдом здесь как-то справились, но после пяти дней вынужденного простоя самолеты и экипажи оказались не готовыми к полету. Закрыт аэропорт Дублина. Есть задержки в крупных пересадочных узлах - во Франкфурте и Цюрихе. В Париже и Брюсселе пассажирам задержанных рейсов выдали раскладушки. В остальных городах путешественники ютятся как могут. - Для пассажиров созданы совершенно неудовлетворительные условия, - заявил журналистам министр транспорта Франции Терри Мариани. А в Индии самолеты прикованы к земле туманом. Специалисты затрудняются сказать, как скоро полеты возобновятся и сколько времени потребуется, чтобы развезти всех застрявших пассажиров. Алексей ДУЭЛЬ ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД Про красное и белое Наверное, именно так было в Гражданскую войну. Холод, голод, вечная усталость людей, попавших между молотом и наковальней. Красные? Белые? Достается простому человеку от тех и других! Только в виде красных теперь - аэропорт, а со стороны белых - зима. И в этой битве самое страшное не голод и холод, а отсутствие информации. Что? Где? Куда? Откуда? Когда улетает? Какие рейсы объединены, а отменены какие? Черт побери - ответит ли здесь хоть кто-нибудь на прямой вопрос? Почему человек из Москвы не может получить нормальную информацию о том, ехать ли ему в аэропорт, только непосредственно в самом аэропорту. Сколько слез и нервов, мотаний в Москву и обратно. Читать далее.

Пассажиры и в страшном сне не могли представить, что им придется по две-три ночи спать в аэропорту.

Пассажиры и в страшном сне не могли представить, что им придется по две-три ночи спать в аэропорту.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Пассажиры и в страшном сне не могли представить, что им придется по две-три ночи спать в аэропорту. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН Смотрите фотогалерею.

ПРОЧИТАНО В БЛОГАХ В Интернете составили список вещей для пассажиров Москвичи решили помочь совершенно незнакомым людям. Стихийный «штаб» развернулся в дневнике нижегородца Антона Палагина, чей рассказ потряс блогеров: «В коробке для обуви постелены куртки, на них спит 8-месячный малыш, а мама с красными от недосыпа глазами старается ее качать. Коробка стоит на полу, никто маме места не уступил». Блогеры обзвонили застрявших в аэропорту бедолаг и выяснили, что им надо в первую очередь.

Читать далее. ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ Остров «Домодедово» История с коллапсом в «Домодедово» и «Шереметьево» похожа даже не на фарс, а на фантасмагорию. Напомню: до «Домодедово» - всего с три десятка километров от МКАД по отличному шоссе, до «Шереметьево» - еще меньше! Не море вокруг до горизонта, не тайга, а, стесняюсь сказать, аж целая Московская область и под боком аж могучая Москва с ее аварийными службами, службами спасения и прочими инфраструктурами. Выходит, электрогенераторы и прочие палатки с одеялами самолетами хоть на Гаити, хоть на Таити вмиг отправляем, а тут - ну не довезти никак! Полевые кухни на праздники - это пожалуйста, а накормить людей в том же «Домодедово» - не выходит! Мне кажется, этот зимний природный катаклизм, накрывший аэропорты, ни капли не отличается от летних пожаров. Точно так же десятки тысяч людей оказались, по сути, бездомными, голодными, мечущимися. Но только сейчас еще и брошенными. Погорельцам хоть построили дома, скинулись всем миром вещами и деньгами. А этим? А этим - темень, пустые кулеры и пол одной огромной кроватью.

Читать далее. ВАЖНО! МЧС создаст резерв раскладушек, а Росавиация задумается об электричестве Российские власти извлекли из коллапса важные уроки Глава МЧС Сергей Шойгу заявил, что в России нужно создать систему кризисного управления всем транспортом - на случай чрезвычайных ситуаций. - Надо создавать систему кризисного управления всей транспортной сетью в случае возникновения таких ситуаций, чтобы все аэропорты работали как единая система, чтобы можно было переносить рейсы из одного аэропорта в другой, - пояснил Шойгу. Он добавил, что его министерство организует резерв на случай нового транспортного коллапса. - Чтобы мы могли в таких условиях на железной дороге и в аэропортах кормить и обеспечивать людей медицинской помощью, - пояснил главный спасатель страны. - Все произошедшее - результат исключительно неблагоприятных метеоусловий и других причин, - подчеркнул глава Рос-авиации Александр Нерадько. - Я хочу, чтобы пассажиры понимали, что ни аэропортовые службы, ни авиакомпании не виноваты в сложившейся ситуации. Надо подумать, что можно сделать. Вероятно, будем менять нормативы по резервированию автономных источников питания. Все это, конечно, хорошо. Только разве не Росавиация отвечает за то, чтобы предупреждать подобные ЧП? Никита МИРОНОВ ПОЕХАЛИ! В аэропортах открыли железнодорожные кассы Не можешь улететь - езжай по рельсам. В столичных аэропортах открылись круглосуточные железнодорожные кассы. В «Шереметьево»: - в терминале D «Шереметьево», в зале прилета напротив лифта; - в терминале C («Шереметьево-2»), в зале прилета. В «Домодедово»: - на стойке № 65 в правом крыле здания аэровокзала; - на стойке № 44 в зале прилета международных рейсов; - на стойке № 200 в зале прилета внутренних рейсов; - на стойке между аэробаром и медпунктом. Во «Внуково»: - на стойке в зале прилета. Получить информацию о наличии мест и забронировать билет можно на стойках компании «Аэроэкспресс» в аэропортах «Шереметьево», «Домодедово» и «Внуково». Никита МИРОНОВ

РАЗБОР ПОЛЕТОВ Авиаколлапс расследует Чайка Президент поручил Генпрокурору проверить столичные аэропорты Дмитрий Медведев дал поручение Генеральному прокурору Юрию Чайке «проверить работу московского авиаузла и связанных с ним компаний на предмет полного исполнения законодательства по авиаперевозкам и обслуживанию пассажиров, оказавшихся в непростой ситуации». В поручении, данном Генпрокурору, отмечается: «В минувшие выходные из-за плохих метеоусловий была существенно нарушена работа столичных аэропортов. В частности, в аэропортах «Домодедово» и «Шереметьево» были отменены или задержаны десятки рейсов, наблюдались перебои с электроснабжением». Коллапсная ситуация в московских аэропортах «Домодедово» и «Шереметьево» стала объектом внимания правоохранительных органов немногим раньше. Во вторник стало известно, что утром в эти два аэропорта прибыли сотрудники Московской транспортной прокуратуры, которым поручено выяснить причины создавшейся ситуации и нарушений прав пассажиров. Но если к расследованию этих обстоятельств подключится и Генпрокуратура, то владельцев аэропортов могут ждать большие неприятности.

Читать подробнее.

SOS! «Прошу принять меры в кратчайшие сроки» Директор аэропортового комплекса «Домодедово» Вячеслав Некрасов обратился к главе Министерства транспорта Игорю Левитину, руководителю Росавиации Александру Нерадько, главе Московской области Борису Громову, главе МЧС Сергею Шойгу и гендиректору ОАО «МОЭСК» Андрею Коновалову. «Необходимо Ваше личное вмешательство в процесс срочного восстановления энергоснабжения аэропорта в соответствии с требуемой категорией надежности до новогодних праздников, - пишет Некрасов. - Без этого нормальное штатное функционирование аэропорта невозможно. Прошу Вас в кратчайшие сроки принять безотлагательные меры к полному восстановлению энергоснабжения аэропорта». «Домодедово», по словам Вячеслава Некрасова, потребляет 23 мегаватта электроэнергии в час. А сейчас получает за счет дизельных установок всего 10,250 мегаватта в час.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА «На 90 процентов виновата погода» О том, как избежать коллапса в «Домодедово», рассуждает начальник отдела организации воздушного движения Московского центра автоматического управления воздушным движением Ярослав Сухарь. - Ярослав Иванович, кто виноват в этом ужасе - природа или люди? - На 90% - природа. Аэропорт «Домодедово» имеет, как и положено, два не зависящих друг от друга источника питания. Ну кто мог представить, что обе электроподстанции разом выйдут из строя? Есть у них и автономная система электропитания, работающая на дизель-генераторах, и ее мощности вполне хватило для выполнения взлетно-посадочных операций. - А как же аэровокзальный комплекс? Почему автономного источника питания - на тех же дизелях - у него нет? Виданное ли дело - аэропорт без света! - Такой автономный источник при строительстве аэропорта и не предусматривался. Хотя гипотетически его организовать можно. Ведь есть же мощные дизельные электростанции, снабжающие энергией буровые установки и целые городки геологов. - Получается, что рядом с «Домодедово» да и другими аэропортами нужно строить автономные электростанции? - С одной стороны, они действительно нужны. С другой - такая электростанция - это огромные затраты, ведь «Домодедово», например, требуется столько же энергии, сколько московскому району Орехово-Борисово. Плюс для электростанции нужно найти место, а также тратить каждый год немалые деньги на ее содержание... Эти затраты в конечном счете лягут на плечи пассажиров. А вероятность того, что электростанция когда-нибудь понадобится, - минимальна. Ведь «Домодедово» остается без света раз в несколько десятков лет. - Хорошо, в «Шереметьево» свет был. Почему же самолеты не вылетали? - Там из-за сырой погоды резко увеличился расход жидкости, которой обрабатывают самолеты от обледенения. Они недельный запас этой жидкости истратили за сутки. Представьте: самолет обработали, сняли слой мокрого снега и льда. Но пока он выруливает на взлетно-посадочную полосу или, например, ждет очереди на вылет, то уже вновь покрывается льдом. А обледеневшему самолету лететь нельзя - нарушаются его аэродинамика и управляемость. Могут не открыться закрылки, не уберется или, напротив, не выпустится шасси. В общем, самолет нужно обрабатывать опять. Вот вам и задержки рейсов, которые нарастали как снежный ком. - Неужели нельзя было позаботиться о дополнительном запасе антигололедной жидкости? И как-то ускорить процесс обработки самолетов? - Конечно, человеческий фактор тоже вмешался. - А почему коллапс не поразил «Внуково»? - Этот аэропорт не такой большой, как «Домодедово» и «Шереметьево», он принимает и отправляет меньше рейсов. К тому же «Внуково» отправляет меньше рейсов за границу. Ведь почему многие не смогли улететь из «Шереметьево» и «Домодедово»? Да потому, что в Европе - такой же коллапс и многие аэропорты не принимали. Погода всем подкузьмила. Никита МИРОНОВ

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА Еще в понедельник с недоумением смотрела на знакомых и коллег, которые с шутками обсуждали коллапс в аэропортах. И гадали: мол, рассосется ли все до их отлета в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Милан, Париж? Обсуждали, даже не понимая глубочайшего смысла переживаний. Но уже тогда казалось - не смешно все это. Прозрение накрыло в ночь на вторник. В терминале Е аэропорта «Шереметьево», где, кстати, вчера собирались провести традиционный праздник - День пассажира, - люди, томящиеся в транзитной зоне, излили свое отчаяние на лотки для обуви. В «Домодедово» пассажиры на грани нервного срыва. Там уже вторые сутки сидит подруга с пятилетним ребенком. Ни еды, ни питья, ни информации от компании «Трансаэро», помимо той, что она и ее плачущий ребенок - глубокие истерики.

Читать далее.

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВЫ ЗАСТРЯЛИ В АЭРОПОРТУ

Типичные проблемы, с которыми столкнулись тысячи пассажиров в «Шереметьево» и «Домодедово». На вопросы отвечают наши эксперты.

Читать далее

Смотрите фотогалерею.