Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
О РАЗНОМ5 января 2011 22:00

Идея создать Гимн России родилась в новогоднюю ночь

Это случилось 10 лет назад

В это трудно поверить, но так оно и было: 10 лет (с 1991-го по 2001-й) один из главных символов России - Государственный гимн РФ - существовал только в виде музыки. Слов не было. Сейчас мы уже привыкли к «окантованной» величественной музыкой песне, которая звучит каждую ночь и на торжественных мероприятиях. Да так, что мороз по коже. У нынешнего гимна очень любопытная история. О ней обозреватель «КП» Виктор БАРАНЕЦ побеседовал с бывшим главным военным дирижером Вооруженных сил генерал-лейтенантом Виктором АФАНАСЬЕВЫМ - под его руководством создавалась фондовая запись произведения. Почему вспомнили про Глинку? - Виктор Васильевич, как «появился на свет» нынешний Гимн России? - До смены власти в стране в 1991 году существовал, как известно, Гимн Советского Союза. У него было, кстати, несколько вариантов текста, которые изменялись в зависимости от политической конъюнктуры. Сначала прославлялись Ленин - Сталин, потом - только Сталин, потом - КПСС. Когда рухнул СССР, было принято решение отказаться от советского гимна и создать российский. Вот тогда стали вспоминать историю, «рыться в корнях». Вспомнили, в частности, что в давние времена Михаил Иванович Глинка участвовал в конкурсе на создание гимна. И, когда он во время этого конкурса почувствовал, что царь склонен к гимну «Боже, царя храни» композитора Львова, он свою музыку снял c конкурса. И царь утвердил гимн «Боже, царя храни». И вот этот гимн звучал почти до 1917 года. А после революции роль гимна играла «Песня большевиков». До создания Гимна СССР со словами Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана. Это произведение и звучало до 91-го года. А потом возникла необходимость создать Гимн Российской Федерации. Тут снова вспомнили про Глинку и его «Патриотическую песню». Ее и решено было сделать гимном. - Кем решено? - Президентом России Ельциным. Но нужно было творчески обработать музыку Глинки. За эту работу взялся профессор военно-дирижерского факультета Борис Александрович Диев. И он сделал аранжировку музыки Глинки. Но слов тогда еще не было. В работу включилась целая армия поэтов. Как 1700 поэтов хотели попасть в историю - Кто анализировал поэтические тексты - специальная комиссия? - Нет, не было никакой комиссии, хотя было много поэтов, которые хотели написать текст на мелодию Глинки. В общем-то весь этот груз пал на мои плечи. - Почему выбор пал именно на вас? - Потому что в Кремле посчитали: если главный военный дирижер отвечает за все государственные ритуалы, значит, он и должен руководить работой по созданию гимна. - А кто в Кремле предложил вам заняться этой работой? - В администрации президента в то время работал Юрий Федорович Яров. Вот с ним у нас и состоялась беседа на эту тему. И я начал анализировать поэтические тексты... - От кого они поступали? - От разных поэтов. Каждый, разумеется, хотел войти в историю. - Сколько вы текстов пересмотрели? - Примерно 1700. - А запомнился вам какой-нибудь текст? - В финал попали три текста. - Чьи? - Это был Андрей Вознесенский. Второй вариант был Ильи Резника. Их стихи не тянули на гимн. А вот третий текст был от поэтессы Нины Бенсон. Он идеально ложился на музыку. И мы тогда решили показать гимн с ее словами в администрации президента. Я тогда на радио с большим хором под руководством народной артистки СССР, профессора Людмилы Ермаковой этот вариант записал. Но он не был принят. И вот представьте себе ситуацию: Герб России утвержден, Государственный флаг утвержден, а гимн утвержден только в инструментальном исполнении - без слов! Он назывался Российский Гимн. Музыка Глинки. И получился, можно сказать, исторический ляп: 10 лет просуществовал гимн без текста! Торжественная лабуда - И что же было дальше? - А дальше пришлось работать над «полноценным» Гимном России. Но здесь любопытная предыстория. В ночь на 2001 год по телевидению и радио прозвучала речь президента Путина. А после нее зазвучал гимн. Причем в таком плохом исполнении, что я был поражен! Пели безобразно и фальшиво. Не знаю, пьяные они были или нет... Как профессионал, я пришел в ужас. И вдруг минут через 15 мне позвонил композитор Вячеслав Овчинников. Он тоже был удивлен. Говорит: «Это же ужасно! Какая-то диверсия! Надо что-то делать. Минут через десять тебе позвонит Никита Михалков. Поговори с ним». Точно. Звонит Никита. И он говорит: «Что будем делать? Это просто невозможно! Нужно создавать настоящую запись!»... Тогда же мы и договорились, что на 11 января 2001 года будет заказана студия звукозаписи на «Мосфильме», где мы и начнем работу над произведением с новым текстом. - А почему именно на «Мосфильме»? - Потому что там большая профессиональная студия. Хорошие акустика и аппаратура. И там мы можем поместить огромные творческие коллективы. - Какие же? - Мы привлекли оркестры Минобороны, большой духовой состав. В то время было человек 115 - 120. Симфонический оркестр Минобороны. В нем было человек 100. Потом большой хор радио - 80 человек. Хор Свешникова - 100 человек. Как это было - Итак, «Мосфильм», дирижер Афанасьев, огромное количество народа. Что было дальше? - Коллективы разместились в огромной студии. Там работали замечательные звукооператоры. И начались первоначальные прогоны гимна в разных вариантах. Замечательную инструментовку гимна сделал профессор Леонтий Дунаев. Мастер высокого класса. - В чем была главная трудность лично для вас? - А в том, чтобы полторы минуты гимн с текстом или без него звучал ярко, пафосно, возвышенно, чтобы у немузыкального человека выравнивалась спина. Это же музыкальная эмблема страны! Когда перед тобой стоит музыкальное войско, инструментальное и хоровое, нужно вдохновить этих людей, заставить исполнять эту музыку именно так, как чувствует дирижер. - Сколько длилась запись? - Записывали мы три дня. Люди ради такой цели фактически жили на «Мосфильме»... Все понимали важность этого дела. Артель Михалковых Когда мы записывали гимн, с нами вместе был и автор слов Сергей Владимирович Михалков. Он приехал на «Мосфильм» со своим младшим сыном Никитой. Сергей Владимирович «разжевывал» нам нюансы текста. И Никита тоже кое-что подсказывал с точки зрения драматургии. - Что именно? - Помню, это касалось пафоса... Никита говорил, что пафос должен быть дозирован: можно перебрать в эмоциях - и тогда он получается фальшивый. Приятно было работать в этой компании. Однажды Сергей Владимирович отъехал по каким-то делам. А через некоторое время звонит: «Надо изменить две строчки». А что такое что-то поменять в этом тексте! Мы уже напели, отработали, отполировали. Ведь даже если изменить одно слово, то весь гимн надо переписывать по новой. Целиком. Но, для того чтобы гимн получился, приходилось идти и на это... Главное, что теперь у России есть гимн, за который не стыдно. Наоборот, такая музыка вызывает гордость у миллионов. И это самое главное...