Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика18 января 2011 21:46

Российские диспетчеры: «Нельзя его здесь сажать…»

МАК обнародовал полные записи переговоров наземных служб в Смоленске. Они не подтверждают обвинения польской стороны [ видео + расшифровки переговоров]

Из опубликованных расшифровок складывается еще более полная картина трагедии. Как подтверждают записи, погода действительно испортилась прямо на глазах. При этом в прогнозе метеослужб его не было и в помине. Однако обвинять в плохих условиях российских диспетчеров как минимум неразумно. Как и в том, что они не запретили посадку польскому лайнеру.

ЧИТАЙТЕ ПОЛНУЮ РАСШИФРОВКУ ПЕРЕГОВОРОВ ДИСПЕТЧЕРОВ ( осторожно, ненормативная лексика!)

1 часть: запись открытого микрофона. Полностью читайте по клику

1 часть: запись открытого микрофона. Полностью читайте по клику

2 часть: запись телефонных разговоров. Полностью читайте по клику

2 часть: запись телефонных разговоров. Полностью читайте по клику

3 часть: запись радиопереговоров. Полностью читайте по клику

3 часть: запись радиопереговоров. Полностью читайте по клику

Из расшифровки совершенно очевидно, что решение о приземлении принимал экипаж. Запретить ему посадку диспетчер просто не имеет право. Как и закрыть аэродром для международного рейса. О фактической погоде поляки были предупреждены за полчаса до приземления, на подлете данные по условиям были уточнены, однако Ту-154 все-таки решил садиться.

Польские специалисты по отдельным фразам диспетчеров пришли к выводу, что на них оказывалось давление, а свои команды экипажу Ту-154 они отдавали с опозданием. Российская сторона опубликует полную стенограмму переговоров.

Польские специалисты по отдельным фразам диспетчеров пришли к выводу, что на них оказывалось давление, а свои команды экипажу Ту-154 они отдавали с опозданием. Российская сторона опубликует полную стенограмму переговоров.

Фото: REUTERS

Что касается телефонных переговоров диспетчеров с Москвой, на которые упирали польские эксперты, то как видно из расшифровок, носят они служебный, а не совещательный характер «сажать-не сажать».

МАК представляет записи в период с 08.38 по 10.43 утра.

9:25 пытается сесть Ил-76, но метеообстановка резко меняется и он уходит на второй заход с минимальной высоты. Громкий гул самолета слышан в диспетчерской: «Ты глянь, накрыло мгновенно», - говорят о тумане.

09.29 Диспетчеры сообщают экипажу: «Туман волнами, вроде как». И ругаются на оцепление солдат, которые бродят по взлетке. И снова о погоде: «Ну откуда туман в 10 часов, б…, дурдом».

09.40 Один из контроллеров звонит по телефону и просит оперативного дежурного. Ему он докладывает, что видимость всего 300 метров и Ил-76 ушел на запасной аэродром. При этом интересуется бортом Качиньского: «По моим данным Тушка вылетает польская, они к нам не запрашиваются, они летят сами, надо им передать, что нас закрыло».

То есть экипаж президентского лайнера вылетая из Варшавы не запросил даже метеоусловий.

Оперативный дежурный сообщает на «Северный», что Ту-154 вылетел в 9.27.

«Ну тогда надо ему запасной искать», - отзывается диспетчер и непонятно добавляет. – Контрольный заход-то он сделает, вопросов нет, до своего минимума. Но у нас нет ни минимума по данной… ничего нет». Он советуется, до какой высоты снижать борт и сходится на 100 метрах. На всякий случай запасным определяют аэродром «Внуково».

09.53 Оперативному дежурному звонит руководитель полетов и просит выйти на главный центр, чтобы «основному поляку» передали быть готовым к уходу на запасной аэродром.

С 10.12 до 10.21 Руководитель полетов «Северного» пытается выяснить на какой все-таки аэродром идет борт №1. «Нельзя его здесь сажать», - говорит один из абонентов, когда становится ясно, что польский лайнер собирается приземлиться в Смоленске. Это явно не радует наземных специалистов. Руководитель полетов звонит по телефону, просит выйти на поляков, передать им, что видимость всего 400 метров: «Чего его к нам-то сейчас гнать?.. …Если он еще русский не знает, блин, то это будет вообще…»

10.23 Впервые с аэродромом «Северный « на связь выходит польский экипаж. Сообщает, что в случае чего – запасной аэродром Витебск, Минск. Запрашивает условия, температуру и давление. И просит попробовать подход.

10.31 Один из абонентов просит диспетчера предупредить поляков, что о своем решении они должны доложить на высоте не ниже 100 метров. «Я бы на месте Москвы сюда не гнал», - говорит один контроллер. «Это решение (неразборчиво международного номер один. Он там сам». Видимо имеется ввиду борт №1 Качиньского.

10.37 Польский борт сообщает, что делает четвертый (последний) поворот перед посадкой. Диспетчеры между собой обсуждают: « Оно еще хуже с тало. Глянь, Паш. Он не зайдет. Ты главное дай ему на второй круг. А там дальше, сам принял решение, пусть сам и решает». Имеется ввиду, что польский экипаж сам принял решение на пробный заход.

10.40 «Горизонт! Контроль высоты! Горизонт» Польский экипаж больше не вышел на связь.

10.42 «После ближнего упал, левее дороги». «На второй круг уходить начал, потом пропал».

ДОСЛОВНО

Министр транспорта РФ Игорь Левитин – КП: "Российская версия гибели самолета под Смоленском будет после завершения расследования Следственного комитета"

«Комсомолке» удалось получить комментарий Министра транспорта России Игоря Левитина по поводу версий о причинах авиакатастрофы самолета польского президента Леха Качиньского:

- Оглашено только заключение Межгосударственного авиационного комитета, - напомнил Министр транспорта. – МАК – независимая организация, которая был выбрана по согласованию российской и польской сторон. Говорить о российской версии гибели самолета под Смоленском можно будет только после завершения расследования, который проводит Следственный комитет Российской Федерации.

КРОМЕ ТОГО

Игорь Левитин: «Диспетчер не мог запретить посадку»

На критику польской стороны, недовольной окончательным выводом о причинах авиакатастрофы под Смоленском, ответил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" министр транспорта Игорь Левитин.

«Российской" версии нет. - заявил он, - Есть заключение технической комиссии МАК. Это независимый орган, который выбран российской и польской сторонами для проведения независимого расследования"

"Я знаю, что МАК готов опубликовать для общественности переговоры экипажа (польского Ту-154). - заметил министр. - Это беспрецедентное решение. Эти материалы являются материалами следственных органов РФ. Переговоры диспетчеров также будут опубликованы".

Левитин еще раз напомнил, что диспетчер не может запретить командиру воздушного судна принимать решение о посадке.

"Диспетчер подтвердил экипажу, что на взлетно-посадочной полосе нет никаких помех. Дальше, поскольку это военный аэродром, а не международный, пилот самостоятельно принимает решение о посадке. Диспетчер не может ему этого запретить", - сказал министр.

На вопрос, было ли давление на экипаж Левитин ответил:

"Следствие должно сделать выводы - было давление или нет. Я очень хотел бы, чтобы следствие, которое

ведет параллельно и российская, и польская стороны, было объективным. Мы ожидаем правды, чтобы экипажам дать рекомендации, чтобы такие полеты больше не повторялись".

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ:

Польша снова обвиняет российских диспетчеров

Обещание обнародовать таинственную пленку с записями переговоров диспетчеров аэродрома «Северный» польская комиссия сдержала. На видеопрезентации в Варшаве глава комиссии, министр внутренних дел Ежи Миллер сообщил, что представляет «доказательства, подтверждающие справедливость замечаний», которые якобы проигнорировала российская сторона.

После обнародования отчета Межгосударственного авиационного комитета, напомним, официальная Варшава заявила, что не может считать российский доклад полным, пока в нем не отражены переговоры смоленских диспетчеров. Как они оказались в распоряжении Польши - загадка, но часть стенограммы была представлена во вторник. ( подробнее).

Варшава подумает, как ответить МАКу

Ближе к вечеру в польском парламенте должно состояться специальное заседание

Свои соображения по поводу российского отчета на этом заседании выскажут премьер-министр Польши Дональд Туск и глава МВД, руководитель польской комиссии по расследованию причин катастрофы под Смоленском Ежи Миллер. Ожидается, что Туск расскажет парламентариям о том, какие действия по установлению истинных причин трагедии предпринимало правительство, Миллер же расскажет о выводах его комиссии.

Также премьер-министр должен огласить план действий, которые Польша предпримет в ответ на отчет Межгосударственного авиационного комитета. Раннее он, напомним, настаивал на выработке совместного российско-польского отчета (далее).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Гибель Леха Качиньского: Польша снова обвиняет российских диспетчеров

Отчет МАК в формате PDF (23,42 Мб) Выдержки из документа СМОТРИТЕ ВИДЕОРЕПОРТАЖ О КАТАСТРОФЕ ПОД СМОЛЕНСКОМ