2018-04-02T13:45:54+03:00

Диана Вишнева: "Черный лебедь" - хороший триллер. Главное - помнить, что он не про балет!

Прима Мариинского театра поделилась впечатлениями о фильме Даррена Аронофски
Поделиться:
Комментарии: comments28
Изменить размер текста:

В российский кинопрокат вышел голливудский триллер «Черный лебедь» режиссера Даррена Аронофски. Картина рассказывает о соперничестве не на жизнь, а на смерть двух прим-балерин.

В главной роли снялась кинозвезда Натали Портман, ее конкурентку сыграла Мила Кунис. Между тем балерину-конкурентку могла сыграть наша соотечественница -- звезда мирового балета Диана Вишнева: на старте кинопроекта ей делали предложение из Голливуда.

Но сроки съемок совпадали с графиком гастролей Мариинского театра, и балерина сделала выбор в пользу родного театра.

Диана Вишнева уже посмотрела «Черного лебедя» и поделилась впечатлениями. - Диана, кино вам понравилось?

- Главное – не ждать, что это фильм про балет, не подходить к нему с мерками зрителя балетного спектакля. Это кино, качественный психологический триллер. Работа Натали Портман мне, бесспорно, понравилась. И пусть придирчивые балетоманы отметят непрофессиональное исполнение классических па, проделанная ей работа при подготовке к фильму не может не вызывать уважения.

- А жизнь балетного мира показана в картине достоверно?

- Знаете, я не против показанных режиссером секса, эротизма, но мне не по душе преувеличение и искажение. В профессиональной балетной среде, как и всюду, от страстей никто не застрахован, но они не являются основой всего. В фильме же режиссер показывает одну краску: чувственность в образе Черного лебедя. Но одной чувственности абсолютно недостаточно, чтобы станцевать партию Черного лебедя!

Конечно, и интриги в театре возможны, и конкуренция, и волюнтаризм директора. Но во главе угла все же стоит творческий процесс. В реальной жизни балерина – по крайней мере такая, что достойна танцевать Черного лебедя, -- выстраивает роль, исходя из качества проделанной физической и душевной работы совсем на другом уровне.

- Выходит, вы не жалеете, что упустили шанс сняться в большом кино?

- Считаю, что кино от меня никуда не ушло, так как я снялась в замечательном, красивом, стильном проекте Рустама Хамдамова -- в фильме "Бриллианты", который был представлен на том же фестивале в Венеции, но в программе авторского кино.

- В картине показано жестокое соперничество балерин. Зависть и ревность – вам это сильно мешает?

- Мне совершенно некогда думать об этом. Конечно, зависть встречается повсюду, но это нормально, раз существует конкуренция. А потом, есть средство для нейтрализации чужой зависти: уровень твоего исполнения. Да, все оценки субъективны, но ведь есть моменты, которые бесспорны даже для непрофессионала. А уж для профессионала иногда достаточно одного жеста танцовщика – по нему можно сказать, какого уровня артист, сколько у него опыта, сколько ему дано природой, сколько он вкладывает в работу.

Диана Вишнева могла сняться в «Лебеде» - но отказалась, потому что надо было ехать на гастроли. Фото: ТАСС

Диана Вишнева могла сняться в «Лебеде» - но отказалась, потому что надо было ехать на гастроли.Фото: ТАСС

- Вы часто смотрите выступления балерин высочайшего класса?

- Да. Я же много работаю на Западе, и при знакомстве с труппой прихожу на ее спектакли. В каждой труппе есть две-три балерины в статусе мировой звезды. Знаю всех балерин топ-уровня, и у меня есть свои приоритеты. Но когда я говорю, что мне нравится балерина, это означает, что мне интересна ее индивидуальность: как она проживает жизнь в балете? как развивается, отдавая каждодневному труду по десять часов? как мыслит? включаются ли у нее другие уровни сознания?

- А при созерцании блистательных коллег чувство зависти вас посещает?

- Если завистью можно назвать восхищение и вдохновение, которые стимулируют меня к самосовершенствованию, то да!

- Допустим, снимается не триллер-фантазия, а достоверное кино про жизнь топ-балерин. Вы могли бы подарить сценаристу экстремальный случай, приключившийся с вами?

- Метрополитен-опера, идет вечерний спектакль «Ромео и Джульетта». В эпизоде «Бег Джульетты» моя Джульетта убегает за кулисы. Лечу – на пределе физических и душевных сил, как требует роль. На огромной скорости, уже в темноте, вписываюсь в закулисный проем. И вдруг налетаю на огромный металлический штырь! Оборачиваюсь вокруг оси, качусь кубарем.

Грохот такой, будто рухнула вся декорация.

Куча народу за кулисами кричит: «Ты жива?! Встать можешь?!» У меня жутко болит живот, разодраны плечо и колено, срезана кожа на ноге. А еще я понимаю, что идет спектакль и у меня выход через восемь тактов. Слышу музыку, отталкиваю людей и выбегаю на сцену. Все с ужасом смотрят на меня. Но я все-таки провожу концовку балета. И только когда закрывается занавес, обнаруживаю, что не могу ни встать, ни распрямить колено. Такой вот триллер из жизни.

- Но этот штырь в темноте – грубейшее нарушение норм безопасности! Вы могли бы засудить «Метрополитен» на огромную сумму…

- Конечно, это небывалый случай, и в театре дико испугались. Но я осталась жива, кости целы, а ушибы – ладно…

- Вот парадокс: «балетный триллер» «Черный лебедь» легко доступен миллионам людей, а увидеть звезду мирового балета Диану Вишневу хотя бы в записи – проблема. Почему нет DVD-записей с вашими спектаклями?

- Насчет этого не переживаю. Не люблю видеозаписи, люблю, когда зрители приходят на живой спектакль. Между прочим, и на Западе тоже немного записей с выступлениями звезд. Чтобы заснять спектакль, требуется много бумажной волокиты и денег: и с профсоюзами нелегко договориться, и оркестру следует заплатить.

В свое время Дягилев вообще запрещал снимать свои спектакли, предпочитая, чтобы люди смотрели вживую или чтобы это просто оставалось в истории. На днях в архивах обнаружили пленку с записью предположительно выступления дягилевской труппы почти 100 лет назад. Так вот, эта находка преподносится как настоящая мировая сенсация. Эстетика и уровень очень быстро меняются. Порой то, что было великолепно 10-20 лет назад, сейчас кажется смешным. Я более трепетно отношусь к фотографии. В этом году при поддержке своего фонда планирую организацию фотовыставки – 15 лет назад я впервые вышла на сцену Мариинского театра.

- И все-таки обидно, что голливудские триллеры получают большую пропаганду, чем высокое искусство балета. Кто в этом виноват и что делать?

- Знаете, пока я буду решать эти вопросы, уйдет время… А В ЭТО ВРЕМЯ Между тем на Голливуде свет клином не сошелся: недавно Диану Вишневу работа свела с канадским хореографом и кинорежиссером Эдвардом Локом. Его бессюжетный фильм-балет «Амелия» заработал все мыслимые награды и шесть миллионов долларов – деньги небывалые для продукта, не рассчитанного на массового зрителя. А началась слава канадца в восьмидесятых - с постановок шоу для мировых турне легендарного Дэвида Боуи. Сегодня Лок известен как «шоковый хореограф», в чьих стильных постановках танцуют на скоростях, каких балетный мир еще не ведал, а выносливость от артистов требуется запредельная.

Вишнева – из тех самых «запредельщиков». Это у себя на родине Диана обожаема прежде всего как классическая балерина. А на Западе ценят и другие ее «технические характеристики» - те, что пригодны для работы с современной хореографией. Но, увы, зарубежные компании, где Диана танцует давно и много, с российским зрителем практически не пересекаются.

На этот раз канадский проект, в котором танцует Вишнева, и который на Западе уже окрестили «андронным коллайдером», до России доедет – таково было условие самой Дианы. А премьера проекта состоялась в Амстердаме, после чего программа отправилась в двухлетнее мировое турне, с заездом в Москву и Петербург. Теперь россияне будут в курсе хореографических новинок, а заодно смогут заглянуть в будущее и узнать, красиво ли состарится Диана Вишнева, - в одном из эпизодов шоу она появляется в гриме почтенной старушки.

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ

Звезды на премьере фильма "Черный лебедь"

Черный лебедь.В Сети появился первый ролик триллера «Черный лебедь», снятого Дарреном Аранофски.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также