Чтобы выжить великую певицу из Большого театра, чего только не делали. Как-то облили лаком для ногтей шубу. Светлую норковую шубу, которую Вишневской подарил муж Мстислав Ростропович.
- Это был 1956 год, - рассказывает Галина Павловна. - Я только что родила Ольгу, и Ростропович приехал из Лондона и привез мне шубу. Я после родов пришла в театр, повесила в своей уборной шубу, пошла на репетицию. Прихожу обратно, а на ней по спине лак красный. И вот я до крови содрала себе пальцы, потому что нужно было каждую волосинку, ворсиночку отчищать, ведь если ацетоном, то он растворил бы лак и осталось бы красное пятно на шубе…
Эту историю Вишневская рассказала в программе «Временно доступен», которую мы увидим 13 марта. Рассказала как бы между прочим, в ответ на вопрос Дмитрия Диброва о нравах в Большом. А ведь шуба была для нее первая. Это потом были другие шубы, драгоценности, квартиры в Париже, Лондоне, Нью-Йорке… И тем не менее «императрица», как представил ее телезрителям Дибров, несмотря на свою императорскую недвижимость, предпочитает жить в Москве.
- Москва- это лучший город для жительства? Здесь так прекрасно – в России? – пытали певицу ведущие.
- Мне – да, - просто отвечала гостья. – Я люблю, люблю мою страну. Я люблю мой народ. Это мое место. Я никогда не эмигрировала, я была изгнана отсюда насильно. Так же как мой муж. А теперь я здесь. Это единственное место, где я должна быть.
Почему Вишневская не испытывала ностальгии, когда была вместе с мужем и детьми выдворена из страны? И что это за русский народ, который певица так любит? И что нужно нашему народу в себе изменить?
- Да ничего не нужно менять, - уверена певица. - Ничего не получится. Вот какие мы есть, такие и есть…
А почему Галина Павловна никогда ничего не меняла в самой себе? И почему никогда ничего не пыталась изменить в своем муже? О Мстиславе Леопольдовиче в программе много говорили – ведь супруги прожили вместе 35 лет, и представить их друг без друга было невозможно. Правда ли, что Вишневская находила мужа в толпе по звуку... поцелуев? И почему она называла его Буратино, а он ее – Жабой? Каким он был в отношениях с людьми? И почему все-таки в августе 91-го года великий музыкант оказался в Белом доме? Как он относился к своему таланту?
- Как к подарку свыше, - считает Галина Павловна. - Он всегда удивлялся, когда о нем писали: гений. Он говорил: «Боже мой, что они пишут, смешно, какой я гений?». Я ему: «Все знают, что ты гений, кроме тебя, дурака. Только ты один не знаешь, что ты гений»…
А кто был первой любовью будущей певицы? И почему эта первая любовь вошла в ее жизнь вместе с оперой, которая стала ее главной любовью? И в 17 лет Вишневская поступила на сцену. У нее был от природы поставленный голос – редкий дар. И что значит пение для Галина Павловны?
- Пение - это состоянии души, - говорит Вишневская. - Чем ты наполнен, что ты знаешь в жизни, к чему ты стремишься, что ты читал, что ты слушал, что ты видел, что тебе надо вообще от той жизни, это все в пении.
Почему певица ушла с оперной сцены в 56 лет? Как ей работается в ее Центре оперного пения? Кто может стать ее учеником? И почему она, говоря, что работа была ее жизнью, не чувствует вины перед дочерьми, которые так редко видели родителей? А ведь именно дочери и внуки помогли Вишневской пережить страшное горе – смерть мужа. И сейчас, думая о Мстиславе Леопольдовиче, она чаще всего вспоминает такой момент:
- Срывается дверь, входит Ростропович, и везет виолончель на колесиках. Она на роликах была. Чтобы не таскать, он сам сочинил эти ролики, выдумал. Как за руку он ее ведет. Вот так. «Ой, наконец я дома. Устал».
«Временно доступен», 13 марта, 00.25, «ТВ Центр».