2015-02-04T07:15:34+03:00

Максим Дунаевский: «Песню "Позвони мне, позвони" из фильма "Карнавал" хотела спеть Пугачева»

Знаменитой советской ленте Татьяны Лиозновой исполнилось 30 лет
Поделиться:
Комментарии: comments16
Изменить размер текста:

«Комсомолка» вспомнила, как снимали знаменитую музыкальную комедию о том, как провинциальная простушка Нина Соломатина поехала в Москву становится артисткой, а вернулась в родной город ни с чем. «У меня много общего с Ниной Соломатиной» «Карнавал» до сих пор остается самой удивительной картиной в фильмографии Лиозновой. Оно и понятно - Лиознова прославилась в Советском Союзе, сняв «Три тополя на плющихе» и «Семнадцать мгновений весны». Фильмы, мягко говоря, не комедийные. Да она и сама, похоже, до поры и не подозревала, что может стать режиссером музыкальный мелодрамы про Золушку с грустным финалом.

А началось все с преподавания во ВГИКе. В 1980 году Лиознова дала своим студентам задание - выбрать какую-нибудь не слишком известную повесть, превратить ее в сценарий и снять несколько эпизодов.

Среди нескольких повестей, которые принесли Лиозновой студенты, оказался и «Карнавал» Анны Родионовой - благополучно забытый всеми рассказ, опубликованный в старом выпуске журнала «Искусство кино».

- Я сразу поняла, что это абсолютно моя история, - вспоминает Лиознова. - С Ниной Соломатиной, главной героиней, у меня много общего - я точно также приехала в Москву наивной девушкой, столкнулась с теми же трудностями. Разница только в том, что у меня все в итоге получилось.

Впрочем, об экранизации рассказа Лиознова сначала и не думала - речь в то время шла только о студенческих работах. Посмотрев все эпизоды вгиковцев, Татьяна Михайловна впала в уныние - не та интонация, не та работа с актерами, все не то...

- Может быть, так случилось из-за того, что мысленно я уже знала, как все должно быть в кино, я фактически сняла это кино в собственной голове, - продолжает режиссер. - Причем вплоть до того, что была уверена, кто сыграет главные роли. Почему не запела Муравьева С артистами на главные роли Лиознова и впрямь определилась быстро. К моменту начала работы над «Карнавалом» она завершила свой предыдущий фильм «Мы, нижеподписавшиеся», в котором снялись Ирина Муравьева, Юрий Яковлев и Клара Лучко. Все трое в итоге перекочевали с одной съемочной площадки Лиозновой на другую.

Причем ни Лиознову, ни худсовет не смутил тот факт, что Муравьевой к тому времени было уже за 30. А ведь в первых кадрах она должна играть выпускницу школы!

- Все понимали, что сыграть юную девицу у Муравьевой не составит труда, - говорит Татьяна Михайловна. - Это был просто вопрос актерской техники - не она первая, не она последняя играла в кино героинь моложе себя. Вппочем, у нее получилось гораздо лучше, чем у многих. Еще одним преимуществом Муравьевой был ее голос. Петь Муравьева и по сей день умеет прекрасно, а в «Карнавале» ей предстояло исполнить сразу несколько вокальных партий. Актриса готовилась, репетировала, но в итоге ей не довелось спеть ни одну из песен, звучащих в фильме.

- Так решила Лиознова, - поведал «Комсомолке» композитор Максим Дунаевский. - Ей не нужна была запись поющей актрисы. Ведь в фильме самое важное то, что Нина Соломатина - профессиональная певица. Именно такую исполнительницу она распорядилась привлечь к работе над композициями.

В итоге за Муравьеву в фильме работает голосом Жанна Рождественская - главная «закадровая» певица Советского Союза, которая к началу съемок «Карнавала» уже имела опыт сотрудничества с Дунаевским - по всей стране гремел ее хит «Гадалка» из фильма «Ах водевиль, водевиль». Благодаря «Карнавалу» Рождественская обзавелась еще одним шлягером - нетленным «Позвони мне, позвони». Причем с этой песней у Дунаевского связана отдельная история.

- Как-то раз, уже после большого успеха «Карнавала» у зрителей, я зашел в гости к Алле Пугачевой, - вспоминает Максим Исаакович. - Мы сидели у нее на кухне, и вдруг разговор зашел о песне «Позвони мне, позвони». «Очень хорошая песня, - сказала мне Алла Борисовна. - Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне ее не предложил?» «Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром...» «Отчего же? Такую песню бы спела». Так что несмотря на то, что я очень доволен тем, как исполнила эту композицию Рождественская, судьба у «Позвони мне, позвони» могла быть совсем другой...

«Совесть фильма»

Если кандидатов на главные роли Лиознова нашла быстро, то для второстепенных персонажей пробы решила все же провести. Впрочем, сотен артистов по нескольку раз она не просматривала - не ее метод. Например, на небольшую, но яркую роль цыганки Кармы она первым делом попробовала Екатерину Жемчужную. Ее же и утвердила.

- До сих пор с удовольствием вспоминаю съемки этого фильма, - призналась «Комсомолке» Жемчужная. - Даже несмотря на то, что мне пришлось выкурить на съемочной площадке пачку папирос «Казбек». А я ведь вообще не переношу запаха сигаретного дыма!

- Какая была обстановка на съемочной площадке фильма? Говорят ведь, что у Лиозновой непростой характер.

- Что вы! Она невероятно теплая женщина. Мы поначалу с Ирой Муравьевой, конечно, побаивались ее, но потом у нас установились едва ли не дружеские отношения. Я сначала переживала, что моя роль в фильме не главная. А она подошла ко мне и сказала: «Катя, не переживай, твоя роль замечательная. Ты - совесть этого фильма!» И это придало мне сил, чтобы достойно выполнить свою работу. Так что я очень счастливый человек, которому выпала честь сняться у мудрой женщины Лиозновой.

- При этом на площадке, очевидно, никто не подозревал, что из «Карнавала» выйдет такое популярное кино?

- Конечно, об этом и речи не было. Музыкальная комедия, которую делает режиссер «Семнадцати мгновений весны» - очень спорно все это звучало до того, как фильм увидели первые зрители. Да и актеры были потрясены реакцией публики. В 1982 году я ехала в Японию на пароме - представлять «Карнавал» на премьере в Токио. И ко мне вдруг бросилась толпа девушек, которые просили автограф. Для меня это был настоящий шок! Оказывается, они уже видели фильм и запомнили мою героиню... Актриса и роликовые коньки Один из самых драматичных и в то же время смешных эпизодов картины - выход на сцену Нины Соломатиной на роликовых коньках вместо медведя Кузи, который пал жертвой диареи. Муравьева готовилась к съемках этого короткого эпизода три месяца!

- Я хорошо умела кататься на роликах, поэтому не думала, что возникнут какие-то проблемы, - говорит Ирина Муравьева. - Но я еще не знала, что это не совсем стандартные ролики - с очень большими колесами, к которым еще надо приноровиться...

Специально для Муравьевой наняли тренера, который учил ее держать равновесие. Этот тренер даже отправился с ней на летние гастроли с театром по российской провинции. Муравьева вспоминает те дни так - утром двухчасовая тренировка, затем массаж ног (от напряжения они сильно уставали), затем приготовления к вечернему спектаклю и, собственно, сам спектакль. После такого напряженного дня сил ни на что кроме сна уже не оставалось.

Когда настал день съемок фильма, Муравьева сносно стояла на роликах, а вот передвигаться могла с большим трудом. Конечно, ее неуклюжесть в этой сцене во многом сыграна - все-таки сохранять равновесие она могла куда лучше, чем ее экранная героиня. Но Муравьева признавалась, что съемки именно этой сцены дались ей с большом трудом. Пять фактов о фильме

Знаменитой советской ленте Татьяны Лиозновой исполнилось 30 лет Александр НЕЧАЕВ «Комсомолка» выяснила, как снимали знаменитую музыкальную комедию о том, как провинциальная простушка Нина Соломатина поехала в Москву становится артисткой, а вернулась в родной город ни с чем. «У МЕНЯ МНОГО ОБЩЕГО С НИНОЙ СОЛОМАТИНОЙ» «Карнавал» до сих пор остается самой удивительной картиной в фильмографии Лиозновой. Оно и понятно - Лиознова прославилась в Советском Союзе, сняв «Три тополя на плющихе» и «Семнадцать мгновений весны». Фильмы, мягко говоря, не комедийные. Да она и сама, похоже, до поры и не подозревала, что может стать режиссером музыкальный мелодрамы про Золушку с грустным финалом. А началось все с преподавания во ВГИКе. В 1980 году Лиознова дала своим студентам задание - выбрать какую-нибудь не слишком известную повесть, превратить ее в сценарий и снять несколько эпизодов. Среди нескольких повестей, которые принесли Лиозновой студенты, оказался и «Карнавал» Анны Родионовой - благополучно забытый всеми рассказ, опубликованный в старом выпуске журнала «Искусство кино». - Я сразу поняла, что это абсолютно моя история, - вспоминает Лиознова. - С Ниной Соломатиной, главной героиней, у меня много общего - я точно также приехала в Москву наивной девушкой, столкнулась с теми же трудностями. Разница только в том, что у меня все в итоге получилось. Впрочем, об экранизации рассказа Лиознова сначала и не думала - речь в то время шла только о студенческих работах. Посмотрев все эпизоды вгиковцев, Татьяна Михайловна впала в уныние - не та интонация, не та работа с актерами, все не то... - Может быть, так случилось из-за того, что мысленно я уже знала, как все должно быть в кино, я фактически сняла это кино в собственной голове, - продолжает режиссер. - Причем вплоть до того, что была уверена, кто сыграет главные роли. ПОЧЕМУ НЕ ЗАПЕЛА МУРАВЬЕВА С артистами на главные роли Лиознова и впрямь определилась быстро. К моменту начала работы над «Карнавалом» она завершила свой предыдущий фильм «Мы, нижеподписавшиеся», в котором снялись Ирина Муравьева, Юрий Яковлев и Клара Лучко. Все трое в итоге перекочевали с одной съемочной площадки Лиозновой на другую. Причем ни Лиознову, ни худсовет не смутил тот факт, что Муравьевой к тому времени было уже за 30. А ведь в первых кадрах она должна играть выпускницу школы! - Все понимали, что сыграть юную девицу у Муравьевой не составит труда, - говорит Татьяна Михайловна. - Это был просто вопрос актерской техники - не она первая, не она последняя играла в кино героинь моложе себя. Вппочем, у нее получилось гораздо лучше, чем у многих. Еще одним преимуществом Муравьевой был ее голос. Петь Муравьева и по сей день умеет прекрасно, а в «Карнавале» ей предстояло исполнить сразу несколько вокальных партий. Актриса готовилась, репетировала, но в итоге ей не довелось спеть ни одну из песен, звучащих в фильме. - Так решила Лиознова, - поведал «Комсомолке» композитор Максим Дунаевский. - Ей не нужна была запись поющей актрисы. Ведь в фильме самое важное то, что Нина Соломатина - профессиональная певица. Именно такую исполнительницу она распорядилась привлечь к работе над композициями. В итоге за Муравьеву в фильме работает голосом Жанна Рождественская - главная «закадровая» певица Советского Союза, которая к началу съемок «Карнавала» уже имела опыт сотрудничества с Дунаевским - по всей стране гремел ее хит «Гадалка» из фильма «Ах водевиль, водевиль». Благодаря «Карнавалу» Рождественская обзавелась еще одним шлягером - нетленным «Позвони мне, позвони». Причем с этой песней у Дунаевского связана отдельная история. - Как-то раз, уже после большого успеха «Карнавала» у зрителей, я зашел в гости к Алле Пугачевой, - вспоминает Максим Исаакович. - Мы сидели у нее на кухне, и вдруг разговор зашел о песне «Позвони мне, позвони». «Очень хорошая песня, - сказала мне Алла Борисовна. - Я бы с удовольствием спела. Что ж ты мне ее не предложил?» «Алла Борисовна, но я не знал, что вы могли бы спеть за кадром...» «Отчего же? Такую песню бы спела». Так что несмотря на то, что я очень доволен тем, как исполнила эту композицию Рождественская, судьба у «Позвони мне, позвони» могла быть совсем другой... «СОВЕСТЬ ФИЛЬМА» Если кандидатов на главные роли Лиознова нашла быстро, то для второстепенных персонажей пробы решила все же провести. Впрочем, сотен артистов по нескольку раз она не просматривала - не ее метод. Например, на небольшую, но яркую роль цыганки Кармы она первым делом попробовала Екатерину Жемчужную. Ее же и утвердила. - До сих пор с удовольствием вспоминаю съемки этого фильма, - призналась «Комсомолке» Жемчужная. - Даже несмотря на то, что мне пришлось выкурить на съемочной площадке пачку папирос «Казбек». А я ведь вообще не переношу запаха сигаретного дыма! - Какая была обстановка на съемочной площадке фильма? Говорят ведь, что у Лиозновой непростой характер. - Что вы! Она невероятно теплая женщина. Мы поначалу с Ирой Муравьевой, конечно, побаивались ее, но потом у нас установились едва ли не дружеские отношения. Я сначала переживала, что моя роль в фильме не главная. А она подошла ко мне и сказала: «Катя, не переживай, твоя роль замечательная. Ты - совесть этого фильма!» И это придало мне сил, чтобы достойно выполнить свою работу. Так что я очень счастливый человек, которому выпала честь сняться у мудрой женщины Лиозновой. - При этом на площадке, очевидно, никто не подозревал, что из «Карнавала» выйдет такое популярное кино? - Конечно, об этом и речи не было. Музыкальная комедия, которую делает режиссер «Семнадцати мгновений весны» - очень спорно все это звучало до того, как фильм увидели первые зрители. Да и актеры были потрясены реакцией публики. В 1982 году я ехала в Японию на пароме - представлять «Карнавал» на премьере в Токио. И ко мне вдруг бросилась толпа девушек, которые просили автограф. Для меня это был настоящий шок! Оказывается, они уже видели фильм и запомнили мою героиню... АКТРИСА И РОЛИКОВЫЕ КОНЬКИ Один из самых драматичных и в то же время смешных эпизодов картины - выход на сцену Нины Соломатиной на роликовых коньках вместо медведя Кузи, который пал жертвой диареи. Муравьева готовилась к съемках этого короткого эпизода три месяца! - Я хорошо умела кататься на роликах, поэтому не думала, что возникнут какие-то проблемы, - говорит Ирина Муравьева. - Но я еще не знала, что это не совсем стандартные ролики - с очень большими колесами, к которым еще надо приноровиться... Специально для Муравьевой наняли тренера, который учил ее держать равновесие. Этот тренер даже отправился с ней на летние гастроли с театром по российской провинции. Муравьева вспоминает те дни так - утром двухчасовая тренировка, затем массаж ног (от напряжения они сильно уставали), затем приготовления к вечернему спектаклю и, собственно, сам спектакль. После такого напряженного дня сил ни на что кроме сна уже не оставалось. Когда настал день съемок фильма, Муравьева сносно стояла на роликах, а вот передвигаться могла с большим трудом. Конечно, ее неуклюжесть в этой сцене во многом сыграна - все-таки сохранять равновесие она могла куда лучше, чем ее экранная героиня. Но Муравьева признавалась, что съемки именно этой сцены дались ей с большом трудом. Пять фактов о фильме - За все время проката в Советском Союзе фильм посмотрели 31 миллион зрителей - В 1998 году (спустя 17 лет после съемок!) картину показали по ОРТ. Картина стала самым рейтинговым фильмом того года с долей под 25% (то есть фильм посмотрел каждый четвертый телезритель) - Сцену с Муравьевой на коньках Лиознова придумала не сама, а скопировала из фильма 1968 года «Смешная девчонка». Там в аналогичной ситуации оказалась Барбра Стрейзанд. - В 1982 году Ирина Муравьева была названа лучшей актрисой года читателями журнала «Совесткий экран» - Изначально финал планировался еще более печальный, чем он получился в итоге. Лиознова сняла сцену последний встречи Кармы и Нины, в которой Карма рассказывает, что у нее погиб ребенок. Но при монтаже эта сцена с формулировкой «слишком беспросветно» была выброшена Лиозновой в корзину.

 
Читайте также