Звезды

«Ника» против «Золотого орла»: битва крылатых

Корреспондент «КП» анализирует итоги двух российских кинопремий

Сам факт того, что в России существуют две киноакадемии, каждая из которых вручает Самую Главную Кинопремию в стране (речь, понятно, о «Золотом орле» Михалкова и «Нике» Гусмана), - это что-то из области казусов и анекдотов. А если учесть, что люди в обеих академиях сидят практически одни и те же, то это придает действу налет шизофрении. Понятно, что «Ника» и «Золотой орел» не могут вручить главные статуэтки одному фильму. Также понятно, что одни и те же люди не могут голосвать на двух премиях по-разному. Но голосуют ведь.

В этом году расклад получился анекдотичным еще и из-за того, как решили проблему неповторения друг друга «Ника» и «Золотой орел». На «Золотом орле» награду за лучшую режиссуру получил Алексей Учитель, снявший ленту «Край». Лучшим фильмом на «Золотом орле» признан «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского. Академики «Ники» произвели в этом раскладе рокировку - и вот получать приз за лучшую режиссуру на сцену поднимается Попогребский, а за лучший фильм статуэтку крылатой богини идет получать Учитель. Оба, надо полагать, счастливы - теперь и у того, и у другого есть полный комплект наград. При случае могут махнуться, не глядя.

Показные идеологические различия между двумя российскими кинопремиями, конечно, есть. «Золотой орел» более помпезен и консервативен - он стремится поощрять кино, в котором есть патриотический уклон. Например, в этом году в номинанты «Орла» попала лента Андрея Кавуна «Кандагар», которую «Ника» решила проигнорировать. «Ника», в свою очередь, имеет репутацию более раскованной в своих вкусах награды. В число ее номинантов в 2011-м попал «Кочегар» Алексея Балабанова - довольно радикальное кино, ставшее фаворитом российских кинокритиков. Впрочем, ни Кавун на «Орле», ни Балабанов на «Нике» не получили ровным счетом ничего.

Но при всех этих различиях из года в год остается странное ощущение: ни «Орел», ни «Ника» не ставят перед собой задачу держать руку на пульсе кинопроцесса. Обе премии за редкими исключениями игнорируют программу «Кинотавра» - главного инкубатора нового российского кино. И михалковская, и гусмановская премии склонны награждать не за реальные достижения, а за выслугу лет и громкие имена. И там и там побеждает некий усредненный стандарт.

И вот в этой усредненности результатов кроется слабость и «Золотого орла», и «Ники». Назвать навскидку триумфаторов последних двух лет без помощи «Википедии» - задача непростая для журналиста, пишущего о кино, что уж поминать обычного зрителя. И здесь, быть может, дело даже не столько в премиях, сколько в местном скудном киноландшафте. На нем за год с трудом вырастает (да и то не всегда) необходимое колчиство претенедентов на одну награду. Про две и говорить, увы, не приходится.

Лауреаты «Ники-2011»

Лучший фильм - «Край»

Лучшая режиссерская работа - Алексей Попогребский («Как я провел этим летом»)

Лучшая операторская работа - Юрий Клименко («Край»)

Лучший сценарий - Денис Осокин («Овсянки»)

Лучшая мужская роль - Владимир Машков («Край»)

Лучшая мужская роль второго плана - Евгений Миронов («Утомленные солнцем - 2. Предстояние»)

Евгения Миронова наградили «Никой» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Утомленные солнцем - 2»

Евгения Миронова наградили «Никой» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Утомленные солнцем - 2»

Фото: Мила СТРИЖ

Лучшая женская роль - Нина Русланова («Китайская бабушка»)

Лучшая женская роль второго плана - Ирина Муравьева («Китайская бабушка»)

Открытие года - Дмитрий Мамулия («Другое небо»)

Лучший мультфильм - «Гадкий утенок» (Гарри Бардин)

Лучшая музыка к фильму - Андрей Карасев («Овсянки»)

Лучшая работа художника по костюмам - Сергей Стручев и Владимир Корецкий («Брестская крепость»)

Лучшая работа художника - Алим Матвейчук («Брестская крепость»)

Лучшая работа звукооператора - Филипп Ламшин, Анатолий Белозеров («Бресткая крепость»)

Читайте также:

Машкову вручили «Нику» за лучшую роль

На вручении «Ники» почтили память Людмилы Гурченко