Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Boom metrics
Общество11 апреля 2011 22:00

Юрий Гагарин: «Обстановка не аварийная, я доложил «ВН» - все нормально»

…Сейчас, когда корабли в космос летают по четыре раза в год, почти как круизные лайнеры, отправляющиеся в кругосветку, трудно себе представить, в какую бездну шагнул Гагарин, поднявшись на лифте на самую верхотуру ракеты - в свой крохотный шарик «Восток»

Несмотря на десятки наземных экспериментов, никто не представлял, что произойдет с человеком, когда он надолго окажется в невесомости. Была версия, что, оказавшись на такой сумасшедшей высоте над землей, он просто потеряет рассудок. В «Востоке» установили систему ручного управления. Но включить ее можно было, только открыв цифровой замок. Код Госкомиссия Гагарину не сообщила. Он был в корабле в специальном конверте. Считалось: если космонавт достанет конверт, вскроет его, прочтет и сможет набрать код - значит, он в своем уме и сможет сам управлять кораблем. Правда, конструктор корабля Олег Ивановский и летчик-испытатель Марк Галлай признались, что код «125» по секрету сообщили Гагарину до посадки в корабль. Не ясно было, как поведет себя плохо обкатанная техника. В наше время космический корабль в такой степени готовности, в какой был первый пилотируемый «Восток», точно не решились бы отправить к звездам. Из пяти кораблей-спутников, запущенных в 1960 году для отработки систем, взлетели четыре. Из этих четырех на орбиту вышли три, а приземлились два. Из двух вернувшихся только один сел нормально! Чтобы быть уверенным, что вся схема полета отлажена, нужно было еще как минимум два-три успешных беспилотных полета...

За несколько часов до старта кто-то сообразил: а если корабль приземлится не на советской территориии - как опознают космонавта? И тогда местный художник-любитель срочно вывел красной краской четыре буквы - СССР

За несколько часов до старта кто-то сообразил: а если корабль приземлится не на советской территориии - как опознают космонавта? И тогда местный художник-любитель срочно вывел красной краской четыре буквы - СССР

Первая неприятность случилась уже через несколько минут после старта ракеты. Из-за ошибок в электрике «Восток-1» оказался на орбите на 40 километров выше, чем рассчитывали баллистики. Вроде бы не так уж и много: ну какая разница - 320 км или 280? Но, понимая, что корабль сырой, инженеры старались подстраховаться везде где можно. Если бы не сработала тормозная двигательная установка, направляющая «Восток» к Земле, с высоты 280 км под действием силы земного притяжения корабль Гагарина спускался бы 5 - 7 суток. На этот срок был рассчитан запас пищи и кислорода. С 320 км спуск бы занял 15 - 20 дней. Шансов столько времени продержаться у космонавта не было. Впрочем, об этой неприятности «Земля» Гагарину не рассказала... Из послеполетного доклада Юрия Алексеевича: «…Тут увидел я горизонт... звезды, небо черное, прямо совершенно черный цвет неба... Очень красивый горизонт, видно прямо окружность Земли, горизонт и такой голубой цвет вокруг всей Земли, вокруг горизонта, такой нежныйнежный голубой цвет у самой поверхности Земли. Затем постепенно темнеет, фиолетовый оттенок приобретает и переходит в черный цвет». К счастью, во время самого полета больше никаких проблем не случилось. Разве что улетел незакрепленный карандаш и нечем стало вести записи в бортовом журнале. (Знаменитое ноу-хау под рубрикой «Голь на выдумки хитра»: американцы потратили миллионы долларов на ручку, которая бы писала при отсутствии земного тяготения, а наши просто вручили космонавту карандаш.) Да в магнитофоне кончилась лента, и пришлось Гагарину ее перемотать. Ну а потом... Из послеполетного доклада Юрия Алексеевича: «Приготовился к спуску. Закрыл правый иллюминатор. Притянулся ремнями, закрыл гермошлем и переключил освещение на рабочее...» Космический корабль начал мелко подрагивать, за обшивкой нарастал шум. Росла перегрузка. В нужный момент, к счастью, включилась тормозная двигательная установка. Только выключилась она чуть раньше, чем положено. А это означало - в заданном районе спускаемая капсула «Востока-1» не приземлится.

Недолет составил около 110 километров: Гагарина ждали под Сталинградом (нынешний Волгоград). Но раз техника не отработала положенное, не произошло вовремя и разделения спускаемого аппарата и приборного отсека. Корабль крутило, словно юлу, запущенную озорной детской рукой. Скорость вращения - около 30 градусов в секунду. Из послеполетного доклада Юрия Алексеевича: «Все кружилось: тo вижу Африку (над Африкой произошло это), то горизонт, то небо. Только успевал закрываться от солнца, чтобы свет не падал в глаза. Я поставил ноги к иллюминатору, но не закрывал шторки...Я решил, что тут не все в порядке... Прошло минуты две, а разделения нет. Прикинул, что... все-таки тысяч шесть километров есть до Советского Союза, да Советский Союз тысяч восемь километров, до Дальнего Востока где-нибудь сяду». Лишь через десять долгих минут раздался хлопок, и спускаемый аппарат разделился с приборным отсеком. Кстати, инженеры до сих пор спорят - была ли эта десятиминутная задержка технической неисправностью или из-за «недоработки» двигательной установки включилась резервная система разделения отсеков, которая и должна была освободить спускаемый «шарик» Гагарина спустя 10 минут.

Первые минуты после приземления. На Гагарине специальный костюм, который надевали под скафандр.

Первые минуты после приземления. На Гагарине специальный костюм, который надевали под скафандр.

…Тут начались новые неприятности. За иллюминаторами явно слышалось потрескивание, кабину освещали багровые отблески пламени. Плавится обшивка, по иллюминатору текут струи раскаленного металла. Гагарин, как и все космонавты первого набора, - из летчиков-истребителей. А для летчика нет страшнее ЧП, чем огонь на борту. На самом деле спуск проходил штатно - от плазмы, охватывающей корабль в верхних слоях атмосферы, корабль спасала термоизоляция. Но космонавту о пожаре «за окном» никто не говорил. Хотя кто мог предупредить об этом первопроходца? Из послеполетного доклада Юрия Алексеевича: «...Чувствуется, начинается торможение, какой-то слабый зуд по конструкции идет, это заметил, поставив ноги на кресло. Потом этот зуд проходит. Здесь я уже занял позу для катапультирования, сижу жду. Перегрузка, по моим ощущениям, была за 10 ед. Был такой момент примерно секунды две-три. Начали расплываться приборы, немножко сереть, но поднапрягся - все нормально, все на своих местах. На высоте примерно около 7 тысяч метров происходит отстрел крышки люка: хлопок - и ушла крышка люка. Я сижу и думаю, не я ли катапультировался? Так тихонько голову кверху повернул, и в этот момент выстрел - и я катапультировался, быстро, хорошо, мягко, ничем не стукнулся. Вылетел с креслом...».

Кликните здесь, чтобы увеличить

Кликните здесь, чтобы увеличить

...На высоте около 4 километров катапультное кресло выскальзывает изпод космонавта. Раскрывается основной парашют. Гагарин спускается к Земле. И тут... раскрывается запасной парашют. Раскрылся и повис вниз. Оказалось - случайно раскрылся ранец, в котором он находился. Вдруг подул ветерок... Из послеполетного доклада Юрия Алексеевича: «Раскрылся второй парашют, наполнился, и на двух парашютах дальше я спускался… Купола красивые, оранжевые...» Еще одна удача: некстати раскрывшийся второй парашют запросто мог перекрутиться с первым и «затушить» его. Купол бы погас, и... К счастью, запасной парашют не помешал основному! Из послеполетного доклада Юрия Алексеевича: «Приземление очень мягкое было...».

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА Мне кажется, нынешним 20-летним, морщащим лоб при вопросе «Кто такие Леонов и Терешкова?» - «Э-э-э», и не понять, почему у их отцов и дедов теплеют глаза при слове «Гагарин». Почему 50-летие его полета отмечается как национальный праздник. Да и почему 12 апреля 1961-го народ ликовал так, словно сборная России по футболу наконец победила на чемпионате мира? Ребята, все было даже круче! Мне кажется, за всю историю Советского Союза было лишь два общенародных праздника, сплотивших нацию, - День Победы и 12 апреля. Вдумайтесь, воспитанники Интернета, - дети, рожденные в победном голодном и нищем 1945-м, еще школу не успели окончить, когда с пыльного полигона ракета отправила к звездам человека. Да, это был неимоверный труд. Но это был труд во имя светлой идеи. Труд настоящих патриотов. И счастливое совпадение. Потому что к технической победе прибавилась и победа человеческая. В космос отправился не просто испытатель, а личность гораздо большего масштаба. Нельзя по указке сверху полюбить. А Гагарин влюбил в себя - искренне и открыто - миллионы. Простой гжатский мальчишка оказался настоящим народным героем. Александр МИЛКУС

Рис. Николая ВОРОНЦОВА.

Рис. Николая ВОРОНЦОВА.

ВОПРОС ДНЯ А вы бы хотели стать космонавтом? Владимир СОЛОВЬЕВ, теле- и радиоведущий: - Не так давно мне на полном серьезе предлагали подготовиться в космонавты. И я задумался. Конечно, как любой нормальный человек, я хотел бы слетать в космос. Но с другой стороны, мне было бы бесконечно стыдно за это. Вот я полечу... Но делать мне там что? В качестве морской свинки я не очень интересен, а занимать место человека, который мог бы выполнить некий объем научной работы, неприлично. Так что, увы, пришлось расстаться с мечтой... ВАРСОНОФИЙ, управляющий делами Русской православной церкви, митрополит Саранский и Мордовский: - В детстве и юности мечтал, конечно. А после армии понял, что мой вестибулярный аппарат не позволит этого... Однако мечта о небе у меня осталась. Но теперь о другом небе - духовном... Игорь МАСЛЕННИКОВ, кинорежиссер: - Никогда. Просто у меня с молодости были совершенно другие планы. И идти по стезе покорителей космоса мне не хотелось. Али Ибра КЕБЕ, сенегальский футболист ФК «Анжи» (Махачкала): - Конечно, и я бы стал первым африканским космонавтом! Алексей МАМОНТОВ, президент Московской международной валютной ассоциации: - До сих пор хочу! И многим, наверное, смог бы пожертвовать ради этого. Может быть, это единственное, о чем сегодня стоит сожалеть. Что не поднялся и не посмотрел оттуда, как все мы тут выглядим. Олег ГРИЩЕНКО, мэр Саратова: - Я родился в 1966 году, и тогда все мечтали стать космонавтами. Вся наша группа в детском саду фотографировалась в скафандрах, нам обещали, что те, кто их наденет, обязательно, когда вырастут, полетят в космос... Жизнь сложилась по-другому, но в этом году я стал пилотом вертолета. Есть даже профессиональный диплом! Можно сказать, чуть-чуть, но дотянулся до звезд, узнал, каким бывает небо. Павел ТКАЧУК, врач-диагност медицинского Университета им. Сеченова: - Я с детства врачом мечтал стать... или известным лыжником. Как-то стороной космос прошел. Но недавно поразила реакция 7-летней племянницы. Ее спросили: «Катя, а ты хочешь полететь в космос?» Она ответила: «Да, только ведь это очень дорого...» Олег, читатель сайта KP.RU, Санкт-Петербург: - Да. Потому что там нет терактов и беспредела... Сергей ВОЕВОДИН, слушатель радио «КП»: - Конечно, и это стремление, мечту надо развивать в наших детях! Люди без мечты, увы, становятся не космонавтами, а алконавтами.

Смотрите фотогалерею: Редкие фото Юрия Гагарина