2018-04-02T13:52:44+03:00

Совладелец команды «Формулы-1» Николай Фоменко: «Ё-мобиль» - это очень стремно!»

Последним гостем телепрограммы «Бизнес-секреты», которую делает известный бизнесмен Олег Тиньков, стал некогда популярный актер, а ныне один из главных автомобилистов страны - Николай Фоменко. Самые интересные выдержки из их беседы мы сегодня публикуем
Поделиться:
Комментарии: comments3
Изменить размер текста:

Прожекты Прохорова по плечу только Гарри Поттеру

Олег Тиньков: - Ты кто сегодня - артист, музыкант, бизнесмен?

Николай Фоменко: - Ну артист - я давно уже не артист. У меня нет на это ни времени, ни возможности. Я сегодня в двух ипостасях. Я человек, отвечающий за все в компании «Маруся Моторс», и я человек, отвечающий почти за весь инжиниринг в команде «Формулы-1» «Маруся Верджин Рейсинг».

- Сколько спорткаров «Маруся» вы продали на сегодняшний день и сколько он стоит?

- В самом дорогом виде стоит 144 тысячи евро, передали клиентам 36 машин.

- А делается за рубежом?

- Нет, делается здесь. Завод за два года мною построен в Москве на «Ботаническом саду». Но в Финляндии мы начинаем сборку машин, это делается из-за того, что у нас все сложно с таможней. Мы начинаем со спорткара, чтобы привлечь к себе внимание. Дальше у нас пойдут нормальные машины. Мы не будем делать маленькие городские автомобили, но в ближайшее время мы презентуем большой джип, семиместный внедорожник с постоянным полным приводом и лакшери-седан.

- А что ты думаешь про «Ё-мобиль»?

- Я хочу пожелать им удачи. Но понимаете... Вот, например, мы прошли все, и у нас только в ноябре закончится европейская сертификация, хотя мы ведем ее с декабря прошлого года. Этот процесс у вас займет минимум год, даже если у вас машина будет идеальная. А это огромное количество испытаний! Я видел конструкцию этой машины, я видел ее прототип и с уважением отношусь ко всей работе, но... Мне даже нравятся прожектеры - на дураках земля держится. Но эти прожекты, они...

- Маниловщина, что ли?

- Хуже! Это очень стремно. Я не понимаю, как это возможно. Гарри Поттер - пиу! (делает взмах «волшебной палочкой») - это я понимаю!

Бюджет «Маруси» - 50 миллионов евро

- Олигархи многие не потянули, а пришел Коля с товарищами... Всех интересует, откуда деньги на команду «Формулы-1» и сколько это стоит.

- Деньги частные, нас четверо. В компании четыре акционера, и деньги наши собственные.

- У меня была велокоманда своя, она стоила три миллиона евро в год, и то через три года я сдался. Не потянул! Она была итальянская, база в Италии, а потом я отдал ее Газпрому, «Катюша» стоит уже 15 миллионов евро. А как же вы тянете «Формулу-1»? При всем уважении к вам там явно какой-то олигарх маячит. Это же сотни миллионов долларов?

- Это главное заблуждение российское. Да, приходит Матешиц (владелец команды «Ред Булл». - Ред.), вваливает 160 миллионов своих и 180 миллионов спонсорских и выигрывает все подряд. Ему говорят: надо купить это - и он покупает. Одна очень известная команда «Формулы» купила три года назад управляемые по блютуз грелки для колес за полтора миллиона евро. А сейчас они делали инвентаризацию и начали обзванивать другие команды: чуваки, не хотите у нас купить эти грелки за полмиллиона, они новые, мы про них забыли, они три года пролежали на складе. Вот команда «Испана» едет сейчас последней, но уже приближается к нам. У нас бюджет 50 миллионов, а у них - 18. Разный подход! Сегодня я читаю в смете: глушитель - 22 тысячи евро. Я разворачиваюсь, звоню своим товарищам, с которыми я гонялся, и они делают мне этот самый глушитель за 7 тысяч.

- То есть трое других акционеров не олигархи?

- Конечно, нам тяжело, и мы ищем спонсоров, но у нас просто другой подход к вопросу.

- И если Прохоров сейчас предложит вам деньги, вы откажетесь?

- Я объясню. Если человек начинает владеть командой, он сразу, типа, круто во всем разбирается. Они сразу и «Ё-мобили» строят, и все прочее... А у нас постепенный процесс.

- Как вы вошли в «Формулу-1», зачем вам нужна была база команды «Верджин», все убеждены, что ты там просто менеджер?

- Ну и прекрасно, не буду никого разубеждать. Дело было так. В «Формуле-1» открылись вакансии на две команды. Мы поставили в образованную команду «Верджин» вместе с фирмой «Косворт» мотор, который у нас был, и весь 2010 год отработали технической поддержкой. Я рассчитывал, что в конце концов мы эту команду себе заберем, потому что «Марусе» необходим для развития бренд, и с 2013-го по новому регламенту команде обязательно нужно иметь автомобильный бренд. Но сложилась такая финансовая ситуация, когда от команды открестились абсолютно все, и мы ее приобрели.

- Бренд «Верждин» сейчас тащит вас, а потом вы его просто уберете?

- Конечно! «Верждин» и «Маруся» пока несопоставимы на Западе.

ВЗГЛЯД С 6-ГО ЭТАЖА

Фоменко и Прохоров спасут репутацию страны?

В эти выдержки из беседы Тинькова и Фоменко не вошел эпизод, в котором Олег рассказывает Николаю анекдот про российский автопром. Суть его в том, что в «АвтоВАЗе» ничего путного сделать нельзя, потому что это «проклятая земля». Может, Тольятти и прокляты, но целиком Россия вовсе не воспринимается потребителями как страна автомобильного упадка. Да, «Мерседесы» и «Тойоты» - это отдельная песня, но порабощенная «Жигулями» страна до сих пор готова с жадностью набрасываться на что угодно, сделанное в России.

Михаил Прохоров, открыв предварительную заявку на «Ё-мобиль», собрал больше 100 000 заявок за первую неделю. Николай Фоменко уже получил более 700 заказов на спорткар «Маруся». И у тех, и у других спрос значительно превышает производственные мощности. А между тем это два авто, у которых больше отличий, чем сходства. «Ё-мобиль» позиционируется как «народный», «Маруся» - как конкурент «Феррари». Первый стоит от 380 тысяч, второй - от 5,5 миллиона рублей. То есть желание поездить на чем-то отечественном у людей есть, может быть, как раз частные компании и смогут удовлетворить этот спрос.

Дмитрий СМИРНОВ

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также