Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество22 июня 2011 22:00

Правда о вкусной и здоровой пище

От 40 до 50 процентов продуктов питания отбраковываются крупными торговыми сетями из-за низкого качества еще на стадии поступления товара на склад
Источник:kp.ru

Качество продуктов питания – один из тех вечных сюжетов, что не сходят с экранов телевизоров и газетных полос, что обсуждаются без «перерывов на обед» как на уровне домохозяек, так и на уровне правительства.

Спора нет, тема того заслуживает. От того, что мы едим, зависит наше здоровье, а порою и жизнь. Огорчает лишь, когда обсуждение скатывается в плоскость скандала и паники. Вместо фактов – эмоции. Вместо ответов на вопросы – очередная порция страшилок.

А что, если взглянуть на проблему глазами тех, у кого мы, собственно, и покупаем продукты? В конце концов, добросовестный торговец не меньше нашего заинтересован в качестве товара: сегодня он обидел покупателя, завтра тот пошел в другой магазин – к конкурентам… Как устроена система контроля качества в крупных торговых сетях? Насколько мы, потребители, защищены законодательно? Как быть, если тебе все-таки продали просроченный йогурт или колбасу?

На наши вопросы отвечает Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям компании X5 Retail Group, управляющей торговыми сетями «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель» и «Копейка».

- Михаил! На полках более или менее крупного супермаркета –эдак, 150-160 тысяч упаковок самых разнообразных продуктов. Можно ли в принципе, даже при самом добросовестном отношении к делу, отследить, чтобы среди них не было просроченных продуктов?

- На все сто процентов проблему просроченных товаров не смогла решить ни одна торговая сеть в мире. Поток товаров огромен, и среди миллиардов упаковок товара, которые мы продаем за год, конечно, могут попасться и, к сожалению, попадаются, единицы просроченных.

Но каждый такой случай – это все равно для нас ЧП. ЧП, которое тщательно расследуется, а виновные наказываются - вплоть до увольнения как непосредственного виновника, так и директора магазина. Жестко? Да. Но содержать магазин в неидеальном состоянии – играть на стороне конкурентов.

- Вы говорите о единичных случаях, а мы читаем о разного рода нарушениях каждый день, периодически сталкиваемся с недобросовестностью торговцев сами…

- Это проблема не только розницы, а рынка в целом. Продукты производят все-таки не магазины. Как раз большие сети, которые заботятся о своей репутации и находятся на виду, проводят тщательную экспертизу качества закупаемых ими товаров, в результате которой 50% и более предложений поставщиков не допускается на полку, так как их производители, в силу умысла или недостаточного контроля, предлагают продукцию, несоответствующую заявленным критериям качества. Но то, что не купили у поставщика Пятерочка или Перекресток, никуда не исчезает. Не приняли мы – примет другой, менее щепетильный торговец. Рынки, ярмарки, небольшие магазины… Вот где действительно процветает проблема продажи контрафакта и «просрочки».

- Но в центре скандала, как правило, оказываются как раз не безымянные магазинчики, а широко известные торговые сети.

- Недавняя ситуация: в рамках журналистского расследования репортеры одного из телеканалов обследовали около 25-ти наших магазинов. Ценой всех этих усилий нашли вафельный торт с просроченной на день датой реализации. Безобразие! Здоровье нации под угрозой! По всем каналам прошла информация в сотни раз приукрашенная и снабженная кучей страшилок. Но никто не удосужился сказать, что через эти магазины в этот же день были проданы десятки тонн качественных продуктов. Никто из журналистов не захотел снять, как в этот же день мы обнаружили на стадии приемки товара огромную партию рыбных консервов – якобы лосося, а на деле – вообще не понятно чего и явно опасного для здоровья. Вся партия была возвращена поставщику. На другом распределительном центре «завернули» несколько грузовиков с фруктами, имеющими повышенное содержание нитратов, забраковали и не допустили к продаже массу некачественной молочной продукции и многое другое. А ведь все эти товары имели некие выданные проверяющими бумаги об их прекрасном качестве!!! Где сейчас все это? Уничтожено? Боюсь, что нет. Дешево и сердито продается в палатках, на рынках и других местах, куда проверяющим ходить не интересно. Там же совершенно открыто продаются в развалах просроченные продукты. Но разве захватывающе показывать по телевизору палатку Люси, которая под видом тушенки продает некую субстанцию? Или предлагает, как она говорит «еще хорошие, сама ела» йогурты с датой реализации в прошлом месяце? Нет, это не привлечет зрителя. Рейтинговый сюжет – это когда в известной сети на тысячи наименований товара нашелся один просроченный на полдня тортик. При этом не должно складываться впечатление, что мы святые и у нас все идеально. Вовсе нет. В компании работает почти сто тысяч человек и не все наши сотрудники ревностно радеют за качество. Поэтому нам очень важно иметь от покупателей обратную связь, чтобы мгновенно реагировать на их сигналы и сразу принимать меры.

- А как в принципе устроена система качества в крупных торговых сетях?

- Она состоит из пяти звеньев. Первая – тщательный отбор поставщиков. Вторая - входящий контроль при поступлении товаров на наши склады. Третья – прием товара непосредственно в магазине. Здесь товаровед отбраковывает товар, который мог быть поврежден или испорчен при перевозке. Четвертое – посещение производства наших поставщиков на предмет возможных нарушений технологического процесса. И пятое звено – обратная связь с покупателями. У нас работает круглосуточная «горячая линия», также принимаются и оперативно рассматриваются любые жалобы и обращения через интернет-сайт компании и книгу жалоб. На их основании мы делаем выводы о том, насколько хорошо работает тот или иной магазин, при необходимости меняем администрацию, разрываем отношения с ненадежными поставщиками, пересматриваем некоторые позиции в ассортименте.

- И сколько непроданного товара, уже попавшего на полки, приходится снимать с реализации из-за истекающего срока годности?

- Очень сильно зависит от категории товаров. Товарные потери в категории свежих, непереработанных продуктов выше, чем, скажем, в бакалее. Средние потери магазинов в денежном выражении составляют – один-два процента от общего объема продаж. Эти цифры укладываются в о общемировые практики.

А вот то, чего в мире нет: если вы все-таки нашли или купили в магазинах Перекресток, Пятерочка, Карусель просроченные продукты, мы не просто вернем вам деньги, как это положено по закону, но еще и подарим такой же продукт надлежащего качества.

- Так вот и подарите?

- Обещали – подарим. Объявления об этой акции висят в каждом из наших магазинов. А подарок делается за счет администрации магазина. Можно сказать, из кошелька директора или товароведа, допустившего нарушения. Это дополнительный стимул для наших сотрудников четко соблюдать свои прямые обязанности. И всех покупателей призываем сообщать о всех случаях нарушений. Мы очень заинтересованы, чтобы наши магазины были еще лучше!

- Замечательная инициатива! Однако проблема качества не сводится лишь к соблюдению сроков реализации. Купил замороженную рыбу, а там льда чуть не половина от ее веса. Купил овощи, а они заражены кишечной палочкой или полны нитратами – тут уж вообще покупатель никак не проверит.

- С качеством свежезамороженной рыбы в России, действительно, были серьезные проблемы. Прошлой осенью вступил в действие новый техрегламент, согласно которому вес ледяной глазури не должен составлять более 5 процентов от веса рыбы. Но мы так и не смогли найти поставщиков, которые гарантировали бы соблюдение новых стандартов и обеспечивали необходимым объемом продукции. Пришлось создавать собственный упаковочный цех. Сами закупаем рыбу, сами глазируем, продаем под собственной торговой маркой Fish House и полностью соблюдаем техрегламент. А маленькие магазины, которые никто не контролирует, продолжают торговать льдом – увы.

Похожая ситуация с фруктами и овощами. Появилось распоряжение Роспотребнадзора снять с реализации европейские овощи из-за опасности заражения кишечной палочкой – мы тут же только в Москве вернули поставщикам полмиллиона килограммов продукции, а аналогичную продукцию теперь покупаем в Турции и других странах Ближнего Востока. Что происходит на остальном рынке? В палатках Иван Иванович или Люси берут ценник, берут ручку и там, где было написано Испания, пишет – Азербайджан. Было - Голландия, стало – Туркмения. И на нитраты они, конечно же, ничего проверять не станут. Мы же решили этот вопрос уже достаточно давно, когда оснастили сотрудников всех наших складов и магазинов специальными приборами, которые измеряют уровень нитратов – сто тысяч тонн овощей в месяц проверяем на содержание вредных веществ, очень много отбраковываем. Но то, что оказывается на прилавках «Перекрестка» или «Пятерочки», полностью соответствует нормам санитарной безопасности.

- Вы заметили, что часть некачественного товара неизбежно снимается с продажи. Что происходит дальше с этими продуктами?

- Ежедневно средних размеров магазин списывает триста-четыреста килограммов продуктов. Все они, по договоренности со специализированными компаниями, отправляются на утилизацию. Но я говорю о наших магазинах. К сожалению, на рынках все иначе.

- Может быть, ситуацию удастся выправить, если будет принята та поправка к законодательству, что внесена сейчас в Госдуму: предлагается ввести штраф за торговлю просроченным и попросту некачественным товаром в размере 700 тысяч рублей.

- Ну, это просто по Черномырдину: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…» Допустим, примут такой закон. Вопрос, будет ли он исполняться? Боюсь, все опять ограничится походами в крупные сетевые магазины, где из миллионов упаковок будут радостно находить одну просроченную, и раздувать скандал. В это время палатки, мелкие магазинчики, рынки будут торговать, как и торговали, чем попало, и соответственно их никто закрывать не будет, потому что закрыть некого. 700 тысяч рублей штрафа взять с маленького магазинчика невозможно по определению.

- И чем все это закончится?

- Мощной коррупционной составляющей: нет семисот тысяч на штраф, но десять, двадцать, тридцать тысяч на взятку контролеру наскребет и владелец торговой палатки. Государство может помочь другим.

Во-первых, мне кажется, стоит более четко и понятно разъяснять людям их законные права и следить, чтобы они одинаково соблюдались всеми участниками рынка: если ты купил негодный товар, знай, что в любой момент можешь вернуть свои деньги – без скандала, без нервотрепки, без тягомотины. Знай, что поставщик этого товара будет наказан, что его на первый случай оштрафуют, а не исправится – отберут лицензию на производство продуктов питания.

Во-вторых, суперважно проработать и создать барьеры для нерадивых производителей всех уровней, чтобы им невыгодно или даже невозможно было делать некачественную продукты.

В-третьих, путем коррекции Налогового Кодекса помочь магазинам списывать еще больше продукции сомнительного качества: сейчас вся списываемая продукция облагается налогами, как будто мы ее не списали, а наоборот – она стала нашей прибылью. Логично? По-моему, не очень. И директор магазина попадает в двойственную ситуацию: с одной стороны, он обязан следить, чтобы на полках был только качественный товар. С другой, лично отвечает за финансовые потери: магазин не только потеряет деньги за списанные продукты, но и заплатит за них налог на прибыль! И возникший конфликт интересов можно и должно помогать разрешить на законодательном уровне.

- Но вернемся к основной теме нашего разговора. Часто со стороны покупателей звучат такого рода претензии: дескать, залежалые мясные деликатесы, рыбу, сыры сотрудники магазина нарезают, фасуют, и вот уже на упаковке не дата выпуска, а дата фасовки. То есть, нас вводят в заблуждение?

- Это абсолютно необоснованное заблуждение. Указывать именно дату фасовки нас обязывает закон. И перефасовывать продукты, переклеивая этикетки мы тоже должны по требованию того же закона. По одной простой причине: копченая рыба или колбаса, например, может за сутки потерять до пяти процентов веса. После перевзвешивания на рыбе появится новая этикетка с правильным весом и новой датой упаковки, ничего не имеющей общего с датой годности самого продукта!!! Срок годности весового продукта – вопрос отдельный и его Вы всегда можете уточнить у продавца, у которого обязаны быть документы на весовой товар.Конечно же, после истечения этого срока продавец не имеет права снова переупаковывать товар и выкладывать на полку.

- Знаете, что еще смущает и многих наших читателей, и меня самого? Вот захожу, допустим в «Перекресток», и вижу объявление: у нас акция, товар со скидкой 20, 30, а то и 50 процентов. Вроде бы здорово. Но есть и сомнения: может быть, магазины таким образом избавляются от залежалого и не слишком качественного товара?

- Принцип работы любой крупной торговой сети - продавать с небольшой торговой наценкой, но большими объемами. Чем ниже цена, тем больше поток покупателей, больше выручка и оборачиваемость товаров, тем нам интереснее. И подобные акции – это лишь способ привлечь внимание людей, увеличить товарооборот. Например, мы можем тот же сахар или мясо продавать по себестоимости, либо даже с каким-то убытком для себя. Но кроме сахара вы купите хлеб, масло, колбасу – и на этом мы немного заработаем. Вы довольны тем, что потратили мало денег, мы, тем что наша сеть популярна и мы бурно развиваемся. Вот и весь секрет. Так что сомнения ваши напрасны. К акциям мы и наши поставщики готовимся заблаговременно и в рамках их проведения продается только качественная продукция.