Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-2°
Boom metrics
Происшествия23 июня 2011 16:00

В катастрофе Ту-134 под Петрозаводском диспетчер не виноват

У специалистов работавших в аэропорту Бесовец, в котором должен был приземлиться злополучный рейс, своя версия трагедии

Специалисты продолжают работать над выяснением причин страшной авиакатастрофы Ту-134 под Петрозаводском, которая унесла жизни 45 человек.

Сегодня, 23 июня, Межгосударственный авиационный комитет сообщил, что предварительный анализ данных бортовых самописцев рухнувшего лайнера в Карелии показал: двигатели Ту-134 работали до его столкновения с землей. И никакой информации об отказах или неисправностях систем самолета не зафиксировано. В МАК продолжают работать и анализировать информацию с «черных ящиков».

Возможно, эта информация поможет расставить все точки над «i» в вопросе о причинах, приведших к трагедии.

Место катастрофы

Место катастрофы

А пока в связи с катастрофой самолета под Петрозаводском обсуждаются самые разные версии. Одна из них – ошибка диспетчера. Однако, эту версию, по мнению работников аэропорта Бесовец, следует сразу отмести и вот почему.По мнению одного из бывших сотрудников аэропорта, наиболее вероятна следующая картина происшествия.

Несколько лет назад в аэропорту Бесовец был списан так называемый посадочный локатор. Он позволял диспетчеру не только видеть самолет, но и точно наводить его на полосу при посадке. Теперь без этого прибора диспетчер может видеть на локаторе только сам самолет, но не в состоянии определить его высоту.

После прохождения самолетом дальнего радиопривода (удален на 4 км. от полосы), диспетчер контролирует уже не сам самолет, будучи уверенным, что командир экипажа ориентируется по приборам или визуально, идет на положенной высоте и на глиссаде – от дальнего привода на высоте не менее 80 метров.

В этот момент диспетчер осматривает посадочную полосу, чтобы там не находились люди, животные, машины и т.д. Это важно для обеспечения безопасности и, в случае обнаружения посторонних предметов, диспетчер успеет дать команду летчикам уйти на второй круг или на запасной аэродром, так как точка принятия решения у экипажа – 60 метров. Что же произошло в ночь с 20 на 21 июня?

К 22.00 из-за ухудшения погоды военные прекратили свои полеты. Это, не взирая на то, что у них локатор наведения имеется (как и другие точные приборы, которыми гражданские не пользуются). Руководитель полетов со стороны военных и гражданский диспетчер работают в одном помещении, но на разном оборудовании. В связи с прекращением полетов военных самолетов в тот вечер руководитель полетов ушел, и диспетчер Сергей Шматков остался один.

О прилете регулярного рейса из Москвы диспетчер знает, связывается с ним, видит на локаторе. При этом, как уже сказано выше, хотя самолет и находился на глиссаде, но на какой высоте - Шматков знать не мог.

Погода в этот момент для посадки самолета соответствовала всем минимумам и даже немного превосходила параметры: на момент прилета дальность по видимости составляла 2100 м (минимум 1700 м), по нижней кромке облаков 123 м (минимум 110).

Но, видя, что погода может совсем ухудшиться, диспетчер заранее запросил запасной аэродром в Пулково на предмет отправки туда самолета, если экипаж примет такое решение.

Однако, скорее всего, про запасной аэродром речь между Шматковым и экипажем самолета не заходила, поскольку оснований для этого не было (если говорить о погоде).

И вообще: аэропорт Бесовец по погоде для прилета самолетов не закрывается, закрыть его могут только по техническим причинам (выход из строя оборудования, авария и т.д.). Иными словами диспетчер (а сейчас эти люди – всего лишь обслуживающий персонал, который не имеет права что-либо приказывать командиру экипажа) спокойно принимает борт из Москвы, зная, что в случае разного рода неудобств, командир экипажа либо уйдет на второй круг, либо на запасной аэродром.

Кликните, чтобы увеличить

Кликните, чтобы увеличить

Почему же в таком случае, пройдя дальний радиопривод, самолет снизился не до 80, а до 15-14 метров? Тут могут быть всего лишь два варианта.

Первый. На самолете отказали приборы, и пилоты просто не знали, на какой высоте они находятся и пытались «поднырнуть» под облака и визуально выйти на ВПП.

Второй. Приборы работали исправно, но посадочных огней пилоты не увидели из-за облаков и опять же решили «поднырнуть» к земле на скорости снижения 3 м/c.

Далее самолет срезает крылом верхушку дерева, аэродинамика резко изменяется и он уже не планирует, а жестко и коротко падает на автомобильную трассу с уклонением от глиссады примерно на 300 метров.

В такой ситуации диспетчер бессилен был что-либо сделать и, возможно, в последний момент видит огни самолета, но…