Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Общество29 июня 2011 12:00

Курортно-церковная война

В Черногории русские туристы лишились удобного пляжа, а местные сербы — доходов и святынь [видео]

- Я иду в церковь! - кричит по-английски один из мужчин.

Группа сербов, жителей курортного городка Святой Стефан, прорывается на одноименный остров. Обычно такие попытки завершаются приездом полиции. Но в этот раз они пришли в сопровождении российских журналистов. Полиции нет, охрана гостиничного городка, расположенного на острове, ввязываться в конфликт перед теле и фотокамерами явно не хочет. Еще один натиск, и управляющий отелем оттеснен. Вслед за сербами, грудью проложившими дорогу, бежим по узким улочкам.

- Вот она, церковь Александра Невского, - нам показывают остатки стен храма XV века. После краха коммунистического режима в Югославии сербы начали его восстанавливать, но власти вдруг передали остров и туристический комплекс в аренду сингапурской компании. А она решила посторонних на свою территорию не пускать.

Храм Александра Невского остался лежать в руинах, еще две церкви на острове просто заперты. Конфликт быстро приобрел политический характер. В Черногории 85% населения — православные. Но они прихожане Сербской православной церкви, ее Черногорской митрополии, а властям это не нравится. Так считает митрополит Амфилохий.

Остров святого Стефана в Черногории

Остров святого Стефана в Черногории

-Так как Черногория стала независимым государством, им не хватает черногорской нации и черногорского языка, о котором впервые в истории вспомнили в 2003 году, - объясняет он. - И чтобы укрепить собственную идентификацию, им понадобилось устроить свою «Черногорскую церковь», а мы живем здесь веками, но юридически митрополия не существует, она не зарегистрирована. А стало быть, не имеет права принимать людей на работу.

И теперь над русскими монахинями в Черногории нависла угроза депортации. Как и над священниками из Сербии и Боснии.

Об этом митрополит Амфилохий говорил вечером 28 июня. А утром 29 июня из Черногории был депортирован священник Синиша Смилич.

Владыка Амфилохий считает, что ситуация в Черногории схожа с украинской. Там тоже политики-националисты поддержали раскольников, так называемый «Киевский патриархат». И, как говорит митрополит, киевские раскольники «признали» черногорских.

Митрополит Амфилохий благословляет людей, слева священник Синиша Смилич. Через 10 часов его деплортировали из Черногории

Митрополит Амфилохий благословляет людей, слева священник Синиша Смилич. Через 10 часов его деплортировали из Черногории

Тут можно вспомнить, что и абхазские националисты изгнали всех священников-грузин и создают свою церковь. Это такая традиция: «независимому государству — независимую церковь».

Конфликт вокруг храмов на Святом Стефане вполне укладывается в эту схему. В промежутке между Первой и Второй мировыми войнами королева Югославии Мария Карагеоргиевич приобрела землю на острове, по ее просьбе храм храм был переименован в честь Александра Невского, которого почитала королевская чета.

- В его восстановлении усмотрели «античерногорскую акцию и сербскую пропаганду», как и в возобновлении богослужения в других храмов, - заявляет митрополит Амфилохий.- Закона, защищающего православие в Черногории нет, зато правительство подписало договор с Ватиканом, конкордат, и теперь католики, которых здесь всего 2% имеют больше прав, чем православные.

Руины храма Александра Невского на острове святого Стефана в Черногории

Руины храма Александра Невского на острове святого Стефана в Черногории

Если так, то иностранные арендаторы на Святом Стефане очень удобны властям не только с коммерческой точки зрения. Храмы закрыты, доступа туда, но ведь это не политика. Только бизнес, как говаривал кинематографический «крестный отец». Кстати, о бизнесе. После появления арендаторов сербы лишились не только своих святынь, но и начали терпеть убытки. Удобный пляж тоже оказался в руках пришлых коммерсантов. Теперь цена на лежак и зонтик — 50 евро. Какой нормальный человек, если он платит за апартаменты 20 евро, заплатит 50 — за лежак?! Русские туристы стали искать другие места для отдыха, владельцы небольших отелей терпеть убытки.

Такая вот курортно-церковная война. Как далеко она зайдет — никто не знает. Но сербы, как всегда, в тяжелых ситуациях ждут помощи от России.