Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Boom metrics
РАССЛЕДОВАНИЕ КП13 июля 2011 22:00

Зачем настоящий хозяин судна арендовал его сам у себя

А Светлана Инякина - руководитель фирмы, которая использовала теплоход, - жила в хрущевке и не могла выплатить долги
Источник:kp.ru

Катастрофа с «Булгарией» обнажила серьезную проблему - судьбу среднего бизнеса в России. Его ведут зачастую настолько запутанно, что крайне трудно разобраться, кто за что несет ответственность и как там шли дела - по нормам и законам или в обход их. К сожалению, именно такая путаница и коллективная безответственность часто ведут к трагедиям. И, как ни кощунственно это звучит, только ЧП становятся тем толчком, который заставляет навести порядок. К сожалению.

Сейчас следствие разбирается, можно ли было выпускать «Булгарию» на воду, был ли теплоход исправным, а действия команды - профессиональными. И если нет - тогда кто должен за это ответить. И тут начинаются сложности. Дело в том, что владелец теплохода передал его арендатору, а тот - субарендатору (см. нашу схему). Похоже, три эти фирмы связывали непростые отношения. Мы попытались разобраться, какие.

Хозяин теплохода ОАО «СК Камское речное пароходство» передает «Булгарию» своему дочернему предприятию ООО «Бриз». Договор заключают 25 марта этого года. И в тот же день подписывается другая бумага: новоиспеченный арендатор тут же передает теплоход субарендатору - ООО «АргоРечТур».

Владелец и пароходства, и «Бриза» - один человек: пермский миллионер Михаил Антонов. Получается, он сдал теплоход в аренду сам себе, а потом третьей организации. Зачем?

- «Бриз» - наша фирма. По такой схеме нам удобно заключать договора, - только и ответили в пароходстве. И отказались от дальнейших объяснений.

Отзывы же о субарендаторе Светлане Инякиной неоднозначные. Часть тех, кто ее знает, говорят: «Неудачница и непрофессионал». Другие нахваливают как ответственного руководителя.

Когда в 2007 году Инякина решила заняться круизным бизнесом, она взяла в аренду теплоход «Украина». Под ее руководством он бегал по Волге 3 сезона. В 2010-м его сдали другому арендатору и переименовали в «Булгарию». В 2011-м его снова взяла Инякина.

- Мой друг года 4 назад работал на нем начальником круиза, и я на «Украине» с ним часто катался, - рассказывает житель Казани Андрей (фамилию он просит не называть). - Теплоход был отличный. Света всегда за ним следила. Если что-то не работало, они не выходили в рейс, пока не починят.

По словам Андрея, тогда фирма Светланы Инякиной называлась «Престиж-Тур Волга»: она арендовала судно, и она же продавала на него путевки.

Но дела шли неважно - загрузка была невелика, средств на ремонт и зарплату команде не хватало.

- Мы поначалу тоже с ней сотрудничали, продавали путевки на теплоход, - подтверждает руководитель одного из казанских турагентств. - Но попали: путевки мы продали, деньги фирме Инякиной перечислили, а туристы наши остались на берегу. У Светы не хватило денег на топливо. Но убыток был небольшой, и мы не стали с ней судиться. Просто прекратили сотрудничать.

По словам тех, кто работал со Светланой, круизный бизнес баснословного дохода ей не приносил. Она не бедствовала, но и на широкую ногу не жила. А в последнее время жаловалась на большие долги и ютилась с мужем и двумя детьми в однокомнатной хрущевке.

Для чего создаются такие сложные схемы с арендой и субарендой, должны разбираться специалисты. Пока можно сделать два предположения.

Первый вариант. Это помогает уйти от уплаты налогов. Кто-то берет у кого-то судно по завышенной арендной плате. Завышена она на сумму, равную прибыли от круизов. Получается, что дохода у того, кто пользуется теплоходом, нет. Все деньги он перечисляет за аренду. И налог с прибыли платить не нужно - прибыли по бумагам нет. Весь доход от круизов остается договорившимся между собой фирмам.

Второй вариант. Одна из фирм - подставная. Ее могут создать по разным причинам - например, фактический владелец засветил свое имя в нечистом деле, а тут партнер имеет дело не с ним, а с другим человеком. Хотя второй «владелец» на самом деле лишь ставит подпись, а дела ведет первый. Или наоборот.

«КП» продолжает свое расследование.

Дорогие читатели!У вас есть информация о трагедии? Есть свои версии трагедии? Ваши родственники или знакомые работают в системе речного судоходства и рассказывают много интересного? Очень просим связаться с нами reporter@kp.ruИли позвонить (495) 777-02-82 доб. 523 или 824