Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Москва19 августа 2011 13:10

Как я боролась со страхом высоты

Наша журналистка проверила на себе разные способы борьбы с фобиями большого города [видео]
Источник:kp.ru

С пеленок боюсь высоты. Нет, в моем беззаботном босоногом детстве были и прогулки по деревьям, и высокие заборы, но балконы, крыши, висячие мосты… Ужас! Мурашки толпами по коже и стук сердца, как автоматная очередь, ладони хоть выжимай и в глазах троится. К гадалке ходить не надо – акрофобия чистой воды.

Таких несчастных, как я, страдающих от фобий – около 10% от общего населения Земли. «Боюсь воздушных шаров. Из-за этого трудно присутствовать на всяких митингах и днях города. Постоянно нахожусь в напряжении, с перекошенным лицом, а когда шар рядом - затыкаю уши. Та же картина с петардами и салютами - если около меня что-то грохнет, я непроизвольно дергаюсь и ору. Один раз даже ноги подкосились, на землю грохнулась. Это было ещё более стыдно и неприятно, чем сам страх», - делится проблемой посетительница Интернет-форума о фобиях.

«У меня сомнифобия... Я безумно боюсь заснуть и не проснуться. Доходило вплоть до того, что я не спала несколько дней», - вздыхает еще одна страдалица.

Куда ни ткни – обязательно кто-то в мире этого боится: солнца, тишины, пауков, собак и тараканов, летать на самолете, плавать, дышать, умереть. Одни живут и мучаются, другие избегают, третьи пытаются бороться. В ряды последних я и вступила.

ПРИВЕТ ОТ КАШПИРОВСКОГО

«Вы боитесь высоты? Прогулка по карнизу вызывает дрожь в коленях? Наша гипнотическая программа вам поможет!» - зазывали продавцы чудо-средства. За 200 рублей виртуальная программа против акрофобии обещала раз и навсегда избавить меня от недуга. Способ применения: смотреть пятиминутный ролик утром, сразу после пробуждения и вечером, на сон грядущий. И так – две недели. Для закрепления эффекта лучше продержаться месяц. Обязательные требования – быть трезвым, как стеклышко, стереонаушники, полная темнота, монитор держать на расстоянии 1-1,5 метра, ноги не скрещивать, смотреть четко в центр экрана и не думать ни о чем постороннем.

С утра пораньше я с предвкушением забилась в темный угол в ванной. Воткнула наушники, забыла обо всем, жду. «Начинается сеанс гипнотической психокоррекции» - чеканил потусторонний голос. На экране под расслабляющую музыку пульсировали, как в калейдоскопе, ромбы, треугольники всех цветов радуги. Уже на третьей минуте глаза молили о пощаде, какой-то необъяснимый страх превратиться в зомби сверлил мозг, рука тянулась к выключателю. С трудом дождавшись конца, с облегчением захлопнула ноутбук. Целый день преследовали радужные фигурки. Голова раскалывалась.

Второй раз решила смотреть вместе с подругой. Вместе бояться куда веселее.

- У-у-у, - застонала Ольга где-то на середине сеанса. – Я хоть и не боюсь высоты, но фобию уже точно заработала: боюсь гипноза, разноцветных фигур и голоса в темноте.

Для очистки совести решила перечитать инструкцию – вдруг что-то важное пропустила, оттого и эффекта не видно. «Не подействует на лиц с ослабленным интеллектом». Конечно! Надо быть круглой дурой, чтобы потратить 200 рублей на эту забаву. К слову, таких же «интеллектуалов» набралось целых 82 человека (если верить счетчику покупок на сайте). Мои поздравления!

- Надо посмотреть, что это за программа. Может быть по системе Кашпировского «Заряжаем воду» и так далее, - смеется Мария Андрианова, психолог, специалист по фобиям и паническим расстройствам. - Скептически отношусь к такого рода продуктам. Неизвестно, что это. Обычно, такие программы направлены на самовнушение: дается четкая инструкция и только обязательное ее выполнение может дать какой-то результат. Так называемый эффект Плацебо: когда проводили эксперимент, давали четкую, строгую инструкцию (в общем, в ней и была суть): «вам необходимо принимать (втирать, глотать, смотреть – не имеет значения) это средство натощак, обязательно в одно и тоже время, ни минутой позже, то через 10 дней (ни днем позже) ваша проблема уйдет!» Это похоже на самогипноз. Как известно, возможности человека безграничны, и он сам может вылечить себя от всех болезней. На это и направлены такого рода программы при удачном стечении обстоятельств. Но нужно очень верить, что это поможет! С таким же успехом, можно поверить в заряженную воду и вылечиться, это нормальная практика. Если у вас есть сомнение в эффективности этого продукта – он вам не поможет точно.

БУДНИ МОСКВИЧЕЙ: МЕТРОФОБИЯ И МКАДОФОБИЯ

- Фобия - серьезный страх, с которым человек не может справиться и который не вполне рационален. Человек боится что-то, что ему не угрожает, либо крайне редко угрожает, либо не представляет такой опасности, как ему кажется, - объясняет психолог Дмитрий Ковалевский. - Тем не менее, последствия могут быть очень разрушительными, человек тяжко это переживает, может вылиться в панические атаки. Страх – это нормальное явление. Благодаря страху мы выживаем как вид. Тот, кто в природе ничего и никого не боится, долго не живет. Но нормальный страх – это контролируемая тревога, осторожность. Правильно, если осторожность не даст человеку, например, побежать на красный свет или под колеса летящей на скорости машине. Это вполне естественно, так должно быть. Но когда это выходит из-под контроля - настоящая проблема.

Каждый несчастный обладатель фобии обязательно хоть раз задавался вопросом: «Откуда взялась эта напасть?» Ищут ответ в далеком детстве, некоторые даже в прошлой жизни. К примеру, когда-то меня убили ножом, поэтому теперь я боюсь всех острых и колющих предметов – от булавки до тесака. По-готически романтично, проверить сложно.

Все пытаются найти причину возникновения фобии, но здесь очень важно понимать: причины возникновения фобий и то, что держит с человеком фобию на протяжении жизни – две абсолютно разные вещи, - уверена Мария Андрианова. - Изначально фобия могла появиться откуда угодно. Это проблема мозга, его восприятия, не проблема каких-то ситуаций. Например, «я сильно испугался в лифте и теперь у меня клаустрофобия». Один человек сильно испугался в лифте, и у него теперь клаустрофобия, а другой также испугался, но у него нет клаустрофобии.

Заколдованный круг, по которому блуждает наш страх, состоит из трех частей: физиологический компонент (сердце колотится, давление скачет), второй компонент – мыслительный (страх повторения неприятной ситуации, «а вдруг мне опять станет плохо»). Побороли себя на этом этапе – фобия обойдет стороной. Но как только начнете избегать или даже на минуту подумаете, например, как хорошо пойти пешком, а не заходить в этот страшный лифт - все, приехали, фобия гарантирована, «стоять, бояться». Больше всего подвержены фобиям люди чувствительные, которые все воспринимают близко к сердцу, а также слишком ответственные. В группе риска дети тревожных родителей, чада слишком заботливых мам и пап, все, кто рос в тоталитарном режиме («туда не ходи, этого не делай»). Не на благо и постоянные стрессы.

Бояться можно чего угодно: ложки, вилки, горчицы, красного цвета. И кто-то в мире этого правда боится, - рассказывает Маря Андрианова. - Самые обычные фобии – страх самолета, клаустрофобия, социофобия (боязнь общества). У меня был один пациент, который боялся только метро. Заходил, и сразу возникал страх. Два года не ездил на метро. Самолеты, лифты его не беспокоили, только метро. Мы его называли пациентом с метрофобией. Еще одна пациентка боялась МКАДа. За рулем по улицам прекрасно ездил, но только выезжал на МКАД – все, паника. Как женщина пыталась объяснить, она чувствовала себя там словно выброшенной в океан, и нет точки опоры. Ничего, справились за два занятия. Первое посвятили осознанию состояния. Потому что человек не понимает, что это нормальный физический страх. Он понимает, что ему плохо, что у него трясутся руки, голова кружится, зайчики в глазах бегают. Дальше пациент отправляется с домашним заданием проверить, как строится его фобия, даем техники самоконтроля – прогрессивной релаксации (расслабление организма, освобождение от кислорода). Когда мы боимся, у нас очень много в организме кислорода. Чтобы страх снизился, нужно выдыхать. А как многие делают – «мне плохо, надо поглубже вдохнуть». Чем больше кислорода, тем больше напрягаются мышцы, еще больше энергии, еще страшнее. Была девушка, которая боялась ездить в туннеле, в Лефортовском особенно (что у многих). И мы ездили с ней вместе.

Превосходная площадка для разгула всяких страхов – наркотические средства.

Очень часто у людей начало панических атак начинается с приема наркотических средств – с грибов, наркотиков, травы, алкоголя, - говорит Мария. - Человек под наркотиком очень пугается, а потом сбивается механизм активации страха. И это очень большой процент людей. У меня был пациент, который приехал из Амстердама, объевшись грибов. Он стал бояться всего. Сейчас, когда он осознал, что с ним происходит, что с этим делать, он уже контролирует страх, а не страх его. И лучшая борьба – бояться еще сильнее. «Ну, давай, ноги подкашиваются…» Еще большее провоцирование приступа страха, оно расщепляет страх, который возник автоматически. Когда мы сознательно провоцируем симптом – он перестает быть симптомом.

Кстати, не все психологи считают, что проблема только в навязчивом страхе. Для некоторых специалистов фобия - открытая дверца шкафа, где висят скелеты.

Любое отклонение, любая проблема – это некий сигнал к тому, что вообще в целом что-то не в порядке в жизни у человека, прогнило что-то в Датском королевстве, - поясняет Дмитрий Ковалевский. - И нужно разбираться с каждым конкретным случаем.

КЛИН КЛИНОМ ВЫШИБАЕТ

«Дорогая, у тебя фобия? Ты просто не умеешь смотреть страху в глаза!» - брали на «слабо» знакомые, которые не боялись плясать на крыше и радостно визжали на американских горках. Лекарство под кодовым названием «клин клином вышибает» - первая строчка в рейтинге избавлений от фобий на всевозможных форумах. Получается не у всех. Мой мозг предательски упирался. От вида небоскреба в голливудском блокбастере тошнотворный комок подкатывал к горлу. Мысленно отрабатывала приличные позы для падения.

При страхе невозможно упасть в обморок. Никак и никогда, - успокаивает Мария Андрианова. - При страхе может быть секундное отключение – когда организм «перегрелся». Страх – это активация всех функций организма (повышение давления, тонуса, учащение сердцебиения). А обморок – это расслабление. Не может человек быть одновременно расслабленным и напряженным. Как бы ни казалось, что еще чуть-чуть и все. Вот этого «еще чуть-чуть» не будет. Есть такая фраза - «умирать от страха». От страха не умирают. От страха умирают максимум морально. Когда есть какая-то угроза, наше сознание отключается, и включаются инстинкты самосохранения. До инфаркта страх не доведет. За все практику работы я не встречала человека, который бы упал в обморок при диком страхе. Все боятся, но никто не упал. Никак не могу забыть случай с метро. Пришел ко мне молодой человек и говорит: «А вдруг мне там станет плохо, я упаду в обморок». Я говорю (после проведенной беседы про безопасность страха): «Не упадешь». Он: «Нет, все-таки не пойду в метро. А вдруг я упаду?». - «Понимаешь, ничего с тобой в метро не случится». Он сидел, сидел и говорит: «А если все-таки случится, кто за это ответит!». Сейчас этот человек ездит в метро, все с ним хорошо и говорит: «А ведь правда же ничего не случилось!». Удивительное рядом. Люди с паническими страхами боятся, что их страх может до такого докрутится, что у них не выдержат сосуды, будет инсульт, инфаркт. Бывает, что подкрепляют врачи: «Ой, у вас слабое сердце, лучше вам не волноваться». Волнение и страх – две разные вещи. Страх – инстинкт самосохранения, волнение – возбуждение, вызванное ожиданием, страхом, тревогой, радостью, это уже продукт мышления. Страх в чистом виде никакого вреда не несет. Максимум – от него можно устать. Уже давно доказано, что сердце человека с фобией здоровее сердца обычного человека. Каким бы странным не казался этот факт. Сердечная мышца не устает – природа о нас позаботилась.

Смотреть в бесстыжие глаза своему страху я решила на чертовом колесе, а для всех нормальных людей – на колесе обозрения на ВВЦ. «Кто рискует – тот не пьет валидол!» - спасительная склянка так и осталась не пригубленной, а я уселась в открытую кабинку. На высоте трехэтажного дома ладони взмокли, пульс отдавал в виски.

«Мне не страшно, я не боюсь», - успокаивала себя, напрочь позабыв советы психолога. Получалось плохо. Почти не дышу. - «Хорошо, кабинка рухнет… И что? Тогда тебе точно будет все равно!» - диалог с трусливой душонкой продолжался. Жестко, но подействовало. Дышать стало легче. На высоте 75 метров я любовалась шпилем Останкинской башни на горизонте и ракетой над музеем космонавтики. К концу путешествия улыбалась даже печенкой.

P.S. Получилось ли действительно справиться с боязнью – пока не знаю. Но тянет на подвиги. Держитесь, висячие мосты и пожарные лестницы! На всякий случай есть козырь в рукаве: недавно швейцарские ученые изобрели таблетку от акрофобии на основе гормона стресса кортизола. Съел и порядок: гуляй по крышам, прыгай с парашютом. Глядишь, появятся таблетки от боязни мышей, самолетов, пауков, МКАДа... Правда, сколько будет стоить лекарство, когда будет налажено серийное производство, а главное, есть ли побочные эффекты – пока неизвестно.

Необычные фобии (будьте уверены, этого тоже кто-то боится):

Адентофобия – боязнь зубов;

Анатидаефобия — боязнь того, что где-то в мире есть утка, следящая за вами;

Антофобия (антрофобия) — боязнь цветов;

Арахибутирофобия — боязнь налипания орехового масла на мягкое небо;

Аулофобия — боязнь флейты;

Аурофобия — боязнь золота;

Венустрафобия (калигинефобия) — боязнь красивых женщин;

Вестифобия — боязнь одеваться;

Гамофобия (гаметофобия) — боязнь женитьбы, брака;

Гленофобия — боязнь взгляда куклы;

Евпофобия — боязнь услышать хорошую новость;

Кумпунофобия — боязнь пуговиц;

Пентерафобия — боязнь тещи или свекрови;

Рипофобия (также мезофобия) — боязнь грязи;

Ситофобия — боязнь приёма пищи;

Сингенезофобия — боязнь родственников;

Трихофобия — боязнь попадания волос в пищу, на одежду, на поверхность тела;

Фобофобия — страх возникновения фобии;

Эргофобия — боязнь работы.