2015-02-04T07:26:10+03:00

Если у Вас нету «Дома»…

На Малой сцене МХТ им Чехова состоялась премьера спектакля по пьесе Евгения Гришковца
Изменить размер текста:

Кажется, квартирный вопрос действительно испортил москвичей. По крайней мере, артистов МХТ. На Основной сцене этот вопрос задают в спектакле «Мастер и Маргарита» а на Малой сцене им задаются. Режиссер Сергей Пускепалис поставил спектакль «Дом» по одноименной пьесе Евгения Гришковца.

Есть старая английская песенка про дом. В ней поется про существенную разницу между house и home. И то, и другое переводится как дом, но первое – просто сооружение, а второе – его наполнение (не в мебельном смысле) – уют и прочее с ковриком у входа и креслом, накрытом пледом. Впрочем, и без кресла можно обойтись.

Так вот главному герою, в отличие от других литературных персонажей не хватает именно дома как места для жизни. Желание иметь свой личный house рождает в его жизни настоящий хаос: идея прекратить бездомное существование требует немалых затрат и начинается хождение по друзьям (потенциальным кредиторам), более напоминающее хождение по мукам. Это канва сюжета. Несмотря на первоначальное «мне бы его проблемы» спектакль коснется каждого и, как это всегда бывает у Гришковца, будет над чем взгрустнуть и чему улыбнутся. Последнее гарантирует искрометный Игорь Золотовицкий, исполняющий главную роль.

Премьерные показы спектакля состоялись еще в конце прошлого сезона и были приурочены к юбилею Игоря Золотовицкого. «Дом» - это настоящий бенефис актера. По совпадению героя пьесы тоже зовут Игорь. В общем, все сошлось.

Врач, отец, муж, зять, друг Игорь, человек среднего возраста, т.е. такого, когда все первое и самое интересное уже пережито и перечувствовано, решает стать домовладельцем. На самом же деле эта «проверка на дом», эта смена статуса дает возможность иначе, со стороны и здраво взглянуть на все вокруг. А главное на того, кого чаще видно в зеркале, т.е. на себя. Кто-то скажет спектакль про банальный кризис среднего возраста, а кто-то про умение, а главное желание мечтать в пору, когда мечтам принято подводить итог.

Пространство спектакля – школьные доски, на которых мелом нарисованы дома, какими их видят дети: квадрат с треугольником из которого завитушкой идет дым. Это жилые дома, а не недвижимость. На веранде семья пьет чай с вареньем. И ее объединяет не треугольник над головой, а нечто, что нельзя написать ни красками, ни словами. И на сцене та же картина – семья, гости, чаепитие, разговоры под самовар и из эпохи оной. Варенье грушевое или вишневое и сад кругом весь в цвету, тоже вишневый. Все-таки театр именно имени А.П. Чехова. Да и сколько совпадений – тоже доктор и тоже мечтал о настоящем доме…

Но вот идиллия прекращается, и из дома мы переносимся в квартиру. Здесь если и есть самовар, то электрический и все, как писал Михаил Жванецкий, какие-то неискренние. Здесь начинаются диалоги, споры, рассуждения, жалобы, откровения и открытия. Квартиранты, жена (Кристина Бабушкина) и дочь (Паулина Андреева) рассуждают о том, какими они будут домочадцами, а доктор (House) рисует картины нового быта, которые грубо и нещадно зачеркивают друзья-приятели. Денег не дают, дают кое-что получше – советы. И, порой, толковые. Первый друг (Эдуард Чекмазов) домовладелец проклинает тот день, когда решил обзавестись этой головной болью и умело и артистично отговаривает нашего героя от роковой ошибки. Второй (Станислав Дужников) – друг принципиальный и денег также принципиально не дает. Только под процент. Третий – (Юрий Кравец) – опасается, что давать деньги другу-врачу небезопасно, четвертый (Сергей Беляев) – бывший однокурсник – не имеет возможности занять, да и если бы имел, не ссудил бы, ибо дом – не предмет первой необходимости, а пятый (Олег Тополянский) и вовсе оказывается не другом, а конкурентом-инвестором. Придется даже обратиться к женщине из темного прошлого (Ксения Лаврова-Глинка), и оставить ее там же…

Как не прискорбно, но жанр бытовых современных комедий практически исчез. Как исчез газетный фельетон. На смену пришли «актуальные» сюжеты и формы. Зрителей приучили к тому, что современная комедия – это что-то легкое, как мыльный пузырь, лопающийся от аплодисментов. Но после, частенько, хочется помыть руки. Современная драма – нечто чернушное, депрессивное, не на сон грядущий. Так и бросают публику из крайности в крайность. Евгений Гришковец – первый, кто сделал зрителя собеседником. Ирония, простота, присущая истинам, и интеллигентный юмор покорили зрителей и читателей. Потом появился «Квартет И», но его удачи постепенно превратились в глум и из театра он перерос в коммерческий проект. В общем, как по накатанной да в Comedy Club. А Гришковец остается верен себе и слово его его не подводит: не важно звучит оно из уст автора или актера. «Осада» Гришковца на Малой сцене МХТ давно полюбилась зрителю. «Дом», без сомнения ждет та же участь.

 
Читайте также