Общество8 октября 2011 2:00

Вячеслав Шмыров, друг Татьяны Лиозновой: «Она пасовала только перед Дорониной»

Вчера урну с прахом Татьяны Лиозновой захоронили на Донском кладбище в могилу ее матери. Сегодня - девять дней, как ее нет с нами...

Татьяна Лиознова в последние годы общалась с очень узким кругом людей. Среди тех, кому она по-настоящему доверяла, был Вячеслав Шмыров - бывший главный редактор Студии имени Горького, а ныне главный редактор журнала «Кинопроцесс». Накануне Шмыров пришел в студию телевидения «Комсомольская правда» и поделился с нами воспоминаниями о Татьяне Михайловне.

- Вячеслав Юрьевич, про непростой характер Лиозновой ходят легенды. На съемочной площадке от нее доставалось всем. Ей встречались люди, которые пересилили ее?

- Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. Это можно совершенно точно сказать. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила. Дело было так. В фильме «Три тополя на Плющихе» должна была быть сцена приезда Нюры в Москву - вагоны, паровозы, вокзал... Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься. Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет - отказалась от съемок этой сцены. Стоит сказать, что знакомство и опыт работы с Татьяной Васильевной очень повлияли на Лиознову. Например, она уже в 90-е годы вела переговоры с Галиной Павловной Вишневской. Ей очень понравилась книга «Галина». Но при личной встрече она поняла, что это будет второй случай с Дорониной. Потому что две мощные индивидуальности могли сокрушить друг друга.

Татьяна Лиознова запомнилась близким как человек с железным характером и добрым сердцем.

- Ирина Муравьева в редких интервью говорит о Лиозновой с обидой. Что произошло между ними?

- Я могу сказать только одно. Лиознова - человек, очень жесткий в работе. Актрис и актеров среди ее близких друзей никогда не было. У нее была истинно режиссерская стать, и она понимала, что она - художник, а актеры для нее - краски. Знаю, что Лиознова любила Муравьеву как актрису. Но, может быть, она была как слишком строгая мать. Во всяком случае она хотела с ней снять третью картину...

Муравьева - человек очень семейный, а Лиознова всю жизнь вращалась на противоположной орбите. И ценности друг друга они, понятно, не могли разделять.

- А кого Лиознова по-настоящему уважала?

- Только тех, кого считала ровней себе. Кобзона, например. Или Гундареву. Так случилось, что она спасла ей жизнь. Гундарева была председателем благотворительного кинофонда. И вот образовалась возможность Татьяну Михайловну положить в медцентр на обследование. Татьяна Михайловна человек очень основательный, иногда сомневающийся, но непреклонный, лаской от нее добиться было ничего нельзя. Люди, которые с лаской к ней подходили, могли за это в морду получить. А ей нужен был командный голос. И Гундарева все сделала правильно. «Так, Татьяна Михайловна, какие сомнения? - сказала ей она. - Чтобы завтра все было собрано! Вы едете в больницу». А через два дня Лиознова в медцентре упала в душе и потеряла сознание. Тут же ее госпитализировали в НИИ им. Бурденко, где было установлено, что у нее доброкачественная опухоль в голове. Жила тогда Лиознова одна, и если бы она тогда осталась дома, эта история могла бы очень плохо закончиться. Но закончилось все тем, что Лиозновой сделали операцию, после которой у нее будто камень с души сняли. В ней вдруг на какое-то время проснулась колоссальная жажда общения.

- Лиознова не снимала фильмы с 80-х годов. Что стало причиной ухода из профессии?

- Причин много. Во-первых, провалилась ее последняя картина «Конец света с последующим симпозиумом». Это было саднящей раной. Она и через 10 лет после выхода фильма не могла понять, из-за чего публика ее не приняла. «Может, мне ее перемонтировать и попробовать выпустить заново?» Во-вторых, в 90-х ей было сложно вписаться в совершенно новые условия, а в 2000-е уже не позволяло здоровье. Но идеи у нее были. Ей очень нравился, например, кабаре-дуэт «Академия». Она хотела снять фильм с Лолитой и Сашей - видела в них эксцентрику, здоровое и непошлое озорство. Но не сложилось - и сил не хватило, и «Академия» распалась...