Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды21 октября 2011 4:52

Вдова режиссера Ивана Дыховичного Ольга: «Никогда не прощу тех, кто травил моего мужа»

Актриса дала интервью «КП» накануне выхода в прокат фильма «Портрет в сумерках» [видео]
Источник:kp.ru

На закрытии московского кинофестиваля «Завтра» покажут фильм «Портрет в сумерках». И к фестивалю, и к фильму непосредственное отношение имеет вдова режиссера Ивана Дыховичного Ольга. Пять лет назад «Завтра» придумал именно Дыховичный, а сейчас его вдова — лицо этого кинофорума. При жизни Ивана Ольга оставалась в его тени, после его смерти в 2009 году судьба Дыховичной совершила удивительный кульбит - из не очень известной жены популярного режиссера она превратилась в одну из самых многообещающих российских актрис. Помог этому вскоре выходящий в прокат фильм «Портрет в сумерках», рассказывающий об обеспеченной жительнице провинциального города, судьбу которой изменило жестокое изнасилование милиционерами. Героиня Дыховичной привязывается к организатору изначилования и влюбляется в него.

ЗВЯГИНЦЕВ И КЛАССОВАЯ НЕНАВИСТЬ

- Ольга, у «Портрета в сумерках»сейчас какое-то триумфальное шествие по кинофестивалям мира — уже были Венеция, Торонто несколько фестов поменьше. Ожидали такого теплого приема?

- Нет, конечно, но все это безумно приятно. Каждый человек, который делает кино, все-таки ожидает, что у этого кино будет свой зритель. Вот на Западе как-то все очень бурно на картину отреагировали, а теперь, надеюсь, также отреагируют и здесь

- Тут есть одна очевидная проблема. Прочитав, что российский фильм показывают на западных фестивалях, обычный зритель тут же выносит вердикт — это либо страшная нудятина, либо забубенная чернуха.

- Это вообще не про нас. То, что мы с режиссером Ангелиной Никоновой сделали, я называю шок-мелодрамой. В конечном счете, это история страсти, отношений мужчины и женщины. Причем невероятно достоверная. Ангелина нашла фантастического нового актера на роль милиционера. Это даже не актер, а реальный сотрудник ГИБДД Сергей Борисов. Он оставил службу и участвовал в съемках, все пропуская через себя, как профессионал этих структур. А кино у нас получилось о том, что женщина, живущая в центре города, сталкивается с человеком, который живет на окраине.

- По фильму выходит, что ничего хорошего не получается.

- Мне не хочется говорить, что героиня была изнасилована именно этим человеком. В сценарии четко написано - он не принимал в этом участия. С его стороны это была провокация. Изнасилование — это наказание за то, что вот она такая вся из себя краля, на него смотреть без презрения не может. И потом - там же самое интересное, что через эту классовую ненависть чувство рождается не только у нее, но и у него. Это любопытная метаморфоза - животное в мужском обличье приобретает черты человека, чувствующего и любящего мужчины.

- Почему у вас в который уже раз в нашем кино отрицательный герой милиционер?

- Нам нужен был персонаж, который должен быть сильным мачо, который должен иметь вседозволенность в жизни и не испытывать за это никакого чувства вины, угрызения совести и, не дай Бог, сомнения, что он не имеет на это права. К сожалению, совокупность этих качеств возможна только в одном человеке – в милиционере. Если этими чертами наделить другого мужчину, нужно долго рассказывать, как это сложилось, как он живет. Бандита не хотелось делать, потому что это совершенно другой мир и другой жанр.

Актриса дала интервью «КП» накануне выхода в прокат фильма «Портрет в сумерках»

Актриса дала интервью «КП» накануне выхода в прокат фильма «Портрет в сумерках»

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

- В российском кино последних лет удивительная проблема с мужскими образами. Большая часть заметных фильмов — именно о женщинах. «Похороните меня за плинтусом», «Волчок», «Бубен, барабан», «Сказка про темноту»...

- Меня это как раз не удивляет. Посмотрите, что у нас в реальной жизни происходит. Какой положительный мужской образ можно взять из повседневности? Делать героя дизайнером, архитектором? Все это страшно далеко от народа. И в то же время в коллективном сознании нивелированы масса прекрасных профессий. Вот раньше можно было снимать кино про учителя, физика, военного. А теперь их воспринимают как неудачников. Поэтому режиссеры находят женские образы. У нас так сложилось, что от женщины требуется не профессия, а характер. И тут достаточно просто показать женщину, которая хоть безработная, хоть учительница, но способна проявить какую-то невиданную силу характера.

- Вы пару минут назад упомянули классовую ненависть, как один из мотивов «Портрета в сумерках». Этот же мотив хорошо отыгран в фильме «Елена», хотя режиссер Андрей Звягинцев пытается от него отмахнуться.

- Ну да, наше кино в том числе и о классовой борьбе, только непонятно кто в этой борьбе сильней. Несмотря на то, что Звягинцев отмахивается, я уверена, что и в «Елене» это есть. Недаром главная героиня едет в дом к своему сыну минут сорок разным видом транспорта. Это было сознательное решение режиссера. И мы вновь возвращаемся к понятиям «центра» и «окраины» – они для меня ключевые. У нас-то история не столько про бедных и богатых, сколько про девочек из хороших школ и мальчиков, которые лазают по заборам и воруют яблоки.

СЕРИАЛЫ И ЧЕРНУХА

- Разве то, как вы описали фильм не укладывается в классическое определение чернухи?

- Когда я такие вещи слышу, всегда удивляюсь. Почти каждый хороший фильм развивается в декорациях нашей жизни. Можно, конечно, декорации приукрасить, но тогда получится один из галимых телесериалов, которые мы смотрим в большом количестве.Там все лживое. Может быть, эта неправда делает кого-то счастливее. Если вы возьмите любую историю, поместите ее в реалии жизни, то обязаьтельно найдутся те, кто скажет - это чернуха. Но, послушайте, в центре Москвы ты идешь, ломаешь каблуки и утопаешь в грязи после первого же дождя. Может быть, это чернуха? Нет, это жизнь.

- Но зрители как раз говорят, что им всего этого хватает в реальной жизни. Отчего ж не сделать им красиво?

- Так делают же. Работают миллионы каналов телевизионных, которые делают красиво. Есть альтернатива. Хотите — смотрите вот эту лощеную, ненастоящую жизнь.

- Вы — соавтор сценария «Портера в сумерках». Но вы откуда знаете жизнь окраины?

- Я родилась в советское время, а советские дети никогда ничем избалованы не были. Может быть, были какие-то там дети чиновников, но моя жизнь к этому никакого отношения не имела. Первые годы прожила в центре Минска, но в 10 лет переехала на его окраину. Поэтому для меня эта разница очевидна, когда у тебя сначала чистый подъезд, а потом в нем, простите, нас..ли.

- На «Кинотавре» все рассчитывали, что приз за лучшую женскую роль отойдет либо вам, либо Оксане Фандере за работу в «Огнях притона». Но в итоге победила непрофессиональная артистка из «Охотника» Бакура Бакурадзе. Как восприняли решение жюри?

- Это был забавный "Кинотавр", на котором каждая награда досталась человеку, который не будет дальше работать в кино. И я хотела бы с членами жюри побеседовать – а зачем так? Зачем ставить шлагбаум и закрывать дорогу людям, которые получат от приза воодушевление и начнут реализовывать себя дальше в профессии? Странно, что не наградили Оксану, у нее фантастическая роль. Ее вообще оскорбили. Она ведь получила специальный диплом фестиваля с издевательской формулировкой «за сочетание красоты и таланта». А человек, который должен был ей этот диплом вручить, умудрился о нем забыть..

- Ну а за себя не обиделись?

- Нет. В этом смысле я воспитана Иваном (Дыховичным — Ред.). Я помню тех актеров, с которыми он работал – Андрей Краско, Юрий Цурило, Алена Бабенко, Катя Волкова. У Ивана была такая чуйка на новые имена. Я знаю, как эти люди над собой работают. И в этом смысле я, конечно, более ленивый человек. Но съемкам в «Портрете в сумерках» я отдалась вся без остатка.

При жизни Ивана Ольга оставалась в его тени

При жизни Ивана Ольга оставалась в его тени

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

РАБОТА И СМЕРТЬ МУЖА

- Для вас такая самозабвенная работа стала способом выжить после смерти Ивана?

- Знаете, такие решения никогда не принимают, так вот сел человек и подумал: надо отвлечься, переключиться. Но я готова согласиться, что на подсознательном уровне все так и было. После смерти мужа я действительно стала гораздо больше работать. Например, фестиваль «Завтра» – для меня было очень важным продолжить то, что он задумал, это такое продолжение моего диалога с ним.

- Знаю, что вы до сих пор не общаетесь с теми, кто громил в прессе фильмы Дыховичного..

.- Ой, только не говорите слово «кинокритика», я уже не могу это слышать. Потому что непонятно на чьей стороне вообще работают эти люди. Возможно, они реализуют только собственные амбиции, потому что в этом смысле Иван ярчайший пример того, как в момент выхода картины вот эта вся шайка-лейка откуда-то возникала и травила его как куча маленьких собачек. А потом спустя два-три года вдруг я читаю этих же самых людей, и выясняется, что Иван - классик российского кино. У меня даже есть конкретные фамилии людей, которых я никогда не прощу именно за ту несправедливую травму, которую они нанесли Ивану. Все картины его имеют люфт вот этого опоздания. Картина выходила и через два-три года она была принята. И я знаю, насколько это приятие было для него важным. Бывают такие режиссеры-аутисты, которые что-то делают, а потом даже заявляют открыто, что им неинтересно, как это воспримет зритель. Иван был другим...