Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество10 ноября 2011 22:00

Почти половина школьников хотят изучать светскую этику, а не религиозную культуру

Минобрнауки утвердило график введения нового предмета [обсуждение]
Источник:kp.ru

БОЖЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

В России завершился двухлетний эксперимент - Минобрнауки опробовало новый предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Новшество проверяли на 242 тысячах учеников 9980 школ в 21 регионе страны. И вот что выяснилось. Сложнее всего подготовить учителей. Кто-то почему-то решил, что занятия по религиозным культурам должны начинаться в конце чертвертого класса, а завершаться в первой четверти пятого. То есть идти и в младшей школе, и в средней. Преподавать предмет могут учителя начальной школы, но им, как показал эксперимент, нужна серьезная переподготовка. А историкам не хватает умения работать с маленькими учениками. То есть и им без курсов повышения квалификации не обойтись. Кроме того, учителей надо много - в идеальном случае шесть для каждого класса.

Поэтому сразу во всех школах «Основы...» вводить не будут. В этом учебном году в регионах, где эксперимент не проводился, предмет появится только в 10 процентах школ. На будущий год им будут заниматься половина учеников. И только к 2014 году эти занятия станут обязательными для всех.

Чтобы оценить результаты эксперимента, опросили 700 родителей, чьи дети изучали основы религиозных культур. Выяснилось, что абсолютное большинство из них (78 процентов) положительно отнеслись к занятиям.

ШЕСТЬ МОДУЛЕЙ

Родители учеников четвертых классов могут выбрать, по какому модулю их ребенок будет изучать основы религиозных культур. Варианты такие: основы православной, исламской, буддистской или иудейской культуры, мировых религиозных культур или светской этики. Первый урок курса пройдет для всего класса, а затем школьники делятся на группы в зависимости от того, какой модуль выбрали. Предполагается, что в каждой школе будет педагог, способный провести любой из этих циклов.

Правда, как показал опрос, зачастую администрация школы заставляет родителей выбирать модуль для своего ребенка в добровольно-принудительном порядке. Об этом исследователям сообщили 21 процент респондентов. Оно и понятно - специалистов, способных провести на уровне все шесть модулей, в школах почти нет.

- После установочного занятия, где речь пойдет о добре и зле, месте человека в мире и остальных вечных вопросах, ребята разделятся на группы по модулям, так у них пройдут еще 16 уроков до конца учебного года, - сообщил статс-секретарь, замминистра образования и науки Игорь Реморенко. - Еще десять уроков будут в сентябре - октябре. После этого весь класс снова соберется вместе. Ребята будут делать презентации и рассказывать своим одноклассникам, посещавшим другие модули, о том, что они узнали о своей религии или светской этике.

УЧИТЕЛЬ РЕЛИГИИ

- Преподавать основы религиозных культур будут светские учителя, - обещает министр Андрей Фурсенко. Сейчас в большинстве школ эту нагрузку берут на себя или учителя начальных классов, или историки. Оба этих варианта имеют свои недостатки.

- Авторитет учителей начальной школы очень высок, - уверена директор гимназии № 56 (Санкт-Петербург) Майя Пильдес. - Поэтому именно им будет проще всего разъяснить ребятам самые тонкие места, добиться верного понимания сложных моментов и исключить возможные конфликты.

Другие эксперты считают, что педагогам, привыкшим работать с малышами, может не хватить ни знаний, ни уровня общего развития. Поэтому преподавать основы религиозных культур все-таки должны учителя средней школы.

Чтобы помочь преподавателям освоить новый предмет, Минобрнауки подготовило 500 тьютеров - «учителей для учителей». В каждом регионе будут созданы стажировочные площадки, на которых педагогов будут за 2 - 3 месяца подтягивать по основам религиозных культур.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Предмет доделают на ходу

Скептики уверяют: если кто-то хочет изучить свою религию, для этого есть специальные религиозные школы, где с удовольствием этим занимаются. Зачем то же самое делать за государственный счет в общеобразовательных учреждениях? Если у нас религия отделена от школы и государства, зачем давать ей такую лазейку?

В Минобрнауки к замечаниям критиков прислушались, но предмет в школьной программе решили оставить.

- Основы религиозных культур знать надо, - объяснил министр Фурсенко. - Если ребята узнают о людях другой культуры, они перестанут бояться тех, кто ест, одевается или молится иначе. Они не будут считать тех, кто исповедует другую религию, чужими. Ведь именно из-за таких опасений и страхов произошла, например, Манежка. Если для этого надо развить курс религиозных культур, модернизировать его или еще как-то улучшить - обязательно это сделаем. Сейчас система образования может и должна помочь России избавиться от национализма, радикалов и социальной напряженности.

КСТАТИ

Где взять объективного учителя?

Курс «Основ...» разбит на две части длинными летними каникулами. Первая половина проходит еще в начальной школе, а вторая - уже в средней. Все это превращает изучение основ религиозных культур в профанацию, уверены члены Общественного совета Минобрнауки. Поэтому предмет надо преподавать в течение одного учебного года.

- Мы не знаем, какие учителя будут преподавать религию в школе, - высказывает свои сомнения руководитель общественной организации «Московские родители» Галина Шнайдер. - Нет никакой гарантии, что они не станут внедрять в детские души свои собственные представления о Боге.

КОМПЕТЕНТНО

Каждый узнает только о своей вере

- Когда вводили преподавание религиозных культур, основной задачей было наладить отношения между ребятами разных народов, религий и культур, но в нынешнем виде предмет приведет к еще большим проблемам, - считает руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер. - Большинство родителей выбрали нейтральные модули: основы мировых религиозных культур или светской этики. Но ребята, которые будут изучать конкретный религиозный модуль, узнают много о своей собственной культуре (что не так уж и плохо) и совершенно ничего не узнают обо всем остальном.

Члены Общественного совета при Минобрнауки обратили внимание: в Ярославской области основы исламской культуры будет изучать всего один (!) школьник. А в Чечне православную культуру выбрали только 24 человека. Буддизм и иудаизм по всей стране изучат меньше одного процента учеников. Поэтому, когда на заключительных уроках ребята будут рассказывать своим одноклассникам об изученной религиозной культуре, большинство ярославцев не смогут ничего узнать об исламе, чеченских детей - о православии, а буддизм и иудаизм останутся тайной для всех российских школьников. Похожая картина складывается почти во всех регионах. То есть основная задача курса так и не будет выполнена.

Чтобы этого не допустить, эксперты предлагают в каждом модуле пять-шесть уроков посвятить краткому ознакомлению с другими религиозными культурами и светской этикой.

- Учебные пособия по всем религиозным модулям носят ярко выраженный миссионерский характер, они рассказывают не о культуре, а о самой религии, - критикует новую учебную дисциплину академик Андрей Смирнов. - В исламском модуле рассказывают только об одной из ветвей суннитов, там не упомянуты ни другие суннитские толкования, ни шииты. Нет ни слова о мусульманской науке, культуре, зато есть много информации про обряды.

СКАЗАНО

«Забавная диалектика… Для либеральной прессы наш курс - это клерикализация школы, а для некоторых церковных людей он же оказывается профанацией православия. Как еще назвать разговор нецерковных педагогов с нецерковными детьми о православных святынях?»

(Андрей КУРАЕВ - профессор Московской духовной академии, протодиакон.)

А вам какого предмета в школе не хватало, а какой был лишним? Давайте обсудим!