Звезды10 февраля 2012 19:34

Театр под вопросом

Ответы пытались найти в Союзе театральных деятелей

На Винзаводе состоялась дискуссия под названием «Московский театр: Что нам со всем этим делать?», породившая бурные обсуждения в театральном интернет-сообществе. Союз театральных деятелей не остался в стороне и решил продолжить разговор в рамках открытой встречи «Театральная жизнь Москвы: что не так?». Среди приглашенных к разговору были Александр Архангельский, Борис Любимов, Геннадий Дадамян, Анатолий Смелянский, Евгений Каменькович, Сергей Женовач, Александр Галибин, Марат Гацалов и др..

Синий зал СТД не смог вместить всех желающих высказаться по наболевшим проблемам московских театров. Лихорадка театральных скандалов прошлого года заставила все общество (зрителей) обратить внимание на то, что неладно что-то в театральном королевстве, это, впрочем, не удивительно, ведь «театр – зеркало нашей жизни». Театральные проблемы оказались не узкоспециальными, потому на встречу были приглашены не только деятели театра, но историки, социологи и журналисты. Сергей Кара-Мурза напомнил присутствующим о тенденции к игроизации общества. Все мы, следуя заветам Великого барда «не одну играем роль», а потому проблемы театрального сообщества – это симптом проблем в социуме. Да и сама разобщенность общества, в котором есть интеллигенты, но не нет интеллигенции, есть рабочие, но нет рабочего класса, ставит под вопрос существование театрального сообщества как такового, - заметил ученый. Отсутствие единых и ясно сформулированных целей, задач и потребностей театрального искусства – вот один из неутешительных выводов дискуссии. Режиссер Клим сказал, что традиционным определением театра является «террариум единомышленников». Можно сменить террариум на рай, но главным все равно остается единомыслие, - заметил режиссер.

Разумеется, множество проблем искусства, лежащего в области нематериальной, связано как раз с материальными ресурсами, а по сему шквал вопросов был адресован Сергею Капкову – главе департамента культуры Москвы - недостаточное финансирование, отсутствие свободных площадок, перевод артистов на контрактную систему и отсутствие на законодательном уровне социальных гарантий для людей театра (особенно пожилых). Сергей Капков принял во внимание все выступления и предложения участников дискуссии, предупредив, однако, что не стоит надеяться на то, что финансирование культуры в нашей стране будет увеличено. Театры, которые, за редким исключением, являются убыточными, должны научиться эффективно расходовать поступающие от государства средства. Статистика, приведенная главой департамента культуры, вызвала почти мхатовскую паузу: в Москве существует 317 (!) театров, из них 15 – федеральных и 88 – относящихся к Москве. В департаменте подсчитали, что например, на купленный билет в большой репертуарный театр государство доплачивает театру 8000 рублей...

Говорили и о необходимости закона о театре, создании информационно-поисковой системы, которая обеспечила бы режиссерам удобный поиск артистов (вместо устаревшей и неэффективной театральной биржи), о проблеме отношений между директором и режиссером и о вечном споре «отцов и детей» на театральных подмостках. Парадоксально, но Сергей Капков единственный, кто в своем выступлении вспомнил о зрителях. Нужно думать не только о том, что уходит театральное поколение, но и о том, почему зритель уходит из театра, - заметил он.

Александр Калягин (председатель СТД), напомнив собравшимся цитату из пьесы «Смерть Тарелкина»: «Едва заслышит он, бывало, шум совершающегося преобразования или треск от ломки совершенствования, как он уже тут и кричит: вперед!», предупредил об осмотрительности в желании резких и коренных реформ. Главное, чтобы консерватизм в решении проблем не привел к их консервации. Впрочем, открытость и дух перемен в здании СТД на Страстном заставляет верить, что «работа адовая будет сделана и делается уже".