Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-4°
Boom metrics
Звезды12 февраля 2012 19:46

Водевиль в «Табакерке»

Что расслышал «Лев Гурыч Синичкин» в шуме дня?
Источник:kp.ru

Водевиль – в переводе с французского означает «голоса города». Спектакль «Л.Г. Синичкин» в постановке Юрия Еремина о том, что расслышал театр в шуме сегодняшнего дня. Или не расслышал…

Сюжет водевиля знаком зрителю по двум экранизациям: «На подмостках сцены» и «Лев Гурыч Синичкин». В обоих фильмах играли прекрасные актеры от Василия Меркурьева и Михаила Яншина до Михаила Козакова и Олега Табакова. Видимо, добрые воспоминания об успешной роли худрука «Табакерки» и допустили «Л.Г. Синичкина» до публики.

Историю, сочиненную Дмитрием Ленским из века девятнадцатого перенесли в век двадцатый, в двадцатые годы. Театр ориентировался на сценарий Михаила Вольпина и Николая Эрдмана, мастеров комического жанра, которым советская власть показала все прелести драмы. История о благородном отце и артисте, мечтающем о театральном дебюте своей дочери, на сцене «Табакерки» даже в своем осовремененном виде смотрится также картинно, как если бы режиссер взялся за первоисточник. Смешных шуток не перечесть – отсутствуют, но общая атмосфера и нелепость эпизодов заставляют публику не раз поддержать артистов избранного оригинального жанра аплодисментами. Смотрится спектакль как телевизионный ситком, сдобренный музыкальными дивертисментами. Собственно живость происходящему придает именно живая музыка – музыкальный квинтет весь вечер играет А. Цфасмана, А. Варламова, А. Вертинского. Дивные мелодии нарушает лишь убогий по своей примитивности текст песен. Артисты старательно и, надо отдать им должное, нефальшиво выводят его, но силой голоса беспомощность куплетов Юрия Энтина перекрыть не удается.

Что расслышал «Лев Гурыч Синичкин» в шуме дня?

Что расслышал «Лев Гурыч Синичкин» в шуме дня?

Сцена театра с лампочками по краям превращена в эстраду. Это оформление и задало тон игры на публику. Впрочем, и жанр водевиля с песнями и плясками к тому располагает. Особенно хороши актеры, «не одну играющие роль» - Александр Фисенко и Наталья Костенева. Последняя, избегая переигрывания, неодинакова и хороша в ролях цветочницы а-ля Элиза Дуллитл, дворового хулигана Тишки и с военной выправкой секретаря Матильды. В спектакле, где все персонажи острохарактерные, некоторым артистам приходится добиваться соответствия ужимками и гримасами (Евгений Миллер, Дарья Калмыкова). В первом акте публике демонстрируют образец игры «до К.С. Станиславского»: манерные напомаженные артисты декламируют текст, поочередно вознося руки к небу и попеременно падая в обморок. Наглядно и забавно, но спустя некоторое время уловить, что же изменилось в игре актеров в предлагаемых обстоятельствах начала двадцатого века, на сцене театра века двадцать первого не удается. Трудно придраться к игре мастеров «Табакерки» Михаила Хомякова и Сергея Беляева, но «Л.Г. Синичкин» разыгрывается так, будто на гастроли в Москву приехал провинциальный ярмарочный театр. В этом есть свое очарование, но уж больно отдает оно мочеными яблоками, которыми лакомятся артисты.

В недавней премьере театра имени В.Маяковского «Таланты и поклонники» артистка Негина из-за своенравных «ценителей» театра не может добиться выгодного бенефиса. В «Л.Г. Синичкине» артистка Лизочка (Нина Гусева) борется с закулисьем за дебют. Если в первом спектакле публика рискует заскучать, следя за душевными метаниями героини, то во втором – она живо вовлечена в интригу. Как не крути, но горе театру для ума, когда есть зрелища без оного. Прав был Репетилов «вшестером, глядь, водевильчик слепят, / Другие шестеро на музыку кладут, / Другие хлопают, когда его дают».

Не стоило переживать по поводу очередной театральной пустышки, но неловко и обидно за театр, который всегда выпускал штучный товар, а теперь, пользуясь доверием публики к бренду, позволяет себе лепить поделки. В Союзе театральных деятелей на днях возмущались, как можно именовать спектакль, интеллектуальный продукт, - услугой. Еще как можно! «Л.Г. Синичкин» вроде и не мюзикл, и не оперетта, не комедия, и не фарс – микс, без привязки к жанру, даже без привязки к славной не потехой, а умом и талантами сцене «Табакерки». Но зал весел, значит, услуга оказана. «Л.Г. Синичкин» ярко продемонстрировал, что драмтеатры полны талантов, которые в полсилы смогут разыграть музыкальную историю не хуже, чем артисты дорогостоящих мюзиклов. Ну, может и хуже, но публика аплодирует, а клиент всегда прав. Вот только какие аплодисменты, приветственные или прощальные, расслышать не удалось.