2018-04-02T14:07:04+03:00

Игорь Заболотный, генеральный директор ОАО «Центральный телеграф»: «Центральному телеграфу» 160 лет - и это только начало»

Старейшая компания электросвязи отмечает юбилей и планирует достижения будущего
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Первый пост телеграфа в Москве появился в 1852 году на Николаевском (Ленинградском) вокзале. Тогда единственное междугородное направление было из Санкт-Петербурга, и по нему приходила корреспонденция царской семьи. Других способов оперативной связи между городами еще не существовало. Что делают телеграфисты сейчас, в век мобильных телефонов, Интернета, Wi-Fi, 3G, спутников и других чудес техники? Чтобы наши читатели могли получить ответы на эти и другие вопросы, мы пригласили в редакцию на «Горячую линию» генерального директора ОАО «Центральный телеграф» Игоря Заболотного. Тем более для встречи появился достойный повод: в этом году «Центральный телеграф» празднует юбилей - предприятию исполняется 160 лет.

Игорь Заболотный: «90 процентов времени я трачу на  людей, а не на документы и технику».

Игорь Заболотный: «90 процентов времени я трачу на людей, а не на документы и технику».

ТОЧКА-ТИРЕ

- Игорь Викторович, это вас Иван из Нижнего Тагила беспокоит. Телеграмму в Москву еще можно отправить? Или для столицы это уже позапрошлый век?

- Телеграф был, есть и будет самым надежным, бесперебойным средством связи. Может перестать работать мобильная связь, отключатся городские телефоны, прервется обычная и голубиная почта, упадет Интернет - что угодно. А телеграмма обязательно дойдет до адресата. В самые пиковые годы у нас был многомиллионный оборот сообщений в день. Сейчас счет идет на тысячи. Цифра, конечно, сократилась - людям зачастую удобнее пользоваться другими средствами связи. Но зато резко повысилась ответственность. Телеграф остался единственным документальным средством связи. Отправленный по нашим проводам документ имеет полную юридическую силу - оператор, который отправил сообщение, своей подписью зафиксировал его подлинность. Почти как нотариус. Поэтому и органы власти, и компании, и простые граждане продолжают пользоваться телеграфом, чтобы отправить самые важные сообщения.

- Павел, школьник из Подмосковья. А как сейчас передают телеграммы? По спутнику?

- Нет, сообщение идет по земле. Я не могу сказать, что по проводу - это будет неточно, используются разные виды кабелей. Скажем так: современный телеграф - не беспроводной вид связи.

- Как быстро вы доставляете телеграммы? Сколько они теперь стоят?

- Распечатанную телеграмму адресату доставляют почтальоны. Они работают в другой компании - «Почта России», у нас есть общие «телеграфные правила». Обычно это происходит в тот же день. Но телеграфист может и прочитать послание по телефону. Тогда от момента отправки до прочтения проходит меньше двух часов.

Телеграммы стоят недорого - 2 рубля 80 копеек за слово плюс телеграфный сбор. В среднем получается порядка 90 - 110 рублей за одно послание. Так что у нас по-прежнему один из самых доступных видов связи.

- Пепелицын, Бутово. Я однажды отправлял телеграмму, так мой текст просто прочитали кому-то по телефону. Вы теперь так работаете? Без всяких точек-тире?

- Сообщения передаются по проводам специальным кодом. Но часто бывает так, что в пункте приема телеграмм просто нет абонентского оборудования. А отправить телеграмму можно из множества мест, например из почтовых отделений. Тогда действительно оператор продиктует сообщение телеграфисту по телефону, а тот переведет его в систему телеграфа.

- Аванес меня зовут. Я могу отправить телеграмму домой, в Армению?

- По городам бывшего СССР телеграммы доходят без перебоев. Некоторые страны Запада пытаются отойти от проверенных технологий. Для документальной связи у них вводятся электронные подписи, другие ухищрения. Там возможны варианты. Но в Армению телеграммы мы отправляем, никаких сбоев не бывает.

Укротительницы электросвязи.

Укротительницы электросвязи.

ОПЫТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

- Василий, Москва. На какие деньги сейчас живет «Центральный телеграф»? Вряд ли одни телеграммы хорошо кормят?

- Старый добрый телеграф нам приносит примерно 500 миллионов рублей дохода в год. При этом мы обновили всю технику, постоянно повышаем уровень качества обслуживания. Но это только восьмая часть всей нашей выручки. «Центральный телеграф» - оператор традиционной телефонной связи, мобильной телефонии, у нас 5 тысяч километров (примерно 5 - 6 процентов от всех проложенных в городе) оптоволоконных сетей для доступа в Интернет, под брендом QWERTY мы поставляем в дома москвичей и жителей подмосковных городов Интернет и IP-телевидение. Каждый двадцатый домашний компьютер подключен к Интернету через «Центральный телеграф». У нашей компании есть уникальный опыт электросвязи, и теперь мы можем разрабатывать и предлагать самые разные технологические решения для удовлетворения потребностей современного человека. Вот они-то нас в основном и кормят.

- Это Мария Павловна. Все москвичи знают здание Телеграфа. Вы там сидите?

- Наше основное здание - по соседству, в Газетном переулке. Прогресс идет вперед, вся техника стала меньше в десятки и сотни раз, нам уже не надо столько места для оборудования. Поэтому все наши 720 сотрудников и часть «железа» разместились там. Есть еще несколько удаленных технических центров.

Но здание на Тверской, 7, по-прежнему наше. Оно - памятник истории, мы его очень бережем, ухаживаем, вот недавно отремонтировали знаменитый глобус.

- Иван, студент МГЛУ. А когда в Москве появился телеграф вообще? До «Центрального телеграфа» были другие?

- Про историю «Центрального телеграфа» мало кто знает даже из коренных москвичей. Сначала в 1852 году мы находились на Николаевском (Ленинградском) вокзале. Тогда была открыта первая линия связи - между Санкт-Петербургом и Москвой. До этого работала еще одна, коротенькая, между Царским Селом и Петербургом. После открытия железной дороги из столицы в первопрестольную вдоль путей проложили телеграфный провод. Сначала он шел по земле, рядом со шпалами. Через два года его подняли на столбы.

Потом мы были на Мясницкой, где сейчас Главпочтамт. Некоторое время квартировались в Кремле.

Здание на Тверской, 7, было построено в 1929 году. Тогда оно называлось «Дворец связи». И, кроме самого оборудования, там были еще 60 квартир для руководства предприятия, детский сад, столовая... Во время войны у нас была студия Гостелерадио, из которой на весь Союз диктор Юрий Левитан зачитывал сводки Совинформбюро. Ведь в то время телеграф был единственным способом быстро доставить новость издалека. Не случайно первое новостное агентство СССР называлось «Телеграфное агентство Советского Союза».

Перед Олимпиадой-80 на Телеграфе были большие перемены - мы перешли на уже забытые ныне, а тогда казавшиеся чудом техники аппараты под названием телекс. По сравнению с телеграфом - прогресс огромный. Тогда все спортивные новости из Москвы разлетались по миру на лентах телекса.

Тогда же при реконструкции центра Москвы снесли церковь Николая-угодника в Газетном переулке. Раньше там находился переговорный пункт «Центрального телеграфа». Москвичи смеялись - мол, там прямая связь с Господом.

Сейчас в том историческом здании «Дворца связи» - переговорный пункт и еще несколько наших помещений. Большую часть площади заняли рестораны и офисы арендаторов. Свое оборудование мы оттуда перенесли.

Тверская, 7, - «Центральный телеграф» по-прежнему остается местом, где назначают встречи.

Тверская, 7, - «Центральный телеграф» по-прежнему остается местом, где назначают встречи.

НЕ ТОЛЬКО МОРЗЯНКОЙ

- Иван, Москва. Ходят легенды, что Интернет в Россию пришел по телеграфу...

- Давайте по порядку. «Центральный телеграф» всегда был мощным узлом связи, мы постоянно следили за новейшими технологиями информационного обмена и старались их использовать. В СССР Интернет появился благодаря двум компаниям. «Демос-Интернет» провел свой канал из Финляндии, а московский «Центральный телеграф» вместе с зарубежными партнерами создал совместное предприятие. Так появился наш канал передачи данных. Мы дали доступ всем желающим и поняли, что потребность в подключении к Сети будет расти. Сразу - а это была еще середина 1990-х годов - начали предоставлять широкополосный доступ. Тогда, если помните, у многих еще был dial-up, но мы поняли, что этот бизнес надо строить на мощных профессиональных каналах. Попутно добавились городские телефоны, мобильная связь, IP-телевидение. Но это уже отдельная история.

- Добрый день! Звоню из Мытищ, хочу просто сказать большое спасибо за наш домашний телефон. Вы нас так выручили!

- «Центральный телеграф» начал заниматься телефонной связью, когда в Москве и окрестностях возник жуткий дефицит номеров. Тогда была застроена зона, изначально запланированная под защитные лесопосадки. Это города Мытищи, Долгопрудный, Химки, Балашиха... И там всем нужны были московские телефоны, а их не было. Просто потому что в планах развития сети не предусматривалось, что там будет жить столько людей. А у нас была возможность обеспечить их связью, и мы взялись за это дело. У нас собралась очень крепкая команда целеустремленных людей с большим уникальным опытом. Поэтому мы можем осилить любой проект. Вот тогда занялись телефонами и преуспели. Некоторое время «Центральный телеграф» неплохо на этом зарабатывал. Этих доходов нам хватило, чтобы в трудные годы поддержать все телеграфное хозяйство.

- Здравствуйте! А когда вы подключите к Интернету наш дом? Это Королев, Мичурина, 27.

- Наша сеть в Королеве точно есть, и, если не ошибаюсь, кабель где-то не очень далеко проходит от вашего дома. Я скажу специалистам, обязательно посмотрят.

Тут ведь какое дело: мы в свое время решили - надо предоставлять людям доступный Интернет. И стали подключать на скорости до 100 мегабит в секунду по доступным ценам. Сейчас, например, мы предлагаем безлимитный тариф за 150 рублей в месяц. Есть социальные тарифы, есть другие заманчивые предложения. Но, чтобы провести кабель в здание, надо решить множество вопросов. За все приходится платить: чтобы рабочие попали на чердак, чтобы смогли провести оптоволокно по подъезду. Поэтому нет смысла идти туда, где есть как минимум три провайдера. Или бывает так, что собственник здания, ЖЭО, сам подрабатывает интернет-провайдером. Тогда мы просто не получаем доступа к инфраструктуре.

- Виктория, москвичка. Какие еще новшества готовит «Центральный телеграф»?

- В самой телеграфной связи ничего революционного уже не случится - она дошла до финальной стадии своей эволюции, мы будем ее только поддерживать. Все наши новинки - в новых способах связи. Например, мы разработали специальную систему электронной подписи. Ее внедрение позволяет документально передавать информацию через Интернет. Такое новшество может убить телеграммы, но мы на это пошли осознанно. Кто, если не мы, в конце концов? Но этот проект пока не получил одобрения государства - чтобы электронная подпись заработала, надо совершенствовать законы. У «Центрального телеграфа» есть собственный удостоверяющий центр, мы делаем специальные ключи для заказчиков. Например, такие есть у Сбербанка. Когда им надо разослать телеграммы, они их собирают в один файл, закрывают его своим ключом и отправляют нам по обычной электронной почте. Перехватить или как-то изменить тексты не сможет никто. Потом наши телеграфисты другим ключом открывают этот файл и отправляют послания адресатам. Очень удобно. И информация в безопасности, и бумажки туда-сюда носить не надо.

Для простых граждан мы готовим сюрприз. «Центральный телеграф» скоро выпустит на рынок медиацентр QWERTY. Мы уже показывали это устройство на выставках, интерес был огромный. Сейчас еще немного потестируем и запустим продажи.

Что это такое? Внешне - обычный телевизор. Но он объединит в себе еще Интернет, цифровой телефон и множество других сервисов. Например, пьете вы на кухне чай и смотрите любимую телепрограмму. Других медиацентр не показывает: его можно запрограммировать, что именно из эфира показать хозяину. Что-то будет идти впрямую, а если две нужные передачи транслируют одновременно, одну из них наше устройство запишет и покажет позже. Так вот, пьете вы чай и смотрите телевизор. Вдруг телефонный звонок. Спокойно, никуда бежать не надо: снять трубку и поговорить можно прямо здесь же - техника позволяет. Здесь же открывается Интернет. Просто, универсально, удобно. Опять же, наше телевидение не простое, а высокой четкости. Наши широкополосные сети позволяют подключать пользователей к таким сервисам.

- Кто такие современные телеграфистки, что они должны знать, уметь, с какой частотой передавать сигналы?

- Морзянкой давно никто не стучит, есть автоматические аппараты, они сами зашифруют, отправят, примут и распечатают буквами. У нас в Москве есть собственный центр обслуживания пользователей, там и работают те самые «телеграфистки». Еще телеграфные станции стоят в Кремле, «Белом доме», Центральном банке… Но из сотен наших работников там трудится очень небольшая часть. На телеграфистов сейчас не учат, так что берем людей с любым более-менее подходящим образованием.

Телеграф - штука привязчивая. Большинство остается работать до самой пенсии. Сейчас у нас средний возраст сотрудников - около 40 лет. Искусственно омолаживать персонал мы не будем - нам нужны опытные кадры. Все-таки 160 лет стабильной работы такого важного предприятия мог обеспечить только очень сильный коллектив. И его надо беречь. Мы всегда поддерживаем ветеранов Телеграфа.

Есть вторая категория наших «телеграфистов». Многие ребята после вуза пришли к нам работать, за пару-тройку лет одолели школу молодого бойца и ушли в другие компании. Сейчас среди звезд телекоммуникационного бизнеса очень много наших «выпускников». Перечислять не буду, но мы гордимся каждым, кто начинал свой путь на «Центральном телеграфе».

- А вы как попали на «Центральный телеграф»?

- Почти три года назад пригласили на работу. Вообще я никогда не думал, что стану связистом, поступил в МГТУ имени Баумана и собирался заниматься совершенно другими вещами. Но после первого курса меня призвали в армию, срочную службу проходил в войсках связи, обслуживал засекречивающие устройства. И мне так понравилось, что я потом перевелся в Университет связи, окончил его и пошел работать в отрасль. А теперь вот готовлюсь встречать юбилей нашего «Центрального телеграфа».

- Скажите, а на Телеграфе строгий начальник?

- Всегда готов к общению. Когда я пришел в компанию, секретарь спросила меня, какие дни у нас будут приемными. Я очень удивился и сказал: «Все». Так и живем. Любой сотрудник в любое время может прийти ко мне, поговорить, что-то предложить. Всех выслушиваю. Думаю, это правильно, когда руководитель тратит 90 процентов времени на людей, а не на документы и технику.

- Игорь, Звенигород. Я учусь в школе, хочу стать большим человеком в жизни. Какие книги помогли вам добиться успеха?

- Не знаю, насколько это педагогично, но я бы посоветовал книги Сергея Довлатова.

О большой красивой учебной жизни, как мне показалось. Вообще я к чтению пристрастился, как ни странно, в армии: служил на Западной Украине, и у нас в части вдруг оказалась отличная библиотека. В ней были книги и журналы, которые вычистили из других библиотек из-за «крамолы», а там - ничего не тронули. Когда заканчивалась смена, я заходил, брал, читал. Вот оттуда и вынес очень много разумного, вечного, что теперь помогает в работе и в жизни.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также