Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество19 марта 2012 7:39

Свято место «Pussy» не бывает

Хулиганкам из «Pussy Riot» так и не удалось выдать свои дебоши в храмах за искусство или политику
Источник:kp.ru

Уже несколько недель прошло после акции, организованной феминистками из панк-группы Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, но некоторые обстоятельства и мотивы скандала выясняются до сих пор. Большинство наблюдателей уверены, что акции Pussy Riot не более, чем попытка добиться скандальной популярности. Они отмечают, что подобное попрание чувств верующих не остаются безнаказанными ни в одной стране мира.

21 февраля активистки Pussy Riot, скрывшие свои лица за шапками-балаклавами, устроили «перфоманс» у входа в алтарь Храма Христа Спасителя. Они сумели скрыться от церковной охраны, а через некоторое время выложили в Интернет, основанный на любительской видеосъемке «перфоманса». Между тем, как выяснили в Русской православной церкви, за два дня до инцидента в Храме Христа Спасителя, активистки Pussy Riot провели «генеральную репетицию» в Елоховском соборе, выбежав к алтарю с гитарами. Служителям удалось пресечь акцию в самом начале.

«Выступления» феминисток в святых для православных граждан России местах в независимости от их мотивов вызвало в обществе острое неприятие. «Эта акция плохая, художник не должен выступать в сакральном пространстве», - уверен культуролог Марат Гельман. «Неважно, куда они приперлись со своим бунтом и протестом. Я был бы так же возмущен, если бы они устроили такой фарс в синагоге, мечети или в любом другом храме. Даже если бы они пришли в молельный дом сектантов, которые как у человека православного вызывают у меня мало симпатий, я бы тоже был возмущен таким поведением», - говорит член Общественной палаты Владимир Мамонтов. «Акцию Pussy Riot в храме не поддерживает никто. Ну, по крайней мере, никто из участвующих в известных мне обсуждениях», - обобщает публицист Максим Кононенко.

«Если бы что-то подобное произошло в мусульманской стране, в мечети, то реакция была бы очень жесткая», - подчеркивает директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. «Ни православный храм, ни синагога, ни мечеть не место для таких акций - это однозначно недопустимо», - присоединяется к этому мнению главный раввин России Адольф Шаевич.

Известный израильский публицист Израэль Шамир приводит такой пример, когда скандально известный общественник нарушил неписанное правило: «В самом рукопожатном на свете еврейском государстве дают за подобные штуки серьезные срока – так, Авигдор Эскин оттянул два года за игры со свиной головой, а ведь тоже мог бы назвать свое святотатство "перформансом». Упомянутый израильтянин в 2001 году был осужден на 2,5 года по обвинению в соучастии и подстрекательстве к ряду экстремистских акций, включая возложение свиной головы на могилу палестинского террориста Азаддина эль-Касама.

В марте этого года власти Турции депортировали из страны четырех активисток украинского движения FEMEN, вышедших в полуобнаженном виде к собору Святой Софии в Стамбуле. Также можно вспомнить и скандал в Италии, похожий на тот, что учинили Pussy Riot. Некий мусульманин сомалийского происхождения плясал на церковном алтаре знаменитого собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Он был немедленно задержан полицией, потом оштрафован. Однако католическая общественность страны еще долго не могла прийти в себя от кощунственной выходки и считала наказание слишком мягким.

Кстати, в одной из последних публикаций «КП» о Pussy Riot специальный корреспондент отдела политики нашей газеты Дмитрий Стешин вспомнил о том, что Алексей Плуцер-Сарно, называющий себя «концептуальным художником», не так давно получил 8 месяцев общественно полезных работ от бельгийского правосудия. Поводом для приговора стала «акция» в одном из супермаркетов Брюсселя, во время которой «художники» ели неоплаченные продукты и вообще нарушали правила поведения, принятые в магазине.

Примечательно, что сам Плуцер-Сарно изгнал из состава своей арт-группы «Война» Надежду Толоконникову, одну из ныне арестованных активисток Pussy Riot. Как объясняет художник в своем блоге, девушка и ее супруг Петр Верзилов «сдали в милицию активиста Александра В., они украли у него все личные вещи, ноут и деньги... Александр В. отбывал год в исправительно-трудовых учреждениях по вине Нади и Петра. Они прямо заявили, что сдача ментам Александра будет «отличным пиаром», после чего и было принято единогласное решение об их изгнании».

«Если художник наносит удар, делая его актом искусства, нарушая чужую веру, вторгаясь в чужую сакральность, то он должен быть готов, как минимум, к ответному удару, который эта чужая вера… может нанести по нему», - констатирует журналист Максим Шевченко. «Подобные прецеденты, как «панк-молебен» «Pussy Riot» происходят всегда и везде, так как в обществе отвратительная болезнь, когда люди путают свободу со вседозволенностью, путают свободу выражения личности со свободой выражения всего мерзкого в этой личности», - добавляет член Общественной палаты. По его мнению, «подобные выходки направлены только на то, чтобы эпатировать общество». «Глупые, отвратительные, бездушные, бессердечные бабы, которых мне искренне жаль», - говорит о Pussy Riot Владимир Мамонтов.

«На мой взгляд, проникшими в храм Христа Спасителя девицами должны заниматься психоневрологи, но у нас в стране, к сожалению – поверьте, говорю об этом без иронии, - практику принудительного лечения свели к минимуму», - считает историк Михаил Соломатин.

«Любой храм любая конфессия рассматривает храм как место действительно святое, место, требующее защиты от любых радикальных проявлений. Поэтому я считаю, что наказание должно быть адекватное», - резюмирует Александр Брод.