Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Дом. Семья26 марта 2012 22:01

Эдгард Запашный: «Собак люблю больше, чем кошек!»

О своих питомцах, об их характере и поведении дрессировщик хищников рассказал в эфире программы «Кошки против собак» на эфире [радио КП]
Источник:kp.ru

- Сегодня попытаемся выяснить, почему же, собственно, мир разделился на тех, кто выбирает кошек и тех, кто выбирает собак. В качестве компаньонов, друзей, сострадателей… Эдгар, вы кто у нас?

- Я – типичный собачник. Всю жизнь были собаки в нашей семье. Папа в свое время был заводчиком догов. Он привез из Германии 12 догов разных окрасов. И в Москве, да и вообще в России можно отследить сейчас очень много собак, которые вышли именно от нашего отца. И в дальнейшем я понял, что собак я гораздо больше люблю, чем кошек. Несмотря на то, что работаю с крупными кошками, но здесь у меня четкое разделение: тигр, лев – это не совсем та кошка, к которым люди привыкли.

- В чем это выражается?

- Я начну с грубой правды, дабы сразу настроить против себя всех кошатников окончательно. Тигры намного умнее. Интеллектуальный уровень… Проявляется это от мировосприятия, я имею в виду, они больше склонны к анализу, к рассуждению, к пониманию ситуации. До умственного развития. Я имею в виду, что они могут запомнить свою кличку, место. Они на уровне собак запоминают многие команды. То, что кошка обыкновенная будет делать только за еду. Или в конкретных случаях. Нельзя сказать, что сегодня любую кошку можно научить командам. Тигр все это может. Тигр по умственному развитию приближается к собакам. Конечно, не такие умные. Но гораздо умнее, чем кошки.

- А в эмоциональном плане они более мстительны, чем кошки?

- Здесь, наверное, не просто так, что они вышли из отряда кошачьих. Здесь они ближе к кошкам: помурлыкать, пофыркать, потереться, поласкаться. Они больше терпеливы к боли, больше похожи на кошек. Аналогию можно проводить.

Конечно, хищник есть хищник. И доброта им не очень свойственна. Но те животные, которые являются аномальными, я имею в виду по своему отсутствию и желанию нападать на все, что можно напасть, они могут подойти, пофыркать, потереться, поласкаться, сами подставляются. Эти вещи, которые напоминают кошку, они есть.

- Про аномалию. Знаю, что у вас есть аномальные животные. Это лев!

- Львы у нас с братом, если мы говорим про тех альбиносов, которых вы имеете в виду, то, действительно, это аномалия. Плюс один из них очень добрый лев Фрэнк, который абсолютно плюшевый, игрушечный. И в этом наша проблема и состоит: он настолько Бонифаций, что он не понимает, что такое опасность, что другие хищники могут его порвать, убить… Он ко всем идет дружить. Он не понимает, что есть очень серьезные товарищи, которые кинутся на него, покалечат. Добряк. И поэтому он до сих пор у нас с братом не работает, присутствует только на афишах, на фото, на корпоративах.

- А живет он отдельно от всех других?

- Он, как лев, все-таки тянется к семье. И он в великолепных отношениях со своим старшим братом Джоном, который является ему абсолютно противоположностью. Он серьезный парень, порвал трех людей в нашем коллективе, имею в виду служащих. Смог достать через решетки. Он кинется и на меня, на брата в любом случае, если мы не будем правильно себя вести. Однако эта семейственность объединила их и они живут вместе.

- В душе вы кошатник…

- У меня нет аллергии на кошек. Ни в коем случае. Нет неприязни к кошкам. Если я прихожу к кому-то в гости и кошка ко мне запрыгивает на руки, я с удовольствием поласкаю, поговорю, поиграю. Но так, чтобы я принял решение, чтобы у меня дома была кошка, и она у меня жила – нет. И все равно она меня в какой-то степени будет раздражать вот этим… Кто-то называет это «независимость». Но я не называю это независимостью. Когда мне хочется, чтобы кошка подошла и угостить ее, в конце-концов, но я хочу, чтобы она не на еду пришла, просто потому, что я позвал, она фиг придет. Меня это начинает раздражать. А собаку позови, она прибежала… А другие говорят, что собаки глупые, они подчиняются, это неправильно. Кошки выше всего этого. Я – собачник.

- Вы разделяете мнение: кошка – человек для меня, а собака – я для человека, для хозяина.

- То есть, человек для собаки…

- Кошка думает: человек для меня…

- Да! Согласен. Если брать это как острое и горячее, то вы абсолютно правы. В большинстве случаев это так: собака преданна, может жизнь свою отдать за человека, собаке нужен друг. Она воспринимает своего пускай и хозяина, но другом. Ревность присутствует. Поэтому много случаев, когда собаки бросаются на своих домашних, защищая кого-то одного. Это – да. Может, подчинение себя для кого-то – это свойственно собакам. А кошка, наоборот, хочу - запрыгну к тебе на руки, не захочу – нет. Мол, все зависти от меня. Кошка – независимое животное. От человека там вообще ничего не зависит.

- А какие животные у вас сейчас в доме?

- У нас с братом одна собака Годзилла. И одна собака алабай Маргошка. Девочка молодая. Ей полтора годика. Она дворовой сторож. Хотя бегает, веселит, слюнявит всех, пока еще девочка маленькая.

- Существует мнение, что хозяева не просто так подбирают себе животных. Животное – часть этого человека… Я знаю историю с Годзиком. Повторите, как вы нашли эту собачку.

- Алма-Ата, 99-й год. Я шел по коридору и вдруг увидел хомяка в буквальном смысле слова. Бегущего. Но по шерсти я понял, что это не хомяк. Больно длинная шерсть. И между ног ко мне сунулся. Я чуть не наступил на него. Увидел, подошел, взял. Смотрю, это не хомяк. Это собака. Это что-то такое… Нос торчит, лапки маленькие. Девочка, артистка казахского цирка, подошел и поговорил с ней. Она говорит, что это моя собака. Не помню, то ли она нашла, то ли выменяла у кого-то…Она невнятно объяснила. И я с этим существом, это трудно было назвать собакой. Это не было похоже… Больше на хомяка. И я общался с этим существом дня два или три, потому что мы жили на одном этаже. И я его один раз чуть дверью не прищемил, потому что в щель втиснулся… Я испугался, думал, я это животное могу не заметить. Реально, он настолько маленький. И на ладошке он у меня поместился ровно наполовину… Я еще раз подошел к этой девочке. Поинтересовался. Подошел к своей девушке Лене. И говорю, что есть собака, давай выпросим. Она: давай. Я подошел к этой девочке, потому что я понял, что девочка не совсем уверенна в будущем этой собаки в ее семье. Подошел, поговорил. Она сказала, что скоро на гастроли, тем более, за границу… И Лена забрала эту собаку за сто тенге. И все. И мы всю жизнь Годзика в э том упрекали, что он такой дешевый. А это буквально два рубля… Итак появился Годзик. В дальнейшем он, кстати, объездил много стран в мире со мной вместе. Был, стал навороченным псом. Какое-то время работал артистом цирка, делал финальный трюк, так как он чуть подрос, сейчас он весит 2,800. Он остался маленьким. И он очень пушистый. И он делал финальный забег по барьеру наперегонки с крупными собаками. И он их обгонял. Это было очень смешно, весело… Волосы в разные стороны, это вот лицо… Куда-то мчащееся. И зритель всегда очень весело воспринимал это. Потом он стал появляться со мной на телевидении. И поймал звезду в футбольном смысле этого слова. Стал… Он понял, что его узнают, к нему подходят люди. И перестал бегать, а стал ходить по манежу. Любуйтесь мной! Сначала это превратилось в легкую пробежечку, потом просто в шаг перешло. И мы ничего с этим сделать не могли. Идет, показывает себя, мог остановиться, полаять на кого-то из зрителей. А пуделя четыре-пять кругов поманежу нарезают, язык на бок. И никто не дает им команду «домой», потому что пока Годзик не завершит свой круг почета…

И он их никогда за животных не считал. Он все время с высоты на них смотрел. А они-то и носятся. И мы его перевели вахтеры. Он стал вахтером, домашним животным. Он стал домашним звонком.

- Не то, что звонком. Охраной! Просто так гостям появиться нельзя. Годзика нужно срочно изолировать.

- Он молниеносно вцепляется в голепостоп. Может порвать носов. Это в лучшем случае. Рвать-то фактически нечем. Он ни разу никого не укусил, не вариант, двухкилограммовая собачка… Он просто делал это с таким остервенением, будто он стокилограммовый алабай.

- Я не удивлюсь, что он строит алабая.- Он строил у нас… У брата дважды были бордосские доги. Это крупная собака. Ион их обоих построил. Первый бордос у брата прожил до трех лет, а второй – до четырех-пяти. У них не очень хорошая судьба получилась… Первый отравился в Минске, в парке что-то подобрал. А там, как потом выяснилось, специально кто-то разбрасывал, недоброжелатели… Предупреждений не было: будьте внимательно. Просто вот… А второй изначально был болезненный. С детства. У него почки слабенькие были. Так он их подавлял с детства. Морально задавливал так, что к миске подходил первый он. И когда смотришь, что 60-килограммовый бордос с виноватым видом сидит и смотрит: когда же я поем, а Гадзик, мол, подождешь… А однажды Годзик психанул, видать, тот первый подошел к миске, вцепился ему в губу и, как брелок, повил у него на губе. А бордос с виноватым видом понес его к нам в комнату, мол, снимите! А он рычит у бордоса на губе! А тот… Обидеть его не может. Годзик-то крутой.

- У Годзика есть что-то от твоего характера?

- Он домашний. Я тоже домашний человек. Если есть возможность, я приду домой. И он тоже с удовольствием… Есть собаки, которые выходят во двор и потом ищи-свищи. Нет. Он не такой. Погулял и пора домой. Я тоже, если нет веселой компании, с удовольствием приду домой. И второе: он не предатель. Он к другим людям очень настороженно относится. Может дать себя потрогать, поласкать. Но удовольствия от общения с чужими людьми он не получает. Знает, что такое домашние руки, что такое я, Лена. И в большей степени он преданный именно одним рукам.

- Эдгар, а почему человек неосознанно выбирает или одно животное, или другое?

- К сожалению, это так. Ярко выражено. Хотя можно еще пару пунктиков ввести. Я имею в виду, что есть люди, которые держат и собак, и кошек… Это в редкой степени. И есть, которым вообще всем все по фигу. Но если говорить кошки или собаки даже как психологический настрой, то да, люди делятся. Мне кажется, это часть общества. И кошки нам помогают части общества определять. Те, кто ищут друзей, не могут без друзей. И те, которые ищут удовлетворения, в большей степени духовного. Ведь многие люди кошек любят из-за того, что они греют части тела, что кошка может снять стресс, медицинская помощь. А собака – не настолько. Собака, если дает себя ласкать, то только для того, чтобы ей было приятно. А кошка может почувствовать, когда хозяину плохо… Я сам это много раз наблюдал, когда подходит и пытается через себя отвлечь, помочь.

Я бы не смог однозначно ответить на вопрос, почему это происходит. Мы делимся. И эти две ярко выраженные группы – собачники и кошатники – они будут всегда.

- Собачники – такие, кошатники – такие…

- Наверное, кошатники более добрые люди. Конечно, сейчас многие не согласятся, и я очень четко обосновать не могу. Я быстро пытаюсь вспомнить всех кошатников и собачников… Что такое доброта? Не то, что собачники агрессивные,. Кошатники более спокойные, мягкие, зависимые от ситуации… Собачники – более серьезные… Слово «ответственность» сюда не подходит.. Более независимые, индивидуальные. Например, я и брат - не совсем одинаковые люди. Брат пробовал держать дома кошку. Ему два раза дарили.

- Он мягче…

- И я понимаю, что хороший и плохой полицейский, если говорить между нами двумя, то он хороший, я – плохой. Это однозначно. Люди, которые знают нас, если их попросить это определение сделать, то точно. Хотя я парень-то неплохой. Но плохим полицейским буду я. Если взять хорошего и плохого полицейского, то хорошие – кошатники, плохие – собачники.

- Сегодня мы попытаемся понять: кто нам доставляем меньше хлопот? Кто не заставляет мучиться? Считается, кошка менее прихотлива в быту… Человек, которые заводит в доме собаку, возлагает на себя ответственность, обязанности появляются.

- Не совсем так. Мне кажется, дом загрязняет кошка быстрее, чем собака. Из-за шерсти.

- А если она лысая…

- Это редко и дорого.

- Из-за шерсти. Кошка свойственно точить когти, как всем кошачьим. И они чаще портят мебель. Хотя собаки тоже ее грызут ой как! И рвут одеяла, подушки, мебель. Особенно молодые кошки.

- Грызут вашу мебель?

- Всякое было. И фирменные мамины сапоги съедали. Кошки рвут занавески гораздо чаще, чем собаки. Собаки больше приучены к вылугке на улице. Собака может попроситься. Многие кошатники изначально пытаются не приучать кошку гулять, считают, что есть тазик, лоток. Но кошка не всегда этим лотком пользуется, особенно в период гулки. И запах появляется в таких квартирах.

Трудно однозначно сказать. Если взять крупную собаку, то, конечно, с кошкой не сравнить. Другие габариты комнаты нужны, другие масштабы трагедии: прошла, уронила, зацепила, тявкнула, разбежалась, напугала, в конце-концов. Здесь собаки гораздо больше могут вреда принести. А если две-три собаки в квартире, драка может организоваться.

Да, шерсть. Есть масса пород собак. Принято говорить «гладкошерстная собака». Неправда. Они на постоянной основе – эти иголки шерсти. Много шерсти от них.

Самое плохое, что есть в содержании собак – угроза обществу. Если мы говорим про крупные породы. У нас на законодательном уровне многие вещи до сих пор не решены. Не определены породы бойцовские и не бойцовские. Каких габариты собаки нуждаются в постоянном ношении намордников, строгих ошейников. И второе: не определены условия, сколько каждому животному, а это и кошек касается, нужно квадратных метров. Мы знаем всех этих сумасшедших людей, которые по 30-50 животных держат. И животные страдают, и соседи. К сожалению, у нас нет культуры общества по воспитанию людей, которые берут на себя ответственность по содержанию этих животных. И очень часто мы видим выброшенных породистых собак. Покалеченных собак и кошек. И опасность состоит в том, что серьезные собаки бегают, и бог его знает, кого он порвал в семье и на кого кинулся.

- Появился термин «послетыши». Собаки, которые остались после лета. Их брали на дачу охранять…

- Либо поигрались, либо сами убежали… В Европе давно введено обязательное чипование. Это удобно. И можно предъявить претензии, почему собака не содержится правильно. Это легко. У нас этого в ближайшее время, наверное, не будет. Потому что.. Мы с братом были членами обсуждены закона по содержанию животных в Госдуме. И конкретные вопросы есть, на которые нет конкретных ответов. Если этим будет заниматься государство – это очень большие деньги. Как обязать предприятия или частных людей чиповать, так как есть много людей, которые не будут этим заниматься. Это расходы. Имеем ли мы право заставлять. По закону надо работать очень много. И, потом, хочу подчеркнуть слово «воспитание». Воспитание культуры содержания животных. У нас много людей, которые животных берут ради баловства. Не понимая, что животное от слово «живой», не имея путей отхода, степени ответственности. Пара разругалась: он и она. Все. Делят квартиру и не знают, что делать с собакой. Или командировочные… У них на год в Монголию, собака брошенная… Нет приютов, системы по ухаживанию за животными, нет перевалочных пунктов, отелей для животных. Есть масса людей, которые любят своих животных, но вдруг у него мама умирает в какой-то стране и ему надо туда… Нет родственников. А собака крупная или очень маленькая. Или больная, ей нужны уколы. И он не знает, что с ней делать. У него есть деньги, некого попросить. Чаще всего животные от этого страдают.

- Кто в зоне риска больше находится: кошки или собаки?

- Мне гораздо жальче становится кошек на улице. Я когда вижу кошку на снегу, у меня не сходится ничего. Такое домашнее животное бегает на снегу, борется за жизнь… Она подвержена простудам… Почки, цистит.

- Я-то думала, наоборот.

- Я приму сторону кошек. Т а же собака, которая много на улице, она несет прямую угрозу любой кошке. Тем более дикая, дворовая. И кошка в меньшей степени готова дать отпор. Собака – более агрессивное животное. И природа не дала кошке той защиты от снега, дождя, холода, как дали собаке. Кошкам не свойственно сбиваться в стаи и помогать друг другу. Просто по природу своей она будет одна, искать помощи только сама у себя. Собаки собьются в стаю, нападут, загрызут… Вместе всегда легче. Собакам чуть проще. И, потом, мне кажется, собак чаще выбрасывают, чем кошек. Собака привязывается конкретно к человеку и выброшенная собака в меньшей степени имеет шансы быть подобранной. Кошка быстрее располагает к себе неизвестного человека. И она себе расположит быстрее, нежели собака. Тем более, если собаку когда-то обидели.

- Навыки дрессуры вам помогают с общении с собаками? И должен и человек, которые берет домой собаку, обладать какими-то навыками?

- Мы с братом даже написали книгу: «Как мы дрессируем собак». Нас часто спрашивают: аналогия между дрессурой хищников и собак, нужно ли это. И мы написали ликбез по общению с собаками.

Конечно, надо. Потому что собака – умное животное. Оно может как тебе сесть на шею, так и страдать от того, что ты неправильно общаешься. Допустим, когда собака не знает, как правильно с тобой идти, ты ее дверью прищемил…

- У моей знакомой дог. Душка – пес. Выходит в лестничное пространство и там начинается такой ор и лай! Возможно ли отучить?

- Любая собака должна знать команду «фу». Собака будет лаять по любому поводу, если не говорить, что это неправильно. Она будет с удовольствием и без остановки. И в такую пустолайку может превратиться! Собакам свойственно подъедать, поднимать на улице. Даже сытой. К сожалению, мой брат не доглядел. Подняла что-то в Минске и собака умерла. Собаку надо воспитывать. Запрещать. Только с твоих рук, только с определенной миски, только по твоей команде. Если крупная собака – естественно, подчинение хозяину. «Ко мне», «стоять», «фас» - обязательно надо. И собаку надо воспитывать, чтобы она могла гулять, не портить мебель, не причиняла физической боли домашним. Даже самая маленькая собака может укусить.

- Как пресечь агрессию? Первый сигнал прозвучал… Что: ударить?

- Надо понять, из-за чего. Если ее кое-что напрягло просто и она начинает в качестве защитной реакции это делать, то надо показать ей, что это не настолько страшно, как ей показалось. Чтобы она думала, что первая реакция должна быть не агрессия защищающая, а именно убеждение в том, что это плохо. Чтобы у нее кругозор немножко расширился.

У меня папа один раз, и это было ровно один раз в жизни, очень жестко наказал ротвейлера, который кинулся на него, когда папа попытался забрать у него кость. Причем, кинулся на полном серьезе, уже в крупном, серьезном возрасте. Ему было 4 года. Мне было тогда лет 13. Видел. Мне было больно это видеть. Но потом мне отец объяснил: лучше я его один раз жестко накажу, и он поймет, что этого делать нельзя. Ротвейлер должен подчиняться. Одному человеку, но должна беспрекословно.

- Бояться?

- Да. Все, что делает хозяин – правильно. Если она при э том не страдает. Если собаке больно, она будет вести себя не так, как тебе хочется.

Папа хотел забрать кость. Собака лежала у двери. И ему надо было выйти. Он хотел взять кость, перенести в другое место.

Папа взял стул, оттащил кость через предмет. Отошел. Но наказание было молниеносным. Отец взял строгий ошейник, поводок. Продел в ручку, чтобы собака не могла кинуться на него. И раза три или четыре забрал кость у него. И при этом каждый раз, когда он на него кидался, он его наказывал. Бил. Достаточно жестко. Чтобы собака поняла, что папа это может и должен делать. И все. Это заняло 2-3 минуты, которые мне, как ребенку, показались вечностью. Но зато я потом видел, что Красс понял, что он абсолютно не прав. И когда надо было отцу говорить: «фу». «отдай». И забирал папа у него все, что угодно. И, наверное, поэтому Красс в жизни не кинулся ни на меня, ни на брата. Он реально.. И отец нам не разрешал себя вести неадекватно по отношению к Красу. Он говорил, что он для него хозяин. И это серьезная собака.