Звезды31 марта 2012 2:05

«Я выбрал смешной путь...»

Он обожал собак, пил водку из блюдечка и носил зеленый костюм. 31 марта 29 лет назад умер всеми любимый клоун Карандаш. Мы собрали забавные цитаты и истории из его жизни
31 марта 29 лет назад умер всеми любимый клоун Карандаш

31 марта 29 лет назад умер всеми любимый клоун Карандаш

Фото: РИА Новости

«У каждого вида искусства свой путь к истине, а у каждого художника свой путь познания истины. Я выбрал смешной путь» (Карандаш).

УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ:

В юности он случайно нос к носу столкнулся со звездами мирового кино Мэри Пикфорд и Дугласом Фербенксом, и решил стать известным артистом.

Из техникума циркового искусства его хотели отчислить за профнепригодность. Строгим преподавателям и в страшном сне не могло привидеться, что через много лет их учебное заведение будет носить имя их «бездарного» студента.

Он приковывал внимание публики лучше любого артиста в ярком эффектном наряде. Зритель глаз не мог отвести от неуклюжего растяпы в невзрачном костюме: темных широких штанах и грибоподобной шляпе…. Конечно дело было не в шляпе – Карандаш просто умел быть смешным!

Он был и остается непревзойденным мастером и кумиром для новых поколений клоунов, российского и зарубежного «производства».

«Комсомолка» попросила людей Цирка поделиться воспоминаниями о Карандаше. Вот, что рассказали нам те, кому посчастливилось общаться с ним лично.

БОЛЬШАЯ МАШИНА, ВОДКА В БЛЮДЦЕ И СМЕНА ИМИДЖА

«Никакой самый яркий костюм или самый невообразимый грим сами по себе невызовут смеха. … напротив, самый, казалось бы,обычный облик, самый простой костюм принимается зрителями, если в клоунеесть обаяние, если клоуна узнают» (Карандаш)

Григорий Поляк, цирковой фотограф: «Вообще он был по-детски тщеславен, вдохновенно хвастался тем, что у него есть кинокамера… А еще Михаил Николаевич был первым, кому в частные руки продали или ЗИМ или ЗИС. Роста он был маленького - из-за руля его не было видно. До педалей он не доставал, и ему специально наварили на них «удлиняющие» куски железа, а на сидение он клал подушку, чтобы до руля дотягиваться.

Карандаш очень любил выпить, настолько, что мог себе позволить пропустить рюмку-другую перед выступлением. Директора цирков иногда запирали его в гримерной на ключ, чтобы до выхода на манеж ни-ни! Но это не всегда помогало. Алкоголь ему приносили не артисты, которых могли уволить, если застукают, а осветители. Работягам за эту услугу он по тем временам платил неплохо - 10 рублей за бутылку водки, и 25 рублей за коньяк.

Сорокоградусную наливали в блюдечко, и подсовывали в щель под дверью. Возвращаясь, руководство обнаруживало «чудесное преображение» - недавно трезвый Карандаш, сидевший запертым в гримерке, оказывался подшофе!

Если он хотел с кем-то по-дружески выпить, а подходящей посуды для разлива не оказывалось, он посылал своего собутыльника купить дорогой сервиз. Вообще Карандаш предлагал выпить не всякому – не каждый удостаивался такой чести. Я могу гордиться – меня Михаил Николаевич угощал коньяком. Я пришел в цирк, чтобы сфотографировать великого клоуна для афиши. Сперва мы посидели, побеседовали. А после я ему говорю:

- Михаил Николаевич, мне вас на цветной плакат снимать надо. Я конечно, понимаю, что у вас имидж такой – вы в основном в черном выступаете, но для плаката лучше сделать исключение и надеть цветной костюм!

- Ну а какой цвет вы хотите? У меня 6 пар сменных костюмов!

- Ну, скажем, зеленый костюм у вас есть?

- Есть!

Надевает зеленый костюм, мы начинаем съемку, а среди сотрудников сразу шутливый шепоток: «Карандаш пить бросил – новый костюм справил!». А он это дело услышал и отвечает: «А я еще две недельки воздержусь, и выкуплю Колеватова, пусть за моими собачками присматривает!» (Анатолий Колеватов в 70-е был директором Союзгосцирка, которого посадили по обвинению во взяточничестве – прим. авт.)

ВДРЕБЕЗГИ

«Открытия в искусстве - всегда неожиданность и для окружающих, и для самогосоздателя». (Карандаш)

Григорий Поляк: «Его характер вполне можно было назвать сложным, но клоуном он был совершенно удивительным! Кажется, не было людей, которые не смеялись бы его шуткам и репризам. Помню, как он выходил «без ничего», с очень серьезным видом закатывал рукава, делал руками незамысловатый жест, говорил: «Оп!», потом из одного кармана доставал тарелку, а из другого молоток. Торжественная пауза… И вдруг ШМЯК! - тарелка разбивалась вдребезги. Дикий хохот, зал просто падал! А он кланялся и уходил все также серьезно. Даже если бы Карандаш просто показывал палец – все бы смеялись! В чем секрет? До сих пор понять не могу!»

«МУСИ – ПУСИ» И РЕКВИЗИТ

«В жизни все интересно. Жить интересно, работать интересно; люблю рисовать, люблю философию — без этого нельзя быть комиком» (Карандаш)

Вадим Гурович, пресс-секретарь цирка на проспекте Вернадского : «Я знал его с детства, поскольку дядя Миша дружил с моим отцом и частенько заглядывал к нам в гости. После первого курса меня взяли униформистом (униформист – человек, обслуживающий цирковую арену – прим. авт.) в Зеленый Театр на ВДНХ, где летом давали цирковые представления. Мне повезло - там выступал Карандаш, это были его последнее представления, вскоре его не стало. Работать с ним было интересно, но очень тяжело. Обычно артисты приходят позже униформистов, но Михаил Николаевич являлся раньше всех. Он долго гримировался: по первому образованию Карандаш был художником, поэтому к гриму относился серьезно. Дверь в его гримерку всегда была на распашку. Когда я проходил мимо, он, завидев меня, кричал: «Вадюююююша! Заходи дорогой!». Конечно, выпить он мне не предлагал – я был значительно его моложе. Но вот мозги «пропылесосить» – всегда пожалуйста!Я слушал его с большим интересом, в его речах было много жизненной мудрости и любопытных философских обобщений. Но беда в том, что разговоры эти длились до третьего звонка! Я ничего не мог сказать поперек, ну совершенно невозможно перебивать великого артиста! В итоге я все время опаздывал к началу представления и главный униформист меня за это «шпынял». Позже я приноровился пробегать мимо гримерной Михаила Николаевича незамеченным.

При Карандаше работать униформистом – на самом деле это было натуральной «вешалкой». Основная проблема – его собачки. Среди них давно не было Кляксы, но они были той же породы – скотч-терьеры. Клоун уже не выходил с ними на манеж, но постоянно держал их при себе. Перед представлением эти «милые создания» имели обыкновение разгуливать за кулисами, где им вздумается. А перед самым выходом на сцену Карандаш капризно визжал: «Я не пойду выступать пока мне не найдут мою Пусю и Мусю!». И вот, все униформисты как один занимались отловом псов по всему цирку. А, поди, найди, куда в огромном театре эти Муси-Пуси убежали! В итоге вся труппа, включая, по-моему, даже директора театра, подключалась к поискам. С трудом ловили этих лохматых чертенят, тявкающих и норовивших тяпнуть за палец, показывали их Михаилу Николаевичу и только после этого он милостиво соглашался выйти к публике. Да, если быть честным, те его собачонки, с которыми мне довелось пообщаться, характера были прескверного.

К реквизиту маэстро тоже относился очень трепетно. К примеру, в номере с водой – реквизит - клизма. И с ней вечно целая история! То он сам ее на манеж взять забудет… То… Это самое страшное – ему ее положат не совсем туда, куда надо. Был случай: клизма лежала сантиметров на 50 левее, того места, где она должна была быть. Он выбежал на сцену, не увидел реквизита (или не захотел увидеть) повернулся и, молча, ушел обратно в гримерку. А номер еще работать и работать! Благо, на сцене остались ассистенты – им пришлось как-то выкручиваться».

Он обожал собак, пил водку из блюдечка и носил зеленый костюм...

Фото: РИА Новости

ФОКУС-ПОКУС

«Любую будущую сценку я во всех вариантах, со всеми деталями, репликами, трюками тщательно обдумываю, …, мыс­ленно репетирую ее до тех пор, пока совершенно отчет­ливо не представляю себе каждый шаг, каждый жест» (Карандаш)

Вадим Гурович: «К тому времени он работал всего две репризы. Одна из них – с шариками. Он выходит, достает воздушный шарик, пищит: «Оппп!», - и шарик лопается, зал покатывается со смеху! От чего? Почему? Мистика! Он достает еще один шарик… Кричит, что-то типа: «Фокус-покуууууууууус!», и опять хлобысь этот шарик булавкой! Казалось бы, номер состряпан из ничего, а зрители снова хохочут. Чудеса, да и только!»

«БЕЗДАРНЫЙ» РЫЖИЙ ВАСЯ

«…Клоунский образ - это точный современный персонаж. И только, когда увидишь и услышишь своего героя, свой прототип где-то на улице, только тогда можно "примерять" его на себя» (Карандаш).

Леонид Костюк, народный артист РФ, художественный руководитель цирка на проспекте Вернадского: «Мой папа часто работал с ним в одних программах. У него были тогда крупные буффонады, совершенно уникальные! Он ничего не играл, он этим жил, просто выходил на манеж и … вот она, абсолютная органика - все как в жизни, смешные и комичные сцены. Конечно, «естественность» Карандаша на манеже достигалась за счет виртуозного владения клоунскими приемами, жонглерскими трюками и другими цирковыми жанрами… А начинал он трудно – мой папа же учился с ним вместе. Михаил Румянцева из училища хотели отчислить за профнепригодность! Считали, что у него таланта не хватает. А потом, когда он «выпустился», были статьи, которые мне папа показывал… про Рыжего Васю – это был его первый образ – рыжий парик и котелок как у Чаплина. В газетах его ругали: «У рыжего Васи не все в порядке в котелке». А он оказался гением – но не все это сразу почувствовали. Мне кажется, Карандаш это и сам про себя не сразу понял, не сразу нашел свой образ…»

«НЕКАЗИСТАЯ» ВЕНЕРА

"Чтобы уничтожить красоту, нужно мгновение. Чтобы ее восстановить требуются столетия…". (Карандаш)

Леонид Костюк: «Я очень любил его клоунаду «Венера». Ты моментально забываешь, что перед тобой клоун, и веришь, что это простой неуклюжий дедушка вышел в парк в смешной кепке, с мылом и мочалкой в руках, идет в баню… Вот он случайно роняет эту статую, потом долго пытается поймать «ускользающее» мыло. Потом начинает собирать разбитую скульптуру – но вот беда, разрозненные части никак не хотят вставать на место – Венера получается какой-то кривой, совсем неказистой… Карандаш делает последнюю попытку избежать кары – сам встает на постамент вместо статуи, спрятав руки под белой рубахой. А зал… ХОХОЧЕТ гомерически! Смотритель парка, по совместительству - дворник, конечно, замечает подмену и лупит незадачливую «статую» метлой. Между прочим, в этой уморительной сценке был заложен философский смысл - разрушить прекрасное легко, а вот восстановить дано не всякому».