Авиакатастрофа под Тюменью стала, похоже, последним звонком: в гражданской авиации в России нужно срочно что-то менять.
- В мире в прошлом году с самолетами регулярных рейсов зарегистрировано 28 авиационных происшествий, погибли 507 человек, - привел цифры на пресс-конференции в «КП» вице-президент некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаил Аптуков. - В России в прошлом году случилось 6 авиационных происшествий, 118 погибших. Несложно подсчитать: пятая часть, 20% всех погибших приходится на Россию. При этом доля России в общемировом объеме перевозок - всего 5%! Нельзя сказать, что ситуация совсем катастрофическая, но мы подходим к какому-то барьеру, к точке невозврата.
Эксперт считает, что России пора переходить на международные стандарты безопасности полетов, оговоренные в Чикагской конвенции. Например, считать высоту не в метрах, а в футах, чтобы не было путаницы, приводящей к трагедиям.
Герой России летчик-испытатель Магомед Толбоев уверен, что России в первую очередь нужно возродить самолетостроение.
- Сейчас мы приобретаем западный мусор. Наша территория стала каким-то похоронным полигоном для изношенных импортных самолетов, - считает Толбоев. - И при этом мы платим деньги, кормим их ученых, конструкторов, эксплуатационников, всех кормим!
Эксперт пояснил, что на Западе самолеты делаются по экономическим расчетам. Пусть он чуть менее надежен, зато намного дешевле. В России же традиционно главный критерий - прочность.
- Ни один западный самолет на одном двигателе не взлетает. У нас Як-42, трехдвигательный, с максимальным весом на одном моторе поднимается в воздух! Неэкономично, но безопасно, - рассказал Толбоев.
Рафаил Аптуков добавляет:
- Почему в мире так популярен автомат Калашникова? Он надежен. Только поэтому. Почему до сих пор в Африке летают наши Ан-12, Ан-26, Ил-18? В Америке, кстати, на грузовых перевозках летают российские самолеты казахстанской авиакомпании. И американцы в порядке исключения их допустили. Ну они шумят, едят немножко больше керосина, но надежные.