Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+22°
Boom metrics
Происшествия11 апреля 2012 6:30

В Забайкалье полицейских обвиняют в пытках

Они выбивали из подростков признание в преступлениях, которые те не совершали [видео]
Источник:kp.ru

Еще не успел утихнуть скандал вокруг казанского ОВД «Дальний», где издевались над задержанными и оказывали давление на потерпевших, как, похоже, назрел новый. Жители самого восточного района Забайкалья - Могочинского - обвиняют сотрудников местного отдела полиции в незаконном задержании и пытках. Об этом сообщили юристы Забайкальского правозащитного центра. К ним за помощью обратились сразу двое пострадавших от произвола полицейских – Павел Лунгин (фамилия изменена) и Андрей Пегов (на фото слева). Сейчас им по 18 лет, но на тот момент, когда они попали в руки извергов в погонах, Павлу было 17 лет, а Андрею так и вовсе 16. Есть и другие, но они пока отказываются афишировать свои имена. И понятно, почему.

Полицейских из райотдела «Могочинский» стараются обходить стороной, неровен час, загребут да заставят написать чистосердечное признание в преступлении, которого ты не совершал. По крайней мере с Павлом и Андреем поступили именно так. По словам парней, признание из них выбивали, в прямом смысле этого слова.

«ЗНАЕШЬ ПРО МЕНТОВСКОЙ БЕСПРЕДЕЛ?»

Первый раз Павла задержали в июле прошлого года, заперли в отделе на несколько дней, били, принуждали сознаться в ряде краж. Парень упорно молчал, потому что знал, он к этому делу не причастен. В итоге отпустили, но в марте уже этого года снова закрыли в камеру. Полицейские били Павла до тех пор пока он не подписал 8 пустых бланков явок с повинной. От издевательств, о которых парень рассказал правозащитникам, волосы встают дыбом.

- Меня били по голове, надели на голову противогаз и несколько раз зажимали шланг, отчего я терял сознание, - рассказывал Павел. – Поднимали мои закованные спереди руки к голове и давили цепью наручников на горло. Затем кинули на пол и стали бить ногами. При первом задержании в июле прошлого года мне угрожали, что в следующий раз изнасилуют. Опасаясь этого, я носил с собой лезвие от одноразовой бритвы. Выхватил его и начал резать запястья рук. Другого способа избавиться от мучителей не было.

- Может тебе нож дать?, - отреагировали правоохранители, достали электрошок и продолжили пытки.

Когда окровавленный и обессиленный Паша подписал бланки, вызвали «скорую», а после потащили паренька к следователю, там при адвокате он снова отказался от показаний.

- Знаешь про ментовской беспредел? Мы это можем!, - пригрозили оперативники, пообещав изнасиловать Павла дубинкой.

- Опасаясь самой страшной для себя пытки и унижения, я дал следователю показания, которых добивались опера, - вспоминает парень.

«ИМ ВСЕ РАВНО НИЧЕГО НЕ БУДЕТ»

Крепко досталось от могочинских оперативников и Андрею Пегову. В феврале 2009 года ему, 16-летнему подростку, надели на голову противогаз, пережимали шланг и подвергали «газовой атаке» - заставляли дышать табачным дымом и парами ацетона. А потом засунули в ухо металлическую спицу и разорвали барабанную перепонку.

- Они спрашивали, больно ли мне? А я кричал от дикой боли, - вспоминает Андрей Пегов.

Пытки прекратились через три часа. Парень с трудом дошел до дома, где ему сразу вызвали скорую помощь.

Бабушка подростка написал заявление в прокуратуру.

- К нам домой сразу пришел начальник полиции и виновные опера, - говорит Андрей. - Они просили прощения, предлагали денег. Следователь, занимавшийся нашим заявлением, тоже советовал взять деньги, так как «им ничего не будет». Мы согласились, понимая, что ничего не добьемся.

Свои обвинения в адрес полицейских Павел Лунгин и Андрей Пегов готовы подтвердить на детекторе лжи.

- Наш центр отслеживает ситуацию с пытками в Могочинском районе с 2007 года, когда мы впервые узнали об «эксклюзивных» методах насилия над задержанными, - говорит директор Забайкальского правозащитного центр Виталий Черкасов.

Тогда был предан огласке факт незаконного привлечения к суду за убийство женщины жителя Могочи Романа Поморцева. Сотрудник милиции и следователь прокуратуры выбили задержанному зубы и подкинули их на место преступления. Якобы зубы Поморцеву выбила его жертва, защищаясь от нападения. В суде факты фальсификации вскрылись, и гособвинитель снял обвинения с Поморцева. К уголовной ответственности тогда привлекли только сотрудника милиции Барсукова. А следователь Уцын был повышен в должности, заняв место начальника отдела краевой прокуратуры.

Правозащитники пытались разобраться в ситуации на месте. Выяснилось, что Андрей и Павел, не единственные, кто пострадал от произвола правоохранителей. Нашлось еще много людей, кто когда-то попадал в «лапы оборотней в погонах».

- Сложилось впечатление, что пытки в райотделе полиции – это обыденное явление. Мы столкнулись с круговой порукой всех – полицейских, прокуроров, следователей СК, адвокатов, судмедэксперта, - говорит юрист Забайкальского правозащитного центра Роман Сукачев.

Сейчас заявлениями Пегова и Лунгина занимается отдел по расследованию особо важных преступлений СУ СКР по Забайкальскому краю. Дела объединили в одно производство.