Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды14 июня 2012 12:38

«Театр без границ»

В Кишиневе прошел Международный молодежный театральный форум
Источник:kp.ru

«Дорогу молодым!» - звучит со многих трибун. Чаще звучит, чем реализуется. Смена поколений - процесс болезненный, но неизбежный. Театральное пространство от пространства вокруг в этом сменовеховском смысле ничуть не отличается. Приходит «со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений», приходит «племя молодое, незнакомое». И оказывается, что незнакомо оно не только старшим коллегам и зрителям, но, зачастую, незнакомо друг другу. Международный молодежный театральный форум, проходивший в столице Молдовы по инициативе и при содействии Международной конфедерации театральных союзов и Фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ (IFESCCO), с представительской миссией справился блестяще. Молодые режиссеры, актеры, сценографы, драматурги и критики из 11 стран были представлены друг другу, а их работы – публике. Так, ранее незнакомые стали хорошими знакомыми, а неизвестные преодолели частицу «не».

Сочинить хороший театральный фестиваль не менее сложно, чем любое другое сценическое действо. Организовать же сочиненное еще сложнее. У учредителей фестиваля, среди которых такая театральная величина как Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова, ушло несколько лет на разработку и реализацию концепции будущего форума. Наладить межкультурный диалог мешали и политические моменты. Изначально местом проведения форума должен был стать Тбилиси, но «дела минувших дней» помешали этому. Однако всепроникающую политику в зрительный зал не впустили. В зале были только зрители, без конкретизации стран и убеждений. Тому на форуме было множество примеров. Спектаклем открытия избрали «Урод» Театра Королевского квартала (Грузия) режиссера Давида Тавадзе, в финале которого зал встал, аплодируя талантливой работе. Символично, что одной из тем спектакля стала унификация человека, стремление к единомыслию, искусственному стандарту «образа и подобия», тотальному конформизму, приводящему к гибели. Потом на торжественном приеме по случаю открытия форума участники из разных стран отмечали торжество, не придерживаясь своих делегаций. Все смешались и все смешалось (как в доме Облонских). А главным тостом был: «За театр без границ!». Следует сказать, что выбор Кишинева для проведения форума отнюдь, не компромисс. В этом очень скоро убедились все его участники. Кишинев, который в этом году сменяет один театральный фестиваль на другой (2012 для Молдовы стал неофициальным годом театра), это город афиш и театральных плакатов. Молодежный форум объединил практически все театральные площадки города, а артисты театров стали проводниками и кураторами для иностранных гостей. Минкульт Молдовы и администрация Кишинева, надо отдать им должное, сделали многое для того, чтобы форум захватил всех горожан, а не превратился в театральный междусобойчик: спектакли для детей претворяла увлекательная анимация, а взрослых интриговали многочисленные баннеры и возможность увидеть самые новые постановки и драматургию; на многие спектакли вход был свободным, правда мест хватало не всегда, публика, порой, ютилась на ступеньках или смотрела спектакли стоя. Даже прощальный концерт Хулио Иглесиаса и установленные на главной улице города огромные мониторы и скамьи, где люди собирались смотреть прямые трансляции EURO 2012 не помешали ежедневным (дважды в день) аншлагам на спектаклях. Форум стал открытым в полном смысле слова, одно это дорогого стоит.

Молодежный театральный форум стал событием не только многонаселенным – 13 спектаклей из стран СНГ, Балтии и Грузии, но и сложносоставным. Форум включил в себя как фестивальные черты (отбор и смотр спектаклей), так и лабораторные. Все дни шла активная работа по секциям: мастер-классы для сценографов под руководством Юрия Харикова, круглые столы для молодых критиков, где дискуссию вели Мария Хализева и Алла Шендерова, режиссерская лаборатория под руководством Виктора Рыжакова. Благодаря удобному расписанию все желающие могли посетить все образовательные мероприятия. Театр – искусство коллективное, напомнил слова К.С. Станиславского режиссер и педагог Виктор Рыжаков, а потому представители основных театральных профессий получили возможность ознакомиться с тенденциями в работе коллег. Свидетельствами коллективной работы останутся два издания, презентация которых состоялась в рамках форума. Первым стал каталог, посвященный выставке молодых художников- сценографов, собравшей макеты и эскизы декораций постановок из самых разных театров постсоветского пространства. На выставке можно было проследить и оценить тенденции развития оформительского искусства в разных регионах. Выставка пользовалась пристальным вниманием режиссеров, и можно надеяться, что итогом форума станут приглашения к совместной работе и сотрудничеству.

Второй книгой стал сборник пьес молодых драматургов и сценаристов. Под одной обложкой собраны самые свежие творения авторов, которые очень скоро найдут свое сценическое воплощение на самых разных театральных площадках. Читка представленных в сборнике произведений также состоялась во время форума.

Не стоит забывать, что форум включает в себя и конкурсную программу, которой предшествовал строгий отбор спектаклей-участников сначала в рамках страны, а потом и экспертным советом форума-фестиваля, куда вошли ведущие критики, театроведы и режиссеры. В жюри конкурса, в задачу которого входило назвать и наградить три лучших спектакля, вошли режиссеры Адольф Шапиро и Владимир Панков, актер Игорь Ясулович, театровед Алексей Бартошевич и критик Елена Дьякова. Лучшими стали - спектакль «Офис» Екатерины Аверковой (Беларусь), «Пилигрим» Карлиса Круминьша (Латвия) и "Полет над городом" Нарине Григорян (Армения). Жюри особо отметило две актерские работы – Владимира Снегурченко из Украины за моноспектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Июль» и Константина Харета, исполнившего роль Ричарда III в одноименном спектакля Вячеслава Чеботаря (Молдова). Ну, а молодые театральные критики присудили альтернативную премию в номинации «За тревогу о современном театре» спектаклю «Телефонная книга» литовского режиссера Видаса Барейкиса. Не взирая на официальные итоги, с уверенностью можно сказать, что на фестивале не оказалось проигравших. Неделя форума вобрала в себя новые встречи, интересные беседы, яркие театральные впечатления и солнечный гостеприимный город, в которой осталось желание вернуться. О том насколько полезной была эта неделя можно судить по исписанным блокнотам критиков, сотням фотографий корреспондентов, пополнившемуся списку друзей на страницах участников в социальных сетях и оставшимся в памяти аплодисментам зрительного зала. Финал форума – это только начало. Начало новых проектов, спектаклей, свершений. И очень скоро мы в этом убедимся.