Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-2°
Boom metrics
Общество20 июня 2012 22:00

Выжившая в авиакатастрофе под Петрозаводском пассажирка: «Самолет падал в абсолютной тишине»

Обвинение по делу о крушении Ту-134 в Карелии предъявлено чиновнику Росавиации и двум сотрудникам аэропорта
Александра упала на землю рядом с шасси - место хорошо видно на снимке.

Александра упала на землю рядом с шасси - место хорошо видно на снимке.

Фото: REUTERS

В тот день в Карелию из Москвы должен был лететь другой - более современный самолет. Авиакомпания «Рус Эйр» приняла решение поменять «Бомбардье» на более вместительный Ту-134 по финансовым соображениям: желающих улететь было гораздо больше, чем вмещал французский лайнер. Спустя несколько часов заходящая на посадку «тушка» зацепила сосну и стала разваливаться прямо в воздухе. На борту находились 45 пассажиров (из них 8 детей) и 8 членов экипажа. Выжили только четверо. Единственная из них, кто хоть как-то общается с внешним миром, - Александра Каргополова. Со дня катастрофы прошел год, но она только теперь начала отходить от шока и впервые согласилась поделиться своими воспоминаниями.

Спасла беспечность

- О замене «Бомбардье» на Ту-134 нам объявили, когда уже все прошли регистрацию, - вспоминает девушка. - Менять билет поздно. Но если бы я заранее знала об этом, на поезде бы поехала... Я из Москвы летела в Карелию, домой - к сыну и родителям. Я раньше этого не говорила журналистам, но 24 июня прошлого года я должна была улететь в Калининград. У меня был жених, мы должны были знакомиться с его родственниками. Можно было бы и потом к своим прилететь, но мне хотелось поделиться с ними своей радостью...

Александра рассказывает, что из-за смены борта пассажиры стали рассаживаться кто где. Она села сразу за бизнес-классом, слева перед крылом.

- Все было спокойно, но в какой-то момент я поняла, что мы падаем. В этот момент в салоне наступила тишина. Ни криков, ни паники. Только лица испуганные. Многие в этот момент, слава богу, спали...

Александра проигнорировала просьбу экипажа пристегнуться. И уже перед самой катастрофой пыталась справиться с пряжкой, но руки не послушались... К счастью, именно незастегнутый ремень ее и спас. Девушку просто выбросило из разваливающегося самолета.

- Я упала с 15 метров во вспаханную землю. Самолет горел, были взрывы, кричали люди. Человек, который меня спас, Михаил Осипов, вовремя оттащил меня с огорода. Если бы я лежала там, меня бы завалило горящими осколками после взрыва. При падении я смогла сгруппироваться, как-то подсознательно это произошло. Было много переломов, но из-за шока боли не чувствовала.

Первым желанием Александры было позвонить маме, которая ждала в аэропорту. Самостоятельно набрать номер Каргополова не смогла, ей помогла оказавшаяся рядом девушка из местных.

Александра

Александра

Фото: Евгения ГУСЕВА

Плата за страхи

Потом были 15 дней реанимации.

- Я все не могла понять, почему выжила? У меня было замужество, ребенок, что-то в жизни выстроено. А у детей, которые погибли в той катастрофе, ничего этого не было. Первые месяцы меня грызла только эта мысль...

После пережитого у Александры осталось огромное количество фобий. Она панически боится высоты, пришлось даже сменить этаж в высотке. Она не может засыпать без успокоительных и в темноте. Постоянно ходит к психологам.

- Теперь потихоньку преодолеваются фобии. Вроде и дома уже могу одна оставаться. И вроде к работе пытаюсь приступить. Но это всего лишь пока имитация обычной жизни.

Последние восемь месяцев Александра судилась с авиакомпанией. Заседания постоянно переносились, ответчики их игнорировали. Но на прошлой неделе по иску все-таки вынесли решение: ­авиаперевозчик заплатит Каргополовой 500 тысяч рублей. Это удивительно, но представитель «Рус Эйра» (после ЧП компания ­переименовалась в «Атлас Джет») на суде недоумевал: какая еще моральная компенсация, если уже выплатили страховку?

Александра рассказывает, что тщетно пыталась связаться с другими выжившими под Петрозаводском.

- Люди часто закрываются в своем горе. Зачастую им так легче пережить. Я общаюсь только с летевшей в том самолете Настей Терехиной (девушка потеряла в катастрофе маму и брата - 10-летний мальчик умер в реанимации 22 июня. - Прим. авт.). Другие выжившие - Сергей Бельгесов и Сергей Еремин - в принципе никогда не выходили на связь, Юля Скворцова (стюардесса, несколько месяцев судится с компанией, уволившей ее после ЧП. - Прим. авт.) в последнее время стала закрытым человеком, даже для адвоката. Но я очень хорошо общаюсь с людьми, которые меня спасли. Каждый раз, когда я приезжаю в Карелию, я прихожу в гости к Мише Осипову. Либо они с женой к нам приезжают. Мы дружим семьями. Это герои. У меня нет другого слова. Они бросились спасать людей, понимая, что там горит керосин и в любой момент они могут погибнуть. Я много читала потом об этих минутах, чтобы сложить воедино всю картину, мои собственные воспоминания - это пока еще слишком тяжело.

ОФИЦИАЛЬНО

Виноват экипаж и прогноз погоды

В официальном отчете Межгосударственного авиационного комитета об итогах расследования говорится, что самолет садился в условиях плохой (но допустимой) видимости, рекомендации диспетчера уйти на второй круг экипаж проигнорировал. Главные причины катастрофы:

- при заходе на посадку командир воздушного судна по какой-то причине стал выполнять команды штурмана. Второй пилот от управления был фактически отстранен;

- штурман, фактически «руливший самолетом», находился в состоянии легкого опьянения;

- экипаж не использовал показания приборов для контроля воздушного судна и нештатную навигационную систему;

- прогноз погоды не оправдался.

КСТАТИ

Мистическое совпадение: трое выживших пассажиров изначально (если бы полетели на «Бомбардье») должны были сидеть рядом. По билетам Каргополова и Бельгесов занимали места «11а» и «11b». Еремин должен был находиться перед ними в 10-м ряду.

Обвинение по делу о крушении Ту-134 в Карелии предъявлено чиновнику Росавиации и двум сотрудникам аэропорта

Обвинение по делу о крушении Ту-134 в Карелии предъявлено чиновнику Росавиации и двум сотрудникам аэропорта. Об этом рассказал официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.

"Помимо нарушений в работе членов экипажа при выполнении посадки, установлено, что метеорологическое обеспечение полета воздушного судна было организовано должностными лицами автономного учреждения Республики Карелия (далее - АУ РК) "Аэропорт "Петрозаводск" с нарушением правил безопасности полета и эксплуатации воздушного транспорта, а сертификация авиационной метеорологической станции аэропорта произведена с нарушением установленных требований" (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ ТАК ЖЕ: Летчики, не давайте собой рулить!