Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество20 июня 2012 15:52

“Служу Советскому союзу» - бесславные или славные ублюдки?

Наш колумнист посмотрел нашумевший фильм
Источник:kp.ru

Не поленился я. Надоело читать всякую ахинею по поводу того, что мало кому знакомый фильм сильно оскорбил чувства ветеранов войны (что возможно) и совсем оболгал нашу историю (что не факт) — я взял, да и посмотрел его. В интернете.( подробнее о скандале вокруг фильма)

Ну, сперва о главном впечатлении, а потом — об истери... ой, простите, об истОрии.

Фабулу, надеюсь, уже знают даже не смотревшие это кино. Известный писатель (играет «Глухарь» - Максим Аверин) попадает в лагерь за то, что в его газете вышел заголовок «Товарищ Сралин».

Его гражданская жена (играет Нонна Гришаева) тоже угодила на зону, потому что не дала товарищу Берия. С агитбригадой она приезжает на лесоповал к своему писателю, как раз война началась. А тут фашисты на лодках (дело где-то под Мурманском, кажется) пригребают к лагерю десантом. Начальник лагеря и конвойные убегают. Писатель — политический, - и некто вор в законе Одесса решают поломать фрицам всю малину, перебивают десант из оружия, брошенного НКВДэшниками.

Под свист пуль и взрыв гранат Нонна Гришаева (то есть, ее героиня) поет, стоя на лагерной сцене для ободрения сражающихся политических и зеков.

Победа!

Но тут возвращаются сбежавшие НКВДэшники и расстреливают всех лагерников. А начальник лагеря, плача, лично убивает певицу, пластинки которой будет слушать до мая 1945-го...

Конец фильма.

Две серии.

Первую я закончил смотреть на эпизоде половой распущенности Берия. А вторую, с героической обороной лагеря, посмотрел всю и внимательно.

И не понял, из-за чего, как говорят блатные в фильме, кипешь?

По откликам выходит, что «войну выиграли зеки», что «это позор на седины мужественных сотрудников НКВД», что «оскорбление всех ветеранов, прошедших войну», что «такого в нашей истории не было» и что никак нельзя «такой бред показывать 22 июня, в день памяти и скорби».

С последним согласен. Можно показать в любой другой день. Это правда. Есть у нас дни, с которыми нужно обращаться очень осторожно, потому что в них заложена мина нашей генетической и памяти, нашпигованная стальными обрубками идеологии. Очень опасная при взрыве вещь. Лучше не трогать, а просто преклониться и помолчать.

Но остальные-то пункты?

Давайте глянем внимательно. Этот фильм, как странный паззл, каждый кусочек которого отрицать не то что трудно, а просто невозможно.

Лагеря — были, на оккупированной территории они оказывались. Политические и воры — смертельно враждовали. Но и — дрались бок о бок (вспомним знаменитое восстание майора Пугачева, исторической факт). НКВД с зеками церемонился не особо: в 1940 году расстреляли в Орловском централе около 157 (в киношном лагере было, кажется, 95) человек, чтобы во-первых, не тащить их с отступавшими, а во-вторых за одно избавиться и от политических противников. Сражались ли зеки за не очень любящую их Родину — об этом много написано, не секрет: сражались.

И так далее.

Но как только этот паззл собрался в картину — всех это почему-то возмутило.

А вот «Мы из будущего», «Туман», «Смерш» - вся эта фантастика про войну, это никого не смущает? Что-то я не помню яростной драки против истории о том, как парнишки из нашего века попадают чудом в 1941 год и там доблестно мочат фашистов. Так еще и фильмы эти с продолжением. Видимо, как раз они и являются учебником настоящей истории войны для подрастающего поколения.

Боюсь произносить название других фильмов, классики уже, тоже снятой на грани сказки: «Подвиг разведчика», «Щит и меч», «Четыре танкиста и собака», «Крепкий орешек» (не с Уиллисом, а с Соломиным, комедия про то, как два наши боец и бойчиха расправляются с кучей немцев). И это все фильмы — не военной поры, когда любыми способами нужно было поднимать дух солдат, хоть сказкой, хоть комедией. А — послевоенные, мирных киностудий.

И на этом фоне — фоне сказок про войну последних лет - «Служу Советскому Союзу» - просто неудачная банальщина, полная штампов. Даже возмутивший ветеранов «Штрафбат» - прекрасный фильм на фоне «Служу...».

А реакция, повторю, разная.

Что-то здесь есть недосказанное в этой волне эмоций и криков.

Я читал выдержки из писем трудящихся, на которые которые ссылается министр культуры и на которые, собственно, он отреагировал, попросив НТВ не показывать фильм 22 июня. Знаете, осадочек остается.

Во-первых, я не очень верю в тысячи писем про фильм, хотя он еще только-только появился и показан был лишь на Украине. Откуда столько желающих его заклеймить (не защищаю, а констатирую!). Ну кто в нормальной памяти будет в интернете кликать «Служу Советскому Союзу» - название такое, что вряд ли кинутся его смотреть те самые банкиры, хлеборобы и директора заводов, на которых ссылается министр.

Ну вот вы бы стали искать такое название, чтобы посмотреть это кино, если бы не скандал вокруг него, вспыхнувший только после появления письма Минкультуры?

Я понимаю, что защищать историю страны надо, поддерживать стабильность надо, даже власти в чем-то помогать надо, поскольку и так все не лаванда, а с идеологией вообще труба.

Это, кстати, очень неплохо просекли в свое время Штаты, проигравшие Вьетнамскую войну, но снявшие о ней такие фильмы, что даже полный разгром возведен в ранг победы. Про Вторую мировую просто не говорю, чтобы не рыдать промеж «Спасением рядового Райана» и «Бесславными ублюдками».

Нонна Гришаева метко стреляет и ярко играет.

Нонна Гришаева метко стреляет и ярко играет.

Но мы-то войну, тяжелейшую, не просто выиграли, а еще и втащили на своих плечах в победу всех союзников.

И в том, мне кажется, и есть главное, что к 1945 году шли и солдаты, и штрафники, и зеки, и политические, и воры, и тыловики, и НКВДэшники, и трусы и герои, и мальчишки, и партизаны, все, со своими доблестями, страхом, подвигами и трусостью. Что были и предатели и храбрецы. И у всех была одна война, но у каждого — своя. Как и могла быть у этих зэков. Прости, Господи, была же она у четырех танкистов и даже их собаки Шарика. Тоже ведь, судя по фильму, они половину Вермахта разогнали с минимальными потерями.

И давайте скажем себе: во многом разбираться и оценивать все, что происходило в этой мясорубке с позиций сегодняшнего дня и нашего представления о том, как «оно там должно было быть» мы просто не имеем права.

И, оговорюсь, все-таки есть разница между фильмом документальным и художественным. И на этой разнице как-то для меня несколько иначе выглядит «вопрос о фальсификации истории». А то, что нам хочется таких фильмом, в которых мы всех разом победили или героически погибли, ну, тут, как говорится, на вкус и на цвет... Но, как говорит мой бородатый знакомый журналист из Екатеринбурга Серега: «Правда жизни и правда искусства — это две разные правды!»

Так что давайте-ка по-честному: фильм 22 июня показывать не надо. Пожалеем ветеранов.

А отклики более юных трактористов и банкиров — выкинем.

И кто хочет, пусть смотрит и такой фильм про войну. Одним меньше, одним больше. Смотрим же мы какой-нибудь сериал «Смерть шпионам», в котором СМЕРшевцы три часа воюют с фашистским спецназом, засевшем на дне озера. Или феерический «Последний бронепоезд».

И ничего, иногда даже нравится.