Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics
Общество20 июня 2012 22:00

Ту-134 под Петрозаводском погубили метеорологи?

В катастрофе самолета, случившейся год назад, обвинили работников аэропорта
Борт рухнул недалеко от аэропорта. Погибли 47 человек...

Борт рухнул недалеко от аэропорта. Погибли 47 человек...

Следственный комитет России назвал виновников авиакатастрофы под Петрозаводском в июне 2011 года. Одному чиновнику Росавиации и двоим работникам аэропорта предъявлены обвинения.

Напомним: 20 июня 2011 года Ту-134, выполнявший рейс Москва - Петрозаводск, разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетной полосы. На борту находились 52 человека, 47 из них погибли.

- Члены экипажа при выполнении посадки допустили нарушения в работе, - заявил официальный представитель СКР Владимир Маркин. - Кроме того, установлено, что метеорологическое обеспечение полета работниками аэропорта было организовано с нарушением правил, а сертификация авиационной метеорологической станции аэропорта произведена с нарушением требований.

Сотрудникам аэропорта, которые отвечают за организацию метеорологического обеспечения полетов - Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину, - предъявлены обвинения по 263-й статье УК - «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта». А начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарду Войтовскому, который обязан сертифицировать аэропорты, предъявлено обвинение по статье 293 УК - «халатность». Всем им грозит семилетний срок.

ЗАО «Аэро­порт Петрозаводск» было ликвидировано еще в 2009 году. Вместо него создали автономное учреждение Республики Карелия «Аэропорт Петрозаводск». После этого в сертификат соответствия по метеорологическому обеспечению нужно было внести изменения. Заниматься этим должны были Владимир Шкарупа и Владимир Пронин. Чиновники даже подали заявление в Росавиацию: мол, просим внести изменения в сертификат. Сотрудник Росавиации Эдуард Войтовский, обязанный организовать проведение инспекционной проверки, согласно данным следствия этого делать не стал и подписал бумаги, что называется, не глядя. Вот и получилось: метео­наблюдения в аэропорту Петрозаводска велись с помощью приборов, уже запрещенных к эксплуатации. А в аэропорту просто не хватало оборудования для наблюдения за видимостью при взлете и посадке! Причем, как полагает следствие, Шкарупа и Пронин знали об этом. В итоге экипаж получил данные, не соответствующие реальной погоде, что и стало одной из причин катастрофы.

ЗВОНОК ЭКСПЕРТУ

«Пилоты - люди самоуверенные»

- Экипаж Ту-134 был дезинформирован о реальной погоде и при вылете из Москвы, и при заходе на посадку в Петрозаводске, - уверен эксперт по авиационной безопасности Виктор Тимошкин. - Нижняя кромка облаков, по всей видимости, была ниже предельно допустимой, при которой возможна посадка. Был и туман.

- Говорят, что экипаж в такой тьме просто перепутал взлетно-посадочную полосу аэропорта и шоссе.

- Да, шоссе расположено очень близко к аэро­порту, причем в том же направлении, что и ВПП. Когда самолет выскочил из нижней кромки облаков, пилот, по всей видимости, принял шоссе за взлетную полосу. Диспетчер посадки, видя по локатору снижение не в нужном месте и не с нужной скоростью, должен был заорать: «Ту-134, набор высоты, немедленно!» А он этого не сделал.

- Получается, что диспетчер тоже виноват?

- Я думаю, да.

- А экипаж? Как известно, в крови штурмана экипажа Амана Атаева нашли 0,8 промилле алкоголя.

- Штурман сидит не за штурвалом, а впереди, между летчиками. Он лишь сообщает высоту и может посоветовать командиру экипажа - садиться или нет.

- Расшифровка «черных ящиков» свидетельствует, что Атаев активно вмешивался в действия командира экипажа. Советовал: мол, снижайся, сажай борт.

- Вина экипажа в том, что они садились, явно рискуя. Командир, видя несоответствие данных метеорологов и реальной погоды, должен был переспросить диспетчера об условиях посадки. И, возможно, уйти на запасной аэродром.

- Но почему он рисковал?

- Учтите, пилоты обычно люди самоуверенные. Многие убеждены: уж я-то точно сяду, со мной ничего не случится! К тому же уходить на запасной аэродром - дорого. Это дополнительные затраты на топливо, на обслуживание в аэропорту. В авиакомпаниях таких «осторожных» пилотов очень не любят и фактически подталкивают садиться, рискуя.

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ

В ответ на публикацию к нам пришло заявление начальника Петрозаводского центра обслуживания воздушного движения Курбанбаева Рустема Фаиловича.

Приводим его письмо на нашем сайте:

- Обращаю ваше внимание, что в версии так называемого «эксперта», представлена информация не соответствующая действительности.

С точки зрения «эксперта» в кругу лиц повинных в трагедии фигурирует и диспетчер, осуществлявший управление воздушным движением.

«Экспертом» представлены обвинения в части невыполнения диспетчером своих должностных обязанностей, которые следует расценивать либо как клевету либо как «экспертную недееспособность».

Материалы расследования данного дела были официально опубликованы межведомственным авиационным комитетом, рекомендую всем вам, в т.ч. и «эксперту» еще раз ознакомиться с ними.