Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Звезды23 июля 2012 22:00

Богдан Ступка - в последнем интервью «КП»: «Герои нашего времени - мелкие люди, которые все время кому-то нашептывают»

Сегодня в Киеве прощаются со знаменитым актером, народным артистом СССР [видео]
Источник:kp.ru
До своего 71-го дня рождения - 27 августа - актер не дожил чуть больше месяца. Он мечтал уйти в тот же день, что и его мама Мария Григорьевна, - она умерла 23 июля 2007 года. Не хватило дня, чтобы желание сбылось...

До своего 71-го дня рождения - 27 августа - актер не дожил чуть больше месяца. Он мечтал уйти в тот же день, что и его мама Мария Григорьевна, - она умерла 23 июля 2007 года. Не хватило дня, чтобы желание сбылось...

Он умер в киевской больнице «Феофания» 22 июля. Эта клиника в последние месяцы стала для Богдана Сильвестровича вторым домом.

С конца зимы актеру было настолько плохо, что больницу он покидал лишь на пару дней. Врачи колдовали как могли, но страшный диагноз «рак» оказался сильнее. Богдан Ступка прожил прекрасную и достойную жизнь, которую может пожелать себе каждый. Похоронят актера на Байковом кладбище в Киеве.

Мечтал уйти в тот же день, что и мама...

Впервые стало известно, что Ступка болен, еще зимой 2010 года. Тогда актер уехал лечиться в Германию и вроде бы победил болезнь. После тяжелого лечения ему бы поберечь себя! Но Богдан Сильвестрович продолжал сниматься, ездил на фестивали, руководил театром... Никто из его российских коллег не хотел говорить об этом. Но каждый раз, приезжая в Киев, они старались съездить к Сильвестровичу в «Феофанию». Проведать.

До своего 71-го дня рождения - 27 августа - актер не дожил чуть больше месяца. Он мечтал уйти в тот же день, что и его мама Мария Григорьевна, - она умерла 23 июля 2007 года. Не хватило дня, чтобы желание сбылось...

В Театре им. Ивана Франко, которым Богдан Ступка руководил 11 лет, траур. За эти годы он превратил свое детище в украинский театр № 1, выведя его на хороший европейский уровень. Нужно отдать должное: сам не ставил, приглашал делать постановки молодых талантливых режиссеров. Вот оно - сочетание ума, мудрости, таланта и дипломатии.

Кому теперь достанется право руководить первым театром Украины? Хватит ли новому руководителю такой же мудрости и понимания театрального организма, чтобы театр не разрывали интриги? А кто из украинских актеров отныне будет представлять актерскую школу в российском кино, не скатываясь при этом до ролей приглашенных хохлов? Ведь за всю историю украинской национальной культуры - театральной и экранной - именно Ступка в буквальном смысле прорубил окно в Европу: играл в других странах, получал награды и был непререкаемым художественным авторитетом.

«Украина жива, пока есть в ней такие люди»

С полудня 22 июля к Театру им. Франко приходили люди и прямо на ступенях оставляли цветы. По этим ступеням тысячи раз поднимался Богдан Ступка… Первые посетители появились уже через час после известия о смерти. А потом начали собираться - со слезами на глазах и букетами с черными лентами - и театралы, и знакомые Богдана Сильвестровича, и просто почитатели его таланта.

- Я приехала в Киев из Москвы на отдых. И когда узнала о смерти Ступки, не смогла не прийти сюда, - утирая слезы, говорит поклонница Юлия Легорнова. - Это утрата не только для Украины... Ступка был актером с большой буквы, грандиозным человеком. Думаю, в сердцах людей он останется на многие века.

Киевлянка Валентина Вакуленко к театру пришла со свечами.

- Когда-то мой покойный отец отвел меня на спектакль «Ночь перед Рождеством», где Ступка играл Котляревского. После были гениально сыгранные Богдан Хмельницкий, Тарас Бульба, - вздыхает она. - И каждый раз, когда я думала, что Украина уже умерла, я видела Богдана Ступку в какой-то роли и понимала, что Украина жива, пока есть в ней такие люди.

В Театре им. Ивана Франко, которым Богдан Сильвестрович руководил 11 лет, траур. Поклонники несут любимому актеру цветы и зажигают свечи памяти.

В Театре им. Ивана Франко, которым Богдан Сильвестрович руководил 11 лет, траур. Поклонники несут любимому актеру цветы и зажигают свечи памяти.

«Тело ветшает, душа остается молодой»

Последний раз «Комсомолка» общалась с Богданом Сильвестровичем год назад - на Одесском международном кинофестивале. Он тогда думал, что болезнь свою победил, и готовился отмечать семидесятилетие. Выглядел уставшим и задумчивым. Сегодня мы публикуем отрывки из последнего интервью с актером.

- Знаете, я мечтаю сейчас о любой роли без слов, - заметил Богдан Сильвестрович. - Я уже так накричался и наговорился за свою карьеру, что хочется немного помолчать... В фильме Киры Муратовой «Два в одном» я сыграл роль Андрея Андреевича. Поначалу был в ужасе от моего персонажа - монстр какой-то! Но потом разглядел в нем неимоверное одиночество стареющего человека. Молодежь, конечно, этого не поймет. Нужно жизнь прожить. Ведь старость - редкая гадость. Господу Богу все хорошо удалось - и рождение человека, и юность, и зрелость. А вот старость - нет. Идешь по улице, а ноги подкашиваются. И думаешь: еще недавно бегал, куда все делось? Ведь в человеке только тело ветшает, а душа остается молодой.

- Для каждого времени существовали свои герои. Какой, по-вашему, герой нужен социуму в настоящее время?

- А зачем нам герои? Сейчас герои не принц Датский, а Розенкранц и Гильденстерн. Это мелкие люди, которые все время кому-то нашептывают. Это мелюзга такая, которая заполонила весь мир. Вот это герои нашего времени.

В советские времена - оборотная сторона: на экране царила сплошная голубизна - слащавые герои с голубыми глазами. Секретарь обкома - с голубыми глазами, ходит словно бы на ходулях, неживой такой человек, который все правильно делает. Такого ведь не бывает! И равняться на такого неживого человека было нереально, потому что он не вызывал ни симпатии, ни уважения - ничего из-за этой своей правильности непробиваемой… Я поэтому всегда хотел играть отрицательных героев, потому что в отрицательных была какая-то правда, в них была жизнь.

Роль Тараса Бульбы в фильме Владимира Бортко, без сомнений, одна из лучших в биографии Ступки.

Роль Тараса Бульбы в фильме Владимира Бортко, без сомнений, одна из лучших в биографии Ступки.